ВоскресеньеВс, 28 апреля 07:53 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,78 ▼-0,23 EUR 98,03 ▼-0,69

Вся правда о беспилотных аппаратах и правилах их применения

13 декабря 2023 года, 11:33

Какое будущее ждет рынок дронов в России.

Вся правда о беспилотных аппаратах и правилах их применения

Прогресс сделал еще один шаг вперед — и вот уже Человек Летающий (или, по крайней мере, летать мечтающий) заполонил небо беспилотными летательными аппаратами. Как водится, новинку взяли на вооружение военные, однако и в мирных целях дроны открывают широкий как небо простор для применения. Кроме того, для кого-то беспилотники превратились в своего рода занятную игрушку и сегодня их обладатели озабочены в основном тем, что, как и где разрешает использовать в этом спектре российское законодательство.

Чем отличается дрон от дрона

Разумеется, бороздящие небеса беспилотные аппараты отличаются друг от друга. Для беспилотников существуют свои градации, которые диктуют различные правила использования. Эти градации зависят от размера и массы дронов.

Аппараты различают по массе

до 150 граммов;

от 150 г до 30 килограммов;

свыше 30 кг.

30 кг — это порог, который разделяет беспилотный летательный аппарат (БЛА) от беспилотного воздушного судна (БВС). До 30 кг — БЛА, свыше 30 кг — БВС. БЛА (иначе, неофициально, их также называют БПЛА, как это было принято на официальном уровне ранее) нужно регистрировать, БВС кроме регистрации требует еще и получение сертификата летной годности по правилам воздушных судов. Это довольно сложная и дорогая процедура и сегодня она пока не отличается от получения сертификата на большие воздушные суда, которые человек пилотирует.

Для инженера-конструктора здесь кроется следующая проблема: превышение порога в 30 кг веса приводит к сильному удорожанию дрона. Сертификация и дополнительное оборудование тяжелых аппаратов требует больших финансовых затрат. Как следствие, на данный момент наблюдается некая «яма» в весовых категориях гражданских БЛА. Разработчики стараются не «улетать» за рамки 30-ти кг взлетного веса, а если и «улетать», то уж тогда сразу далеко, в область массы аппаратов в 0,5−1,5 тонны: тогда стоимость сертификации как можно меньше будет сказываться в процентном отношении на конечной стоимости устройства.

Однако в этой сфере существуют и свои положительные изменения. Так, для дронов сельскохозяйственного назначения, которые на данный момент имеют массу в основном от 50 до 100 кг, собираются сделать исключение и сертификации на них не требовать, не признавая их воздушными судами вовсе: летают такие аппараты только над полями, где нет ни жилья, ни особо важных объектов, при этом невысоко — до 10-ти метров над землей (обязательное ограничение).

Дроны коммерческие и нет

Как рассказал директор по развитию и учредитель нижегородской «Региональной Промышленной Компании» (РПК) Андрей Соколов, для гражданских беспилотников, кроме упомянутых уже сельхоз-дронов, существует весьма широкое пространство для применения.

В частности, специалисты компании ведут разработки в направлении коммерческого использования БЛА — в первую очередь при развитии служб воздушной доставки. Покупки людям вполне могут доставлять по воздуху дроны. Россия — это огромные территории, транспортная доступность на которых очень часто оставляет желать лучшего. Необходимость создавать воздушные транспортные сети в рамках транспортно-логистической инфраструктуры напрашивается сама собой. И создавать такие системы время требует уже в ближайшем будущем.

В частности, развитие доставки на уровне прочно вошедших в наш обиход маркет-плейсов (Labirint, Ozon, Wildberries, Самокат, Яндекс маркет и другие) — дело, считают специалисты, уже достаточно скорое. Беспилотник способен приносить покупки в самые труднодоступные районы. Правда, пока такая доставка излишне дорога и потому не рентабельна, однако в ближайшей перспективе ситуация может кардинально измениться. Иную окраску обозначенной задаче дает необходимость и возможность быстрой доставки лекарств и иных остро-необходимых средств — или, к примеру, запчастей. Как средство снизить себестоимость доставки инженеры видят формирование автоматических воздушных сетей, оборудованных роботизированными же дронопортами. Подобная сеть создаст условия для рентабельности курсирования БЛА в коммерческих целях.

Что же касается еще более необходимого в социуме некоммерческого использования дронов — аэрофото- и видеосъемка, сельское хозяйство, профилактика и тушение пожаров, обозначенная выше срочная доставка медикаментов и др., — то такое применение БЛА или уже в ходу, или также не за горами. Вопрос главным образом заключается именно в создании развитых и разветвленных автоматических воздушных сетей.

