СубботаСб, 21 сентября 15:26
Сейчас +8 °C Вечером +4…+8
USD$ 63,85 ▼-0,37 EUR 70,60 ▼-0,34

Рос­сий­ский ри­тейл: бу­ду­щее за мест­ным про­из­вод­ством

19 марта 2019 года, 11:55

Россияне голосуют рублем за сетевые магазины и хотят видеть на полках местные товары. Более 80% населения городов-миллионников покупают продукты в сетевых магазинах, при этом 60% - на регулярной основе. Такие данные подготовили в прошлом году во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ). При этом данные Росстата за 2018 год говорят о том, что крупный ритейл обеспечил менее 40% всего товарооборота продуктов питания и табачных изделий, а значит у рынка сетевой торговли есть перспективы роста.

Российский ритейл: будущее за местным производством

Интересы сторон

Покупатели отмечают уровень сервиса, программы лояльности в крупных сетях и начинают все больше внимания уделять месту происхождения товара. 47% опрошенных ВЦИОМ сообщили, что с большей долей вероятности приобретут продукты местных производителей.

«Водораздел часто проходит даже не по линии „импортное — российское“, а по линии „местное — привозное“. Покупатели научились читать этикетки, закупки „вслепую“ — не в тренде»", — комментируют итоги опроса в центре социального проектирования «Платформа».

Для малого и среднего бизнеса работа с ритейлом позволяет развивать производство: улучшать качество продукта и его упаковки, расширять ассортимент, выходить на новые рынки сбыта, преодолевать сезонные спады спроса, возможные в единичных торговых точках.

Особое внимание у ритейла к социально значимым товарам и продуктам «первой свежести», таким как хлеб, молоко и молочные продукты, мясо, фрукты и овощи. При работе с местными поставщиками продукты в сетевые магазины попадают быстрее, соответственно приезжают более свежими.

Опыт нижегородских компаний

«Зеленые полки», социальная ответственность и возможность вселить в работников уверенность в завтрашнем дне — исполнительный директор нижегородской компании «ВАСТЭКО» Дмитрий Андреев поделился опытом сотрудничества местного бизнеса с федеральными сетями на примере X5 Retail Group.

«ВАСТЭКО» занимается производством товаров «здорового питания» по традиционным рецептам. Среди ассортимента есть топленое масло, каши, макароны из полбы, кондитерские изделия.

Сырье для продуктов — российское. Сначала основатели компании попробовали делать все сами, но потом поняли, что это тяжело. Сегодня полбу для макарон и каш выращивают в разных регионах. Нашли партнеров, которые по определенным правилам выращивают зерно, а «ВАСТЭКО» контролирует этот процесс.

Задача, которую перед собой ставят владельцы сейчас — максимально увеличить популярность своей «зеленой продукции». Сначала они работали с эко-магазинами, c небольшими точками в разных городах России, Беларуси и Казахстане. Позже задумались о том, чтобы расширить географию присутствия и обратились к крупному ритейлу.

«Активно работать с сетевым ритейлом мы начали сравнительно недавно. Решили попробовать наладить взаимодействие с сетями, которые готовы расширять ассортимент продукции для здорового питания, развивать так называемые „зеленые полки“. Также для нас важно, чтобы магазины были недалеко от дома и от мест работы покупателей», — рассказывает Дмитрий Андреев.

Сложившаяся конкуренция на рынке ритейла позволила «ВАСТЭКО» выбрать партнера, который не навязывает невыгодные условия, а способствует построению взаимовыгодных отношений. Выбор пал на X5 Retail Group, крупнейшую розничную компанию (в нее входят магазины «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). По словам Дмитрия Андреева, основатели сами решили обратиться с предложением о сотрудничестве. Первые переговоры прошли в сентябре 2017 года, в мае 2018-го компания прошла проверку, а уже в июле — начались первые отгрузки.

«Сотрудничество с таким крупным партнером позволило донести свою продукцию практически до каждого желающего. О нас узнали покупатели, которые обычно не ходят в эко-магазины. Даже знакомые начали чаще сообщать, что видели наш товар», — говорит он.

Работа с крупной федеральной сетью заставила пересмотреть свои взгляды на производство.

«Сотрудничество с ритейлом заставило нас пересмотреть рабочие процессы. Мы адаптировали упаковку своих продуктов, ввели дополнительные процессы на складах, повысили качество сертификации товаров, увеличили количество рабочих мест. Мы стали обращать внимание на каждую деталь. Это важно, потому что цена любой ошибки будет слишком высокой», — добавляет предприниматель.

Дмитрий отмечает и возросший оборот компании. В отличие от специализированных магазинов, которые работают в «сезон» и могут закрыться летом, ритейл обеспечивает производителям постоянный спрос на продукцию.

«Мы работаем на сегодняшний день с „Пятерочкой“ в нашем регионе, но смотрим и на другие субъекты РФ. В активной стадии переговоры с „Каруселью“. Вообще, статус партнера Х5 дает большие возможности продвижения продукции, не нужно объяснять другим партнерам, кто мы такие. На 2019 год у нас большие планы», — заявляет Андреев.

При этом производство продуктов питания стало не только бизнесом, но и вкладом в сельское хозяйство.

«Своей работой мы также хотели внести некий социальный вклад. Когда начинали сотрудничать с поставщиками сырья, видели, что людям буквально нечем было платить за электроэнергию, сотрудники были в административных отпусках. Теперь у партнеров постоянная загрузка производства, появились новые рабочие места в селах.

За этим бизнесом — человеческие судьбы, семьи и это уже немало. Мы помогаем сотням людей обрести уверенность в завтрашнем дне. Они знают, что делают хорошее дело, приносят пользу другим», — рассказывает Дмитрий.

Каждый третий продукт на полке — местный

По информации, которую предоставили в X5 Retail Group, в прошлом году на полках некоторых магазинов сети каждый третий товар имел местную «прописку».

Всего в 2018 году к Х5 присоединились 1312 российских поставщиков из 67 регионов страны. Из Приволжского федерального округа с Х5 начали сотрудничать более 180 новых производителей (24 из них — из Нижегородской области). Доля отечественной продукции в ассортименте магазинов Х5 составляет более 90%.

Поддержка со стороны государства

Запрос местных производителей на расширение рынков сбыта совпал с запросом на импортозамещение в сфере продовольствия. В этой связи бизнес может рассчитывать на поддержку государственных структур. Так, свои механизмы работы с малым и средним бизнесом есть у «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП).

В прошлом году Корпорация МСП начала сотрудничать с X5 Retail Group: эксперты помогают подыскивать потенциальных поставщиков для сети среди производителей сельхозпродукции.

«Сотрудничество малых и средних компаний с крупными федеральными сетями, безусловно, является взаимовыгодным для обеих сторон. Основное условие для субъектов МСП в данном случае — наличие необходимой производственной и сырьевой базы для обеспечения крупных контрактов. Для решения этой задачи разрабатываются механизмы поддержки, которые могут помочь в развитии. Это, в частности, кредитно-гарантийная поддержка, лизинг на льготных условиях, специальные сервисы портала бизнес-навигатора МСП», — отмечает руководитель Дирекции по развитию сельскохозяйственной кооперации Корпорации МСП Елена Дубинчук.

В Нижегородской области в этом году Минсельхоз одобрил 556 млн рублей льготных кредитов. Деньги, по словам министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Николая Денисова, направят, в том числе, и на закупку сырья для предприятий пищевой промышленности. Кроме того, правительство региона заявило, что в этом году поддержка агропромышленного комплекса области вырастет по всем направлениям на 27,5%.

В Торгово-промышленной палате Нижегородской области планируют регулярно проводить встречи для местных производителей и представителей федеральных сетей. Генеральный директор ТПП региона Иван Разуваев отмечает, что сейчас не все поставщики успешно могут «входить» в такие магазины.

«У поставщиков готовой продукции нет прямого контакта с региональными представительствами сетей. Диалог ведется только с головным офисом и зачастую в одностороннем порядке с помощью электронного документооборота. Чтобы решить эту проблему необходимо проводить регулярные встречи в формате В2 В между региональными поставщиками и ритейлерами, а также рассмотреть возможность предварительных переговоров и подачи заявки непосредственно в месте расположения торговой сети», — говорит Иван Разуваев.

На региональном уровне сотрудничать с сетями Торгово-промышленная палата будет в рамках проекта «АГРО: За качество!». Проект предусматривает работу целенаправленно с X5 Retail Group. Продукцию поставщиков будут оценивать на соответствие техническим условиям производства согласно стандарту СТО ТПП 20−05−16. После — предприятие включат в Реестр надежных поставщиков пищевой и/или сельскохозяйственной продукции, что позволит «выйти» на полки в магазинах.

«В настоящее время палата осуществляет сбор системных проблем нижегородских товаропроизводителей для их обобщения, вариантов решений и поиска эффективных механизмов сотрудничества ритейлеров и производителей», — добавляет Иван Разуваев.

Будущее ритейла в России

Будущее ритейла в России социологи видят в дальнейшей экспансии сетей в регионы. Для этого, считает ВЦИОМ, необходимо поддерживать местных производителей и выходить на новые форматы сотрудничества с ними. Например, не только предоставлять полки в магазинах, но и предлагать услуги по субаренде. Это позволяет «задержать» внимание покупателя.

Ожидается рост конкуренции между сетями. Это заставит еще активнее работать над качеством продуктов, сервисом, внедрением онлайн-торговли.

Развитие рынка ритейла, как отмечают эксперты «Платформы», даст позитивные последствия в виде снижения социального дисбаланса между различными регионами страны. А производители в регионах получат возможность развития, обеспечат рост рабочих мест, снизив, таким образом, показатели безработицы.

Текст: Евгения Фондеркина

Картина дня
Рекомендуем
Общество
«День за днем» на ННТВ: в гостях известный мотивационный оратор Ник Вуйчич
В прямом эфире он поделился со зрителями своим жизненным опытом, а также дал интервью слепой девочке Регине Парпиевой.
Культура
Лещенко: русский бас — это забытый пласт культуры, который надо поднять
Знаменитый певец приехал в Нижний Новгород в качестве председателя жюри на II тур Международного молодежного фестиваля-конкурса «Русский бас».
Общество
Как составить резюме?
На обработку этого запроса у Google уйдет чуть меньше секунды, и он тут же выдаст вам более восьми миллионов результатов. Правда, реальных советов без «воды» на поверку оказывается гораздо меньше. Еще хуже ситуация обстоит с шаблонами резюме: 95% того, что выложено на просторы сети, давным-давно морально устарело. Попробуем на конкретных примерах разобраться, что должно быть в современном CV, а помогут нам в этом эксперты крупнейшей онлайн-рекрутинг платформы в России — hh.ru.
Культура
Татьяна Гартман — о своей книге «Речь как меч»
Презентация книги состоялась в Нижнем Новгороде 14 сентября.