ЧетвергЧт, 28 марта 17:32 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,59 ▲0,02 EUR 100,27 ▼-0,14

Ближний Восток — и чужд, и далек

10 декабря 2015 года, 10:26

Каждую неделю на протяжении последних месяцев информационное пространство, за которым внимательно следят нижегородцы, разрывают сообщения о противоборстве радикальных исламистов и остального цивилизованного мира на Ближнем Востоке. Федеральные и зарубежные СМИ формируют картинку, которую каждый подспудно начинает проецировать на окружающую его действительность, и вот уже кто-то с недоверием прислушивается к соседям через стенку, совершающим ежедневный намаз, а кто-то бросает косые взгляды на случайных прохожих, говорящих на незнакомом ему языке… Стоит ли быть сегодня настолько мнительным?..

История учит

Мусульман и христиан Нижегородской области связывают многовековые традиции совместного проживания и сплочения перед угрозой извне.

— Если обратиться к истории, то на борьбу с польскими интервентами в начале XVII века наш земляк и национальный герой Кузьма Минин созвал в ополчение не только русских людей, но и поволжских татар, которые откликнулись на его призыв. И есть версия, что сам Минин был из крещеных татар, — приводит пример национального единения заместитель председателя Духовного управления мусульман России в Нижегородской области Мунир Беюсов.

Что уж говорить о Великой Отечественной войне, в которой на защиту Родины встали представители многих национальностей, не считаясь со своим вероисповеданием.

— Мусульманин — это, прежде всего, помощник. Он всегда должен прийти на помощь, независимо от того, кто его сосед: еврей, русский, черный, белый или желтый человек. Не случайно, Российское государство и до революции, и потом доверяло мусульманам, считая их своими союзниками, — отмечает Мунир Беюсов.

В истории страны не единожды случались всплески как внутреннего, так и внешнего политического экстремизма. Из недавних событий — обострение ситуации на Северном Кавказе. Но и этот кризис удалось преодолеть не только боевыми действиями, но и совместными усилиями всех конфессий.

— Сегодня духовные лидеры и православные, и мусульманские осуждают террор и тех, кто с оружием в руках от той или иной религии вершат убийства, злодеяния и пытаются тем самым перекроить геополитическую ситуацию, и внутри страны народы и конфессии, наоборот, только сплачиваются перед очередными угрозами, — подчеркивает Мунир Беюсов.

Совсем не тот ислам

Гнездом террористического зла сегодня все признают Ближний Восток, но не его государства, а те запрещенные организации, которые там формируются и ведут свою деятельность, подкрепляя ее извращенными взглядами на первоначально данную религию.

— Они не имеют ничего общего с тем исламом, который исповедуют народы России, поскольку трактуют религию так, как им нужно, — считает председатель НРОО «Конгресс ираноязычных народов» Эрадж Боев.

— Ислам учит гуманности и доброте. В его истории никогда не было таких «серых страниц», какие мы видим сегодня, потому что религия стала слишком политизированной, и во многих странах это очень большая проблема. Ислам в переводе с арабского означает «мир», а если открыть священный Коран, его первый аят гласит «во имя всевышнего Аллаха, милостивого и милосердного», такими он призывает быть и остальных мусульман, — подчеркивает Мунир Беюсов.

Эксперты-исламоведы признают, что идеология «Исламского государства» (оно же ДАИШ) и других террористических организаций Востока базируется на такфиризме, то есть обвинении в неверии.

— Эта идеология направлена не столько против представителей других религиозных конфессий, сколько против самих мусульман. Такфиризм осуждается традиционным исламским богословием, поскольку он направлен на раскол и дискредитацию религии как таковой, — поясняет Эрадж Боев.

То есть деятельность радикалов направлена против тех извечных ценностей, которые характерны для народов России, исповедующих ислам. Так, мусульмане, которые проживают на Северном Кавказ, более склонны к суфизму (эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность), что также вступает в противоречие с теми радикальными установками, которые призваны противопоставить традиционные ценности этнокультурного наследия народов своим извращенным и конкретным целям.

Марионеточные персонажи

Чтобы понять, чего добиваются своими действиями террористы, не нужно быть выдающимся экспертом. Вся суть заключена в захвате природных ресурсов — нефти и газа, которыми богаты страны Ближнего Востока, а также снизить влияние одних и повысить других на отдельно взятом участке суши. Но терроризм в данном случае всего лишь инструмент, которым с различной степенью мастерства орудуют все заинтересованные персонажи от мировой политики.