Для таких решений инженеры и конструкторы создают БЛА с вертикальным взлетом и посадкой самолетного типа: аппараты именно такого рода позволяют автоматизировать процесс полета на все 100%. И обеспечить при этом достаточно большую дальность. У нижегородских производителей уже есть оригинальные решения в этом направлении, некоторые из которых запатентованы.

Где и как могут летать дроны

Технологическое развитие сферы БЛА стимулирует и развитие российского законодательства: закон просто вынужден адаптироваться к новым реалиям.

Хотя тяжеловесный «левиафан» закона, как известно, слишком часто оказывается неповоротлив и не поспевает за быстролетными дронами. В частности, российский закон пока еще недостаточно отлажен для реализации бизнес-проектов по воздушным роботизированным транспортным системам.

А вот для обычных людей, которые хотят пользоваться собственными БЛА, есть повод порадоваться.

Так, сегодня становится намного проще зарегистрировать свои аппараты и совершать с их помощью любительские полеты. Регистрировать дроны, конечно, нужно, но теперь это, в частности, можно сделать через сайт Госуслуги с помощью специального портала регистрации БЛА. Регистрации подлежат все летательные аппараты массой более 150 г.

Проще стало и, собственно, выполнять легальные полеты, хотя еще два-три года назад поднимать в воздух беспилотник нельзя было без запроса на разрешения выполнить полет. Сегодня же зарегистрированный дрон соответствующей массы может летать без особого разрешения, — если находится в зоне визуального контроля, а подъем дрона в воздух не превысит 150 м.

Разумеется, и место для курсирования аппарата не должно быть запрещенной для каких-либо полетов зоной. При этом законодатели пошли навстречу любителям запустить небольшие коптеры (например, гоночные FPV-дроны) и авиамодели — запустить свободно, без предварительных согласований с соответствующими службами, которые отвечают за полетную безопасность.

Другое дело — дрон на высоте более 150 м или когда он уходит из зоны видимости: в этом случае требуется разрешение от местного центра управления полетами. Для получения такого разрешения нужно предоставить полетный план.

Совсем маленькие аппараты массой до 150 г разрешений для полетов вовсе не требуют, поскольку и регистрации не подлежат.

Ранее ИА «Время Н» рассказывало о том, как изменились условия использования беспилотников в Нижегородской области.

Когда не нужно получать разрешение на полеты

Кроме того, разрешения на полеты не требуется для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) массой до 30 кг, когда соблюдены соответствующие условия. А именно:

полет должен проходить на высоте до 150 м от земли или от воды;

в светлое время суток и в пределах прямой видимости;

за пределами диспетчерских зон аэропортов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных и специальных зон, зон ограничения полетов;

за пределами городов и населенных пунктов;

вне воздушных зон проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований;

вне объектов государственной охраны.

При этом управлять БПЛА весом до 150 г может любой, а вот массой от 150 г до 30 кг — только люди старше 14 лет. Получать свидетельство пилота им для этого не понадобится, однако на такие полеты необходимо назначать командира воздушного судна. Экипаж беспилотного воздушного судна должен состоять из одного либо нескольких внешних пилотов, один из которых решением владельца судна и назначается командиром.

Будущее дронов

Специалисты уверяют: развитие этой сферы идет поступательно, следовательно, и применение дронов в целом, и рынок беспилотников будет расти. По мнению специалистов, достаточный научно-технический задел и правовая база для запуска автоматических воздушных сетей федерального значения сформируется через 10−15 лет — наряду с отдельными воздушными линиями доставки при помощи дронов значения местного. Все это может сформироваться намного раньше, с учетом конкретных потребностей регионов и их заинтересованности в развитии таких технологий.

Размеры дронов будут варьироваться. Специалисты предполагают, что, скорее всего, более остальных станет развиваться класс воздушных роботов со взлетной массой 30 кг — при условии, что весовой критерий сертификации воздушных судов не пересмотрят в сторону увеличения, например, повысив ограничение по весу до 50 кг или вообще до 120 кг — до легких летательных аппаратов. Другой перспективный сегмент — класс беспилотных воздушных судов взлетной массой около 1,5 т при полезной нагрузке в 500 кг.

К этому времени вся сфера крылатых беспилотников может сильно измениться. В частности, инженеры ждут, что в течение тех же полутора десятилетий в эксплуатации будут находиться беспилотные авиационные системы, интегрированные в системы автодоставки с применением электротранспорта.

Что ж, пожелаем и дронам и их создателям — «от винта»!



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем