ВоскресеньеВс, 28 апреля 20:15 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,78 ▼-0,23 EUR 98,03 ▼-0,69

Михаил Пучков: «Школа будет еще ближе к реалиям экономики»

20 февраля 2024 года, 12:08

Министр образования и науки Нижегородской области рассказал, какие перемены будут происходит в школе в ближайшее время.

Михаил Пучков: «Школа будет еще ближе к реалиям экономики»

Перемены в системе образования происходят вместе с изменениями в жизни. Иногда они опережают, иногда вынуждены догонять. О перспективах развития образования в Нижегородской области мы беседуем с главой профильного министерства Михаилом Пучковым.

— Михаил Юрьевич, вы работаете в нашем регионе уже полгода. Успели заметить какие-то особенности в сфере образования?

— Пожалуй, первое, что бросается в глаза, — это особенное восприятие исторического наследия. Пронесенный через века культурно-исторический код чувствуется в нижегородских школах. Это и креативно оформленные краеведческие музеи, и яркие краеведческие экскурсы в урочной и внеурочной деятельности. Здорово, что мы воспитываем подрастающее поколение на любви к своей малой родине!

— Какие первоочередные задачи сейчас стоят перед министерством?

— Задач много. Вы, наверное, знаете, что с 1 сентября 2024 года произойдут изменения в некоторых предметах. В частности, ОБЖ трансформируется в «Основы безопасности и защиты Родины». Также в школу вернутся уроки труда. На наши плечи ложится сопровождение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одно из главных новшеств — переход на единые учебники.

Из региональных вопросов — открытие новых кластеров СПО в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Шесть у нас уже есть, в этом году откроется еще четыре. Подчеркну, что это системное решение. Кластер в первую очередь предполагает связь с предприятиями, с реальной экономикой, помогает правильно выстроить профориентацию в школах.

Большой блок связан с реализацией нацпроекта «Образование». Наконец, капремонты и строительство новых школ. Это серьезные объемы работы, к которой также нужно подходить системно.

— Давайте поговорим об обновленных ФГОС. Сегодня можно часто слышать жалобы на то, что новые программы ввели, а учебники под них не выпустили. В этом году что-то изменится?

— Сейчас мы находимся на этапе перехода, и этот этап всегда сложен. Обновленные рабочие программы не внедряются сразу во всех классах, процесс идет постепенно. Вот, когда он завершится, тогда все — и учителя, и учащиеся — почувствуют преимущества.

— Как вы относитесь к тому, что в школах будут единые учебники по предметам?

— В целом, положительно. Раньше часто возникали сложности у учеников, которые переходили из одной школы в другую. Им приходилось привыкать к другой программе, наверстывать то, что они не проходили.

Надо понять, что единая программа и единый учебник не исключают вариативной части и уклонов в образовательном процессе. А сам ФГОС обновляется не как нормативный документ, а как процедура в реальной жизни школы. Важно, что он поддержан информационными системами и сервисами. В частности, появился конструктор рабочих программ — он значительно облегчает подготовку необходимой документации.

— А конструктор синхронизирован с электронным журналом?

— Пока еще нет, решением этого вопроса занимаются на федеральном уровне. Но у учителя уже сократилась документарная нагрузка. А в недалеком будущем он сможет одной галочкой в журнале интегрировать в него рабочую программу из конструктора. Значит, работать станет еще проще.

— В декабре прошлого года Нижегородская область выиграла федеральный конкурс Министерства просвещения РФ, и теперь в школах будут создавать специализированные классы по изучению беспилотных авиационных систем. Как продвигается организацией этой деятельности?

— Работа идет полным ходом и должна завершиться летом этого года. Специализированные классы появятся в 17 школах Нижегородской области. В Борском губернском колледже, который станет курировать этот проект, появится центр практической подготовки по использованию беспилотных авиационных систем.

В образовательных учреждениях оборудуют полетные зоны, закупят беспилотники, необходимое оборудование. Обучение будет вестись в рамках программы дополнительного образования.

Нужно отметить, что сегодня такие программы уже действуют на базе «Кванториумов» и «IT-Кубов». Главное в итоге, чтобы обучение по конструированию и управлению беспилотниками было вплетено в основной образовательный процесс школ.

— Что конкретно планируется сделать по нацпроекту «Образование» в этом году?

— В рамках «Цифровой образовательной среды» в 27 школах и 12 СПО будет закуплено новое оборудование.

В Балахнинском техническом техникуме откроется еще один «IT-Куб». Также планируется запуск трех «Кванториумов» в Дзержинске, Арзамасе и Павлове.

В образовательных учреждениях сельской местности откроем еще 34 «Точки роста»; их число приближается к 430.

Также спецоборудование поступит в девять школ-интернатов, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в рамках нацпроекта будут отремонтированы девять школьных спортзалов.

— Насколько активно ведется работа с одаренными детьми?

— Как известно, это направление деятельности у нас курирует центр «Вега», работающий по модели образовательного центра «Сириус». Одна из его основных задач — подготовка детей к олимпиадам всероссийского и международного уровня. Результаты радуют. Так, в прошлом году у нас было наибольшее количество победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ, Нижегородская область впервые вошла в число регионов-лидеров по этому показателю.

А в этом году мы сами будем принимать финал математической олимпиады. К нам приедут около 500 школьников со всех регионов страны. Основной площадкой для проведения олимпиады станет Мининский университет. Определим лучших из лучших.