— На примере Турции мы видим, что ряд государств используют фактор «Исламского государства» в своих международных и региональных интересах. Так, турецкое руководство, прикрываясь «борьбой с ИГИЛ», осуществляет давление на курдов, причем на территории соседней Сирии, игнорируя суверенитет этой страны. С другой стороны, оно озабочено получением дешевых энергоресурсов из этого региона, в котором сегодня царит хаос. Сюда же можно отнести и арабские монархии Персидского залива, для которых фактор «Исламского государства» очень выгоден для того, чтобы оказывать давление на своих соседей. Например, на Иран, который является союзником России в борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке. Если же взять западные страны, то для них нынешняя нестабильная ситуация и усиление радикальных организаций объективно являются поводом для обоснования необходимости усиления своего присутствия в этом регионе, — поясняет Эрадж Боев.

Считается, что у терроризма нет национальности и религии. Так чьими же руками сегодня перекраивается геополитическая обстановка? Кто эти люди, которые взрывают самолеты и расстреливают мирных граждан?

— Действия этих псевдомусульман говорят сами за себя. Они — головорезы и убийцы. Среди них практически нет местных арабов, уроженцев Сирии, Иордании; в большинстве своем члены террористических организаций — это преступники: наркоманы, сутенеры, уголовники, которые бежали от правосудия из своих стран. Это потомки когда-то мигрировавших из арабского мира людей под видом беженцев, которые выросли в той же Европе. Да, возможно их там притесняли, где-то им что-то недодали, жили они в нищете, внутри у них сложился комплекс неполноценности и ненависти к тем, кто их окружал, поэтому теперь они считают, что должны восстановить справедливость. Много среди таких людей и неофитов, которых завербовали эмиссары террористических организаций, — отвечает Мунир Беюсов.

На страже душ и сердец

О том, как можно попасть на крючок псевдоисламизма браконьеров неокрепшего человеческого сознания, более чем детально повествует история москвички Варвары Карауловой, пропавшей в конце мая этого года и задержанной в начале июня на границе Турции и Сирии совместными усилиями местных и российских спецслужб. Как утверждает девушка, она стала «жертвой применения каких-то изощренных средств вербовки» через опосредованное влияние социальных сетей. После этого случая Общественная палата Российской Федерации предложила проводить во всех старших классах школы страны и в вузах занятия по противодействию вербовке в террористические и криминальные организации и в секты.

В Нижегородской области, в соответствии с федеральной инициативой, «Конгрессом ираноязычных народов» разрабатывается цикл мероприятий просветительской направленности для молодежи по профилактике экстремизма.

Кроме того, в мусульманских общинах имамы в каждую пятничную проповедь предостерегают своих прихожан от совершения глупых и необдуманных шагов. То же самое происходит и в православных приходах.

— Наша общая задача — заниматься профилактикой, лечением душ людей и их сердец и делать это вовремя, пока мы не опоздали, — говорит Мунир Беюсов. — Не нужно в нынешнее время прятаться друг от друга, нужно больше общаться, ставить конкретные вопросы. Очень хорошо было бы, если б православные общины приглашали к себе имамов, чтобы они рассказывали молодым людям о разнице между радикальным и традиционным исламом, и эти встречи были бы постоянными. Ведь ответственность за недопущение радикализации общества лежит не только на представителях конфессий или политиках, но на всех нас, живущих в Нижегородской области.

— Мы отрицательно смотрим на любые попытки вовлечь российских мусульман в экстремистские организации и пресекаем их, — заверяет исполнительный директор Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области Рамиль Салихжанов. — Кому и зачем туда вступать и для чего?!

Этот риторический вопрос подчеркивает общее настроение представителей конфессий и национальностей, проживающих на территории нашего региона, и факт недавнего пикета в Нижнем Новгороде в поддержку российской армии в борьбе с ИГИЛ, в котором приняли участие татары, узбеки, дагестанцы, армяне, белорусы и русские, говорит о всеобщем единении против терроризма и порицании его проявлений в любом виде.

Автор: Корр. Дмитрий Шкода



Картина дня
Рекомендуем