Уникальные находки обнаружены при раскопках кремлевского фуникулера
29 октября 2019 года, 14:06 Тема: 800-летие Нижнего Новгорода
Фуникулер планируется воссоздать в современных технологиях на историческом месте к 800-летию Нижнего Новгорода.
Фото: Юлия Горшкова
Из источников мы узнаем, что строительство нижегородского элеватора велось по проекту инженера Р.К. фон Гартмана. Именно он предложил интересное решение: устроить две отдельных линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулерами, получившими названия Кремлевский и Похвалинский.
Правда, исторические чертежи элеватора до сих пор не обнаружены.
Известно, что движение двух вагонов осуществлялось под воздействием силы тяжести: верхний вагон под тяжестью воды плавно спускался, тогда как по канату в это время поднимался нижний вагон.
«Мы с вами стоим именно там, — рассказывает научный сотрудник Института археологии РАН Алексей Свиридов, — где в конце 19-го — начале 20-го века располагался нижегородский фуникулер, который был построен ко Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года».
После снятия балластных слоев археологи зафиксировали остатки некоторых сооружений от верхней станции элеватора.
«О самом фуникулере известно достаточно много, но предельно точных сведений, к сожалению, не сохранилось, — признается Алексей. — У нас есть много фотографий, сделанных с внешней стороны кремлевской стены, где изображены спускающиеся вагончики. А вот с внутренней стороны кремлевской стены их нет — информация собирается по крупицам».
Сейчас благодаря раскопкам специалисты получают новые сведения исторического объекта. Уже раскопана башня, в которой концентрировалась вода, наполняющая резервуары вагонов фуникулера. Версия, согласно которой движение фуникулера осуществлялось за счет балласта воды, подтверждается текущими исследованиями.
На месте раскопок хорошо видны остатки чугунных труб, а также водоналивного резервуара, сложенного из красного кирпича. Внутри он оштукатурен цементом с гидроизоляционными элементами.
Фуникулер и его строительство перекрывает большой пласт археологии. Специалисты уже зафиксированы слои 16-го и 17-го веков.
«Соответствующие пласты представлены остатками хозяйственных и жилых построек, — продолжает Свиридов. — Как мы понимаем, внутреннее пространство кремля все это время очень плотно застраивалось. Те постройки, которые были разрушены, перекрываются более поздними. Здесь большое количество хозяйственных ям, подвалов и подклетий, сохранившихся от исчезнувших построек».
Находки, по словам археологов, достаточно интересны. Более ранний период — стеклянные браслеты и их фрагменты, пряжки, подковки от обуви, серебряные перстни, бытовой инвентарь, а также монеты, которые специалисты называют «чешуйками».
«Это бытовые вещи, которые использовались в обиходе обычных нижегородцев в период с 16-й по 18-й века, — подчеркивает руководитель раскопок. — Интересными элементами являются частицы привозной керамики, которую доставляли из Золотой Орды. Она глазурованная. Это поливная и кашинная керамика».
По мнению специалиста, найденные элементы подтверждает, что Нижний Новгород всегда являлся достаточно сильным центром в рамках торговых отношений.
У каждого элемента есть свой индивидуальный номер, который присваивается находке.
Для археолога всегда интересен комплекс таких экспонатов, потому что даже по одной яркой детали трудно судить о культуре. Такое суждение может дать лишь массовая выборка материала. Индивидуальные находки — своего рода маркеры — позволяют уточнять профессиональные догадки археологов.
На фото: фрагменты кашинной керамики, импортная глазурованная посуда, привезенная с поволжских городов Золотой Орды.
На фото: серебряный перстень 15−16-го веков.
На фото: монета времен Александра I.
На фото: предположительно, элемент печной плитки.
Кстати, археологи уже заявили, что дошли до слоев 14-го века — это времена Великого Нижегородско-Суздальского княжества.
По реконструкции реставратора городского кремля Святослава Агафонова на данном участке показана плотная деревянная застройка с тупиками и криволинейными улочками. Это подтверждают исследования археологов.
Фуникулер планируется воссоздать в современных технологиях на историческом месте к 800-летию Нижнего Новгорода, а элементы старого фуникулера, в случае если будет возможна их музеефикации, повысят туристическую привлекательность города.
Автор: Дмитрий Ларионов