Также у нас немало различных конкурсов в рамках развития культурных направлений. К примеру, одаренные танцоры могут показать свои способности на танцевальном конкурсе «Белый лебедь», проводимом вместе с Нижегородским театром оперы и балета имени Пушкина.

Примеров можно привести еще много.

Подчеркну, что наша цель — дать ребенку возможности для развития во всех направлениях. И в Нижегородской области такая возможность есть.

— Расскажите о ликвидации второй смены. Когда у нас исчезнет эта проблема?

— Не секрет, что решить ее можно только строительством новых школ. Сейчас у нас во вторую смену учится около 45 тысяч детей в 18 муниципалитетах. То есть, в регионе необходимо построить еще около 30 новых больших школ. На сегодняшний день строится 13 образовательных организаций.

Думаю, что при сохранении нынешней демографической ситуации, с учетом темпов жилищного строительства, миграционного потока в области вопрос со второй сменой станет неактуальным через 5−10 лет.

При этом надо учитывать, что иногда перегруз в школах возникает в период капремонта другого учреждения.

— В этом году много школ закроют на капремонт?

— В планах начать ремонтные работы в 24 школах. Где-то они рассчитаны на один год, где-то — на два. Образовательный процесс в школах, которые закроются на годовой ремонт, прекратится с 1 апреля. С этого времени и до ноября детей переведут в другое образовательное учреждение. Конечно, это вызывает неудобства. Поэтому при закрытии школы на капитальный ремонт нужно учитывать множество факторов для организации качественного обучения.

— Планируется ли в этом году объединение каких-то школ в одно юрлицо?

— Нет. Обычно, когда такое происходит, это делается с целью улучшения результатов работы. В частности, новая школа, если она построена рядом с действующим образовательным учреждением, может стать ее филиалом. На данный момент в этом году таких планов нет.

— Педагогов сегодня волнует вопрос новой системы аттестации. Какие вы видите в ней плюсы и минусы?

— Главный плюс — ушли сроки действия аттестации. Теперь категория остается с педагогом навсегда, ему не нужно подтверждать ее каждые пять лет.

Это же касается и двух новых категорий — «педагог-методист» и «педагог-наставник». Следует уточнить, что аттестоваться на них могут не методисты, а только учителя, которые уже имеют высшую категорию.

По сути, формируется новая элита педагогического сообщества. В Нижегородской области к настоящему моменту аттестовано 6 педагогов-методистов и 4 педагога-наставника. И это не просто приставки к должности. Начато создание обновленной системы методической службы, призванной существенно изменить жизнь школы.

— А как отразится новая приставка на зарплате? Это будет федеральная надбавка?

— Нет, решение этого вопроса ложится на плечи региона. Необходимо будет предусмотреть надбавку к окладу при выполнении дополнительной методической работы, но при этом повышающий коэффициент за высшую категорию как был, так и остаётся. Мы проработаем это системно.

— Насколько велик дефицит учителей в школах Нижегородской области?

— По некоторым направлениям действительно пока учителей не хватает. Конечно, это не означает, что образовательный процесс не ведется, просто свободные ставки в качестве дополнительной нагрузки берут другие коллеги.

— Какова доля молодых учителей?

— Мы следим за федеральным показателем: количество педагогов в возрасте до 35 лет должно составлять не менее 20%. В Нижегородской области он составляет 23,9%. Поэтому важная задача — сделать так, чтобы новому человеку в школе было комфортно. Для этого как раз и нужен хороший наставник. Он должен научить молодого педагога правильно работать. Сила коллектива — в присутствии в нем людей разных поколений. Школа должна быть живым организмом — системой, где профессионализм передается из поколения в поколение, где есть и опытные кадры, и начинающие специалисты.

— Когда в нижегородских школах начнут применять искусственный интеллект, и где его можно будет применять?

— В какой-то степени он уже используется. Например, как рекомендательная система в разных образовательных платформах. Возможно, ИИ станет полезен при выдаче домашних заданий. Но, я думаю, все понимают, что учителя он все равно не заменит, потому что не сможет принять педагогически обоснованное решение. Допустим, попросил я как-то ИИ воспроизвести несколько тезисов по физике — как оказалось, последовал неправильный ответ. Учитель бы ответил и объяснил ребенку по-другому.

Конечно, закрыться от передовых технологий школа не может, но искусственный интеллект станет лишь неким помощником, который облегчит труд педагога. Развитие же школьников возможно только при живом общении.

— Какой вам видится школа лет через 5−7?

— Вряд ли она будет кардинально отличаться от нынешней. Вот если заглянуть лет на 50 вперед, там можно было бы дать волю фантазии. А в ближайшие годы школа просто будет еще ближе к реалиям экономики. Нашей стране необходимо обеспечить технологическую независимость, поэтому в образовании больше внимания будет уделяться естественно-научному направлению, инженерии и другим перспективным направлениям. Больше будет открываться профильных классов, больше будет разбираться жизненных ситуаций, формирующих функциональную грамотность. Вырастет и количество сервисов искусственного интеллекта. Но сам образовательный процесс заметно другим не станет.

Добавлю, что сфера образования — это сложная структура, она всегда отвечает на вызовы времени. Поэтому все, что в нем происходит, должно быть нацелено на то, чтобы подготовить ребенка к актуальному миру.

Автор: Александр Савельев



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем