СредаСр, 27 ноября 02:25 16+
Сейчас  °C
USD$ 105,06 ▲1,27 EUR 110,49 ▲1,62

«Покровка, 8» приглашает нижегородцев увидеть «Царственно поставленный город»

5 ноября 2020 года, 13:19 Тема: 800-летие Нижнего Новгорода  

В музее-филиале НГИАМЗ «Покровка, 8» был организован День открытых дверей. Журналисты и блогеры смогли ознакомиться с новой экспозицией, которая посвящена Нижнему Новгороду.

«Покровка, 8» приглашает нижегородцев увидеть «Царственно поставленный город»

Фото: Ольга Ковалева

С 4 ноября 2019 года по 20 августа 2020-го музей-филиал Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) «Покровка, 8» был закрыт на реконструкцию. Здесь проведен капитальный ремонт, сделана перепланировка, появилось новое выставочное пространство. При этом был сохранен оригинальный паркет и другие детали интерьера.

В преддверии 800-летия Нижнего Новгорода на втором и третьем этажах открылась выставка «Царственно поставленный город». Это выражение, ставшее «крылатым», принадлежит русскому живописцу Илье Репину, посетившему Нижний в 1870 году. В нем звучит его искреннее восхищение красотой старинного города.

Также возобновила свою работу и мемориальная экспозиция, организованная в честь Я.М. Свердлова, а «Игрушечный музей» переехал в цокольный этаж.

«Царственно поставленный город» (6+)

Основная часть выставки «Царственно поставленный город» состоит из произведений печатной графики XIX — начала XX веков — гравюр, литографий, дореволюционных фотографий из личной коллекции Вячеслава Хуртина, а также работ мастеров нижегородских художественных промыслов.

Вячеслав Хуртин — коллекционер предметов истории и техники, предприниматель, заведующий музеем-филиалом НГИАМЗ «Технический музей». Около 25 лет назад он купил на блошином рынке старинный штангенциркуль, с которого началась коллекция предметов старинной техники, сегодня насчитывающая свыше двух тысяч предметов — от старинного топора до токарного станка, а также механические музыкальные инструменты, велосипеды, часы и другое.

«Вячеслав Хуртин родился в Ивановской области, но считает себя нижегородцем. История нашего города давно являлась предметом его интереса. Как он мог выглядеть до появления фотографии? Тогда-то коллекционер стал изучать печатную графику», — рассказала старший научный сотрудник музея-филиала Ульяна Кузнецова.

По ее словам, сама технология изготовления ему была известна с детства, поскольку его отец гравировал по металлу. Первая гравюра с видами Нижнего Новгорода была приобретена им пятнадцать лет назад, сейчас в его коллекции насчитывается около ста произведений печатной графики.

В данной экспозиции представлены три вида гравюр — резцовая на меди, литография на камне и линография, то есть сделанная на линолеуме (на выставке представлены две гравюры 1925 года, выполненные на таком материале, но в целом подобные работы под исчезновением, потому что такое толстое полотно уже не выпускается — прим. ред.).

Экскурсовод подробно рассказала о том, как получалась резцовая гравюра — одна из самых древнейших. Она продемонстрировала станок для печати гравюр XIX века.

«Как ее изготавливали? Для начала на металлической пластине создавали рисунок, перед печатью на нее наносились чернила, излишки убирались, затем накладывали влажную бумагу, вставляли в станок и прокручивали, в результате получали оттиск», — пояснила она.

На выставке представлена большая серия литографий с видами архитектурных памятников и видов Нижнего Новгорода художника-самоучки Дмитрия Быстрицкого. Однажды он показал свои работы издателю «Русского художественного листка» Василию Тимму. С добавлением соответствующих описаний они были рекомендованы к печати. Написание текстов было поручено знатоку нижегородской старины Николаю Храмцовскому.

Однако это не самые ранние по времени изображения города из представленных здесь. Уникальными являются две маленькие работы, за которыми стоит большая история. В 1838 году художник Никанор Чернецов вместе с братьями совершил длительное путешествие по Волге, в ходе которого они делали небольшие зарисовки берегов реки, легшие в основу огромной панорамы.

