Нижний Новгород стал первым городом нового тура беспилотника StarLine
11 июня 2019 года, 10:10
Нижний Новгород принял в гости беспилотник, автомобиль проехал по городу и показал несколько «трюков» на автодроме. Корреспонденты РИА «Время Н» посидели за рулем необычной машины.
Фото: Юлия Горшкова
Столица Приволжья стала первым городом, в котором «гостит» беспилотный автомобиль из северной столицы — Санкт-Петербурга. Беспилотник StarLine пройдет по семи городам — через Нижний Новгород, Казань, Самару, Уфу, Челябинск, Екатеринбург и Пермь.
У автомобиля третий уровень автономности. После пробного заезда с операторами журналистам разрешили покататься без водителя. Автомобиль едет по заданному маршруту, однако за рулем должен находиться человек, который перехватит управление в нестандартной ситуации.
По словам менеджера по связям с общественностью Татьяны Парван, частично авто уже можно отнести к четвертому уровню автономности. Максимальный уровень — пятый, сейчас к нему все стремятся.
«Пятый уровень — это когда присутствие человека не нужно. Эксперты говорят, что примерно к 2025 году это начнет внедряться. Например, в сельском хозяйстве это уже активно используется. Но, в первую очередь, это грузоперевозки. Не будет больше уснувших дальнобойщиков», — говорит она.
Что внутри?
За безопасность робомобиля отвечают радар, лидары, которые «различают» объекты на дороге, стерео- и монокамеры, инерциальная и GPS-системы.
«То есть машина распознает любой объект: если человек, то она подождет, как он перейдет дорогу и поедет дальше, а если бетонный блок, то ей стоять бессмысленно, она перестроит маршрут», — рассказывает Татьяна.
Внутри салона — экран для оператора, который сидит за рулем и два — сзади, где можно увидеть проложенный маршрут автомобиля. Кроме этого, впереди есть кнопка аварийной остановки. К слову, еще две таких кнопки расположены на крыше машины. Таковы условия конкурса, в котором участвовала StarLine. Машина вошла в пятерку финалистов из 13-ти российских беспилотных авто. Прошедшей зимой разработчики представили ее на «Зимнем городе» от «Сколково», РВК и АСИ.
Представители компании рассказывают, в рамках состязаний автомобилям нужно было в условиях снегопада и отсутствия разметки в реальности пройти повороты, припарковаться, объехать препятствия, пропустить людей. Всего машины проходили восемь испытаний. Уже в этом году, в декабре, беспилотники посоревнуются в финале — им нужно будет преодолеть 50 км по городу.
«Одно из испытаний — имитация пробочного движения. То есть машина останавливается и беспилотник тоже должен это сделать, сохраняя дистанцию в два метра», — рассказывает Татьяна.
Сейчас команда готовится к конкурсу и тестирует изменения в конструкции системы. Машина уже ездила по дорогам России в прошлом году, но ее дорабатывают и сейчас. К примеру, на сегодняшний день в багажнике, где размещена система управления, нет кондиционера. В Нижнем Новгороде термометр показал в отделении 47 градусов по Цельсию. Разработчики рассказали «Время Н» о том, что именно по итогам этой поездки планируют добавить кондиционирование.
Из уже имеющихся изменений — беспилотник реализовали на базе Skoda. В машине поставили более мощные аккумуляторы, заменили пружины подвески, так как багажник со всей «умной» начинкой весит порядка 100 кг и с людьми авто «проседало».
«Машина сама не важна, это просто платформа. Любой автомобиль можно использовать. Создается система, которую можно интегрировать в любое авто в будущем», — рассказывает Татьяна Парван.
Будущее: автомобили и дороги
Беспилотник для НПО «СтарЛайн» — проект научный. Это эксперимент, который, по мнению представителей компании, сделает движение безопаснее. О монетизации разработок пока речи не идет. В прошлом году автомобиль успешно выступил на испытаниях Минтранса и Росавтодора у Крымского моста и проехал 2,5 тысячи километров по стране.
Что будет дальше? Разработчики говорят о том, что время традиционных автомобилей уйдет. Роботизированные системы позволят сделать машины безопаснее.
«Все автопроизводители сейчас делают беспилотники, потому что за этим будущее. Это безопасно. Беспилотник никогда не нарушит правила дорожного движения, соответственно, мы сократим количество жертв, когда все машины будут ездить по правилам», — говорит Татьяна.
Вместе с машинами меняться должны и дороги. Робомобили должны ездить по оцифрованным трассам. Тогда препятствием не станет ни грунтовка, ни «растаявшая» весной разметка.
«Какое принципиальное различие между системами помощи водителю, которые держат автомобиль в полосе движения, и реальным беспилотником? Система помощи, если не смогла помочь остановиться, удержать машину в полосе, это допустимо. У беспилотника — это недопустимо. Поэтому мы придерживаемся движения по картам. Уже все равно, есть ли у вас линия разметки в реальности, занесло ее снегом, смыло… она есть на карте», — рассказывает руководитель проекта Борис Иванов.
К новой эпохе готовится и государство. Активно с разработчиками сотрудничает Минтранс и Росавтодор. По словам Иванова, они сейчас занимаются картографией. Еще один интересный проект министерства связан с пробным прохождением границы между Финляндией и Россией на робомобиле.
«Минтранс плотно работает с финнами. Сейчас они готовят экспериментальный проезд из Хельсинки в Санкт-Петербург. Думают об автоматизации прохождения границы, потому что автомобиль должен остановиться, его должны досмотреть», — говорит он.
Кроме уже существующих, к будущему должны готовить и новые трассы. Сейчас дороги в России строят уже с учетом того, что по ним будут ездить беспилотные автомобили.
«Сейчас Минтранс и Росавтодор активно сотрудничают со всеми производителями беспилотных автомобилей. Все федеральные трассы сейчас строятся под беспилотники, оцифровываются», — добавляет Татьяна Парван.
Автор: Евгения Фондеркина