Нижегородские родители детей-диабетиков просят правительство о памятке для педагогов
14 января 2019 года, 15:00
Необходимо, чтобы в министерстве здравоохранения памятку грамотно составили, а затем из минобразования направили в минздрав соответствующий запрос на получение данного документа. После этого его можно будет разместить на сайтах всех учреждений системы образования, а руководство детских садов и школ сможет довести новые правила до своих подчиненных в случае появления в коллективе такого ребенка.
Нижегородские родители детей-диабетиков просят распространить по учебным заведениям региона официальную памятку для руководства и персонала учебных заведений, которая будет содержать основные сведения о болезни (сахарном диабете 1 типа) и особенностях присмотра за такими детьми.
По данному вопросу активисты родительского сообщества уже обращались в региональный минздрав, а теперь планируют идти в минобр области. Необходимо, чтобы в министерстве здравоохранения памятку грамотно составили, а затем из минобразования направили в минздрав соответствующий запрос на получение данного документа. После этого его можно будет разместить на сайтах всех учреждений системы образования, а руководство детских садов и школ сможет довести новые правила до своих подчиненных в случае появления в коллективе такого ребенка.
Дело в том, что, как 11 января заявила в эфире программы «Папа может» на радио «Маяк» начальник отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Татьяна Боровкова, для детей, болеющих диабетом, в регионе не предусмотрено специальных детских садов и школ. Напротив, по её словам, сейчас активно внедряется система так называемого «инклюзивного образования», при которой дети-инвалиды обучаются вместе со здоровыми сверстниками.
Фото из группы радио Маяк в соцсети
Получается парадоксальная ситуация: многие родители и рады бы воспользоваться услугами спецсада, но таковых не существует. Соответственно, чтобы ребенок не замкнулся в себе и не почувствовал себя ущербным и отвергнутым, а родители могли продолжать работать, для семьи остается единственный вариант: стучаться в обычный сад, где малыш может получить социализацию и дошкольное образование.
Но здесь механизм даёт сбой: на практике постоянно происходят случаи, когда малышей с диабетом выживают из детских садов, либо родители сами оставляют попытки пробить стену негатива и непонимания и решают совсем не отдавать ребенка в сад.
С одной стороны, это где-то можно понять: воспитатели и заведующие боятся неизвестного и впадают в панику (если не сказать, в агрессию), но с другой — отовсюду, в том числе от сотрудников министерств, звучит бодрая фраза «диабет — не приговор, а образ жизни» (см. фото). Однако, когда родители пытаются определить малыша-диабетика в детский сад (то есть вернуться к тому самому нормальному образу жизни), они сталкиваются с массой проблем. Потому что инклюзивное образование для детей с диагнозом «сахарный диабет 1 типа» на деле в учебных заведениях никак не реализовано. Ни сады, ни школы пока не адаптированы под особенности таких детей.
Реальный случай: в одном из садов Нижнего Новгорода воспитатели принципиально и умышленно игнорировали особые потребности ребенка-диабетика, чтобы родители не выдержали психологического давления и забрали малыша из детского сада. В результате их поведение создало угрозу жизни ребенка, и дело дошло почти до прокуратуры. Только после этого проблема решилась: заведующая, наконец, назначила в группу новых адекватных воспитателей, которые спокойно восприняли наличие в группе такого ребенка и согласились в течение дня выполнять для него несколько дополнительных манипуляций.
Не менее остро стоит проблема и в начальной школе, ведь маленький ученик ещё не в состоянии правильно сделать себе укол и продумать своё питание. Как минимум, такой школьник нуждается в понимании взрослыми его состояния и контроле его действий со стороны учителя или школьной медсестры. Потому что работающая мама не может целый день сидеть в коридоре, под дверью класса.
Частичное решение проблемы было найдено в Пермском крае: там для работников учебных заведений действует официальная памятка с основными сведениями, которая помогает педагогам научиться обращению с незаурядными подопечными.
На самом деле, при всей серьезности болезни, педагогу достаточно знать основной минимум правил, при соблюдении которых с ребенком-диабетиком в саду/школе ничего не случится. Это несколько замеров сахара при помощи глюкометра либо системы мониторинга и коррекция его уровня (в случае снижения) путём приёма быстрых углеводов — сладкого сока или сахара, который заранее приносят родители.
Эта тема крайне важна ещё и потому, что сахарный диабет 1 типа стремительно распространяется и, по оценкам медиков, уже приобрел характер пандемии. Поэтому, к несчастью, с каждым годом маленьких учеников и воспитанников с этим диагнозом будет становиться всё больше. И если от одного ребенка можно отмахнуться, то что делать, когда в детский сад или школу придут два, три, пять, (…) таких детей?..
В конце концов, большинство родителей тоже не имеют медицинского образования. Попадая в больницу с дебютом диабета у ребенка, они также ничего не знают об этой болезни. Однако в течение двух недель пребывания в стационаре им объясняют основные правила, после чего родители выписываются и спокойно контролируют у ребенка уровень сахара и количество съеденных углеводов. Никакой «высшей математики» здесь нет. Разобраться может любой, было бы желание.
Но сегодня появление в детском саду малыша с диабетом повергает руководство и персонал в состояние растерянности. Поэтому распространение специальной памятки может стать первым шагом в решении этой проблемы и налаживании взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами.
По этому вопросу представители родительского сообщества в январе встретятся с министром образования Нижегородской области Сергеем Злобиным.
Автор: Наталья Павлова