«Ее длина составила 740 метров, высота — 2,5 метра. Панорама была закреплена на цилиндрах и она вращалась, то есть создавалось впечатление, что ты плывешь по Волге и смотришь на города. Вскоре она пришла в ветхость, потому что много экспонировалась, на данный момент работа утрачена», — сообщила сотрудница музея.

Нижний Новгород писали не только русские художники, но и зарубежные. В частности, в 1839 году город посетил французский художник Андре Дюран. Он стремился запечатлеть те исторические места, аналогий которым практически нет в Европе.

«Он приехал в Россию и понял, что мы отличаемся от Европы храмовой архитектурой и костюмами. В 1840 году, вернувшись домой, Дюран начал переводить свои рисунки на литографский камень и постепенно начали выходить его альбомы», — рассказала Ульяна Кузнецова.

На данной выставке взгляд посетителей, конечно же, приковывает и современный макет Нижегородского кремля, сделанный в этом году специально для этой экспозиции. На нем изображены 14 башен. 14-я — выносная, стрельница, она соединялась с Дмитриевской башней и каменным мостом.

Нижегородский кремль — ранний и выдающийся памятник русского военно-инженерного зодчества. Был построен в 1500—1517 годах как форпост русского государства на Востоке. Общая длина линии стен и башен — 2 045 метров. За время своего существования каменный кремль выдержал ряд осад, но ни разу не был взят врагами.

«Здесь продемонстрирован ров — от Коромысловой башни до Георгиевской. Он сухой, воды не было», — отметила Ульяна Кузнецова.

В самом центре — Спасо-Преображенский собор, в 1920-е годы был разобран. Также есть колокольня, которую восстанавливают сейчас. Кроме того, тут стоит Михайло-Архангельский собор.

Отдельный зал посвящен образу Нижегородской ярмарки в печатной графике. Играя большую роль в отечественной и международной торговле, уникальный архитектурный ансамбль давал массу материала для глаз наблюдательного художника. Отметим литографии, сделанные Василием Тиммом с рисунков Владимира Рыбинского — «Вид Нижнего Новгорода с моста через Оку» и «Ярмарочный собор и Китайские ряды».

На выставке также представлены панорамы, принадлежащие выдающимся фотолетописцам нашего города Андрею Карелину и Максиму Дмитриеву.

«Известный издатель Иван Сытин, когда увидел работы Карелина и Дмитриева, сразу понял, что они будут хорошо раскупаться. Чтобы обойти авторское право, он покупает панораму, нанимает художников, они перерисовывают ее на камень и делают оттиск на фотобумагу. Полученная панорама складывалась в два раза в специальную обложку и продавалась», — рассказала Ульяна Кузнецова.

Особое место занимают работы мастеров знаменитых нижегородских предприятий народных художественных промыслов — ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» и ЗАО фабрика «Городецкая роспись».

«Этот яркий и теплый зал посвящен нижегородским народным художественным промыслам. Нижегородская область — столица народных промыслов, официально 22 зарегистрированных НХП», — сообщила научный сотрудник музея-филиала.

В центре внимания — еще один макет Нижегородского кремля. Его выполнил главный художник Казаковского предприятия художественных изделий Борис Тупичкин.

«Модель исполнена в технике чернения серебра, это ювелирная работа», — пояснила сотрудница музея.

Искусство скани, или филиграни, как одного из видов художественной обработки металла, известно на Руси очень давно. Одним из крупнейших центров сканного производства в нашей стране является село Казаково Вачского района Нижегородской области. Казаковское предприятие выпускает самые разнообразные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки, женские украшения, ордена и знаки различия российской армии…

По словам экскурсовода, в зале экспонируются семнадцать работ мастеров городецкой росписи. Они были написаны весной 2020 года и полностью раскрывают портрет Нижнего Новгорода.

«Наряду с традиционными для городецкой росписи сценами гуляний, чаепитий, прогулок большое место в этих работах уделено узнаваемым архитектурным достопримечательностям нашего города — Кремлю, Дому трудолюбия и так далее», — заметила Ульяна Кузнецова.

Городецкая роспись по дереву по праву считается одним из самых известных художественных промыслов России. История неповторимой росписи, соединившей в себе черты художественного и сюжетного своеобразия народной живописи, насчитывает уже более полутора веков.

Мемориальный музей Я.М. Свердлова (6+)

Мемориальный музей, посвященный революционеру Якову Свердлову, − неотъемлемая часть «Покровки, 8».

Здание, где он располагается, построено во второй половине 1940-х годов. В то время в особняке на первом этаже работал магазин, а верхние два этажа сдавались под квартиры. К дому примыкало крохотное одноэтажное здание, в котором с 1881 года находилась штемпельно-граверная и скоропечатная мастерская отца Якова.

В передней комнате, окна которой выходят на главную улицу города, работала мастерская, а в задней − проживала семья Михаила Израилевича Свердлова. Здесь, 4 июня 1885 года, появился на свет Яков Свердлов — будущий соратник В.И. Ленина, председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Советской республики (с ноября 1917 года — прим. ред.).

В 1896 году в Нижнем Новгороде была проведена знаменитая Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой Михаил Израилевич открыл небольшой павильон по приему заказов, что существенно улучшило материальное положение семьи. Вскоре она переехала во флигель, который стоял во дворе, и на втором этаже которого семьей была приобретена четырехкомнатная квартира.

В их прежнем помещении была оборудована скоропечатная мастерская. В ней был установлен печатный станок «Американка», на котором отец Свердлова и работники штемпельно-граверной создавали визитки, приглашения, рекламные листки.

Известно, что Яков использовал данный станок в революционных целях: печатал листовки, изготавливал документы для товарищей, находившихся на нелегальном положении.

С 1947 года в этом здании заработал музей, созданный к 30-летию Октябрьской революции и рассказывающий о жизни и деятельности Свердлова, а его именем называлась вся улица, на которой он родился.

Сейчас в музее можно увидеть макет мастерской отца Якова Свердлова. Экспонат создали на основе документальных материалов.

К 1970 году, к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, музею Свердлова был отдан трехэтажный особняк, на втором этаже которого была создана экспозиция о жизни революционера. В одноэтажном же помещении решено было установить все то, что отображено в данном макете.

Интересно, что интерьер мастерской воссоздан по воспоминаниям ее бывших работников, которых там можно еще «встретить» за своими рабочими столами, на которых выставлены изделия ремесленного труда (печати, пластинки с гравировкой и многое другое).

Представленные тут вещи — подлинные, но не мемориальные. Предметов, которые относятся к семье Свердлова, сохранилось очень мало. Все они хранятся в фондах НГИАМЗ.

По словам работников музея-филиала НГИАМЗ «Покровка, 8», мемориальный комплекс Я.М. Свердлова посещают многие туристы, в частности, из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов России.

«Вход в помещение осуществляется по демократичным ценам. В силу того, что квартирка Свердловых очень маленькая, и к тому же требующая ремонта (экспонаты „чувствуют“ себя здесь не очень хорошо из-за холода и сырости), собираются небольшие группы — по пять-семь человек, которым рассказывается история этой семьи», — рассказали в учреждении.

Добавим, что сейчас проходит реставрация фасада одноэтажного здания, где располагалась мастерская, и ремонт кровли.

«В планах „Покровки, 8“ создать обширную экспозицию о нижегородском периоде жизни Якова Свердлова», — добавили в музее.

Игрушечный музей (0+)

В основе единственного в Нижнем Новгороде «Игрушечного музея» лежит частная коллекция художника Александра Лаврова. В экспозиции собраны игрушки советского и зарубежного производства за последние 100 лет.

Экскурсовод Надежда Зеленцова познакомила журналистов и блогеров с «жителями» музея. В первом зале показана история ребенка с его рождения до школьной поры.

«Популярная игрушка советского времени − это пупс. Его особенностями были безопасность, минимум красок, игрушку легко было мыть и одевать. Все пупсы, как правило, выпускались без одежды. Но дети все же мечтали о тех, у которых двигались ножки и ручки», − рассказала сотрудница музея.

В экспозиции даже есть прищурившийся пупсик из Японии, а также игрушка-пупс 1952 года французского производства, выполненная из целлулоида (пластмассы − прим. ред.).

Популярными также были пупсы в виде маленького Володи Ульянова (Ленина — прим. ред.). Они напоминали куклы по имени «Ганс» фабрики «Шильдкрёт» (ГДР).

Фабрика «Шильдкрёт» изначально выпускала изделия из эбонита (каучук — прим. ред.), но позже появился целлулоид. Это производство существует до сих пор, но ассортимент расширился − здесь стали делать плюшевых медвежат и зайчиков.

На стенде с игрушками, которыми дети играли в садике, можно найти такие миниатюрные бытовые предметы, как весы, электрическую плиту, мясорубку, утюги, стиральную машинку и прочее. Но особенно детям нравились игрушки-пищалки и плоскостные игрушки с бегущими глазками, и, конечно же, самые любимые мишки.

«Раньше мишек набивали опилками, ватой, мочалом или очёсом (необработанная шерсть — прим. ред.). Старые игрушки были намного тяжелее современных», — подчеркнула экскурсовод.

В центре школьного уголка, конечно же, стоит советская парта. Неотъемлемые атрибуты ученика также тут есть — дневник (1937−1938 годов, который мало чем отличается от современного — прим. ред.), счеты, калькулятор, пластилин, карандаши…

Каждый мальчишка мечтал о железной дороге и машинах (в экспозиции присутствуют не убиваемые игрушки Ленинградского завода металлоизделий — прим. ред.).

«Раньше машинки были, как и сегодня. Они также ездили вперед-назад, но были заводные, сейчас же они функционируют на батарейках. Что касается больших автомобилей, то у современных детей есть похожие, но они пластмассовые и работают на аккумуляторе», — пояснила Надежда Зеленцова.

Девочки же, в свою очередь, просили своих мам и пап подарить им куклы. Какие виды кукол только не представлены в этом музее — здесь «живет» и нежная блондинка из Франции, модницы из ГДР в меховых шубках, но «вишенкой на торте», конечно, является «Непослушная Аленка».

В музей эту капризулю, которая отказывается есть кашку, принесла жительница Нижнего Новгорода. Она рассказала, что приобрела ее на карманные деньги в девять лет.

Во втором зале музея можно встретиться с игрушками из любимых сказок — Емелей, Айболитом, Чиполлино, Мальвиной; посетить цирк, где на арене увидишь не только бумажных животных, но и миниатюрных Юрия Никулина, Олега Попова и других; а также полететь в Космос (всевозможные луноходы, вездеходы, роботы могут в этом помочь — прим. ред.); и даже познакомиться с первыми персонажами телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!» — Шустриком и Мямликом (изначально они были нарисованными — прим. ред.), уже потом им на смену пришли Хрюша со Степашкой.

Кроме того, здесь оборудован небольшой уголок с настольными играми, благодаря которым каждый посетитель сможет в них поиграть и окунуться в детство.

«Если у вас сохранились игрушки того времени и вам не жалко с ними расстаться, приносите их к нам, здесь они смогут обрести новый дом», — заключила экскурсовод Надежда Зеленцова.

Автор: Ольга Ковалева

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Культура
Нижегородский музей Добролюбова открывает свои двери для посетителей после ремонта
Работы велись там три года.
Культура
«Карман России» в кошельке
ЦБ РФ с 1992 года по настоящее время выпустил несколько десятков памятных и инвестиционных монет, прямо или косвенно относящихся к Нижнему Новгороду и Нижегородской области.
Общество
Михаил Курюмов: «Нижегородцы осознают необходимость заботы о здоровье своих питомцев»
Председатель регионального комитета ветеринарии рассказал о главных его задачах в интервью ИА «Время Н».
Культура
Наталья Бочкарева — о 105-летии Нижегородской детской библиотеки им. Мавриной
Она дала интервью «Волге 24».