ВоскресеньеВс, 28 апреля 08:35 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,78 ▼-0,23 EUR 98,03 ▼-0,69

Виталий Ситкин — о беспилотной авиации МЧС

29 февраля 2024 года, 16:15

В 2021 году заседанием Научно-технического совета МЧС России одобрен перечень приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России. Одним из этапов его реализации стало внедрение многофункциональных и универсальных образцов пожарной и аварийно-спасательной техники, оборудования, робототехники и беспилотных авиационных систем и технологий, обеспечивающих повышение эффективности выполнения подразделениями МЧС России задач по предназначению.

Виталий Ситкин — о беспилотной авиации МЧС

Об укомплектованности подразделений Главного управления беспилотными авиационными системами, о порядке и области их применения для нужд МЧС, а также о результатах и практической пользе от их использования беседуем с заместителем начальника Главного управления МЧС России по Нижегородской области (по антикризисному управлению) полковником внутренней службы Виталием Ситкиным.

— Виталий Николаевич, здравствуйте! В каких целях в Главном управлении и МЧС России в целом применяются беспилотные авиационные системы (БАС)?

— Область применения беспилотных авиационных систем на службе МЧС России весьма широка и с каждым годом только увеличивается. Специалисты ведут мониторинг оперативной обстановки, выявляют термические аномалии, проводят поисково-спасательные работы. Беспилотные авиационные системы активно используются и показывают свою эффективность как в труднодоступной местности на отдаленных территориях, так и в условиях городской среды.

Применение БАС становится обязательным условием для выработки своевременных управленческих решений и дальнейшей организации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что, в конечном результате, позволяет сохранять человеческие жизни и здоровье.

— Какие беспилотники имеются в Главном управлении и где специалисты МЧС обучаются навыкам их практического применения?

— В настоящее время в Главном управлении созданы 2 группы применения беспилотных авиационных систем общей численностью 5 человек. Все специалисты прошли профессиональную подготовку в профильных вузах МЧС России с присвоением квалификации «Внешний пилот беспилотного воздушного судна. Оператор беспилотных авиационных систем». Для отработки практических навыков еженедельно организуются учебные полеты.

Всего на вооружении подразделений находятся 6 беспилотников вертолетного типа, которые своевременно обслуживаются и готовы к применению 24 часа в сутки. В плане МЧС России произвести поэтапное обновление парка подразделений беспилотной авиации современными многофункциональными беспилотными авиационными системами самолетного, вертолетного и комбинированного типов российского производства на базе передвижных пунктов управления.

— Как часто за прошедший год Главным управлением применялись беспилотные авиационные системы, и для каких целей?

— За 2023 год специалистами беспилотной авиации Главного управления произведено более 550-ти полетов, к счастью, основная доля от этого числа пришлась на учебно-тренировочные вылеты. Однако не обошлось и без использования беспилотников для выполнения специальных задач, к которым относятся: тушение природных и техногенных пожаров, проведении аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, аэрофотосъемка заданных районов, мониторинг паводковой и пожароопасной обстановки, воздушная разведка. Всего по предназначению беспилотные авиационные системы применялись более 160-ти раз.

— Все же работа МЧС в первую очередь нацелена на спасение и помощь населению. Как этому способствует развитие беспилотных авиационных систем?

— «Любое происшествие легче предотвратить, чем исправить его последствия», именно этим утверждением мы руководствуемся в Главном управлении. И роль беспилотных авиационных систем в данном вопросе невозможно переоценить. Они активно применяются для фотосъемки местности, результаты которой используются для создания фотографических планов заданных участков с цифровой матрицей рельефа и привязкой к заданной системе координат.

Данная работа дает огромные возможности для проведения превентивных мероприятий, направленных на снижение последствий паводкоопасного периода, мониторинга ледохода и анализа развития половодья. С помощью построенных ортофотопланов оперативно выявляются источники и причины осложнения обстановки, проводится моделирование и прогнозирование дальнейшего развития ситуации.

Действия на опережение из года в год позволяют в финансовом плане ограничиться затратами муниципальных образований на превентивные противопаводковые мероприятия и избежать ущерба населению.

— Какими Вы видите перспективы развития беспилотной авиации для нужд МЧС?

— Очевидно, что современная действительность заставляет нас — специалистов, обеспечивающих безопасность населения, максимально быстро реагировать на все существующие угрозы. Этого невозможно добиться без использования современной техники, в том числе беспилотных авиационных систем.

Вектор развития данного направления должен, по моему мнению, выстраиваться, исходя из опыта практического применения. Мы понимаем объем и специфику существующих задач и четко можем сформулировать требования к инструментам для их выполнения, коими являются беспилотники.

В рамках совещаний, мы регулярно делимся с представителями Центрального аппарата Министерства опытом практического применения БАС и не только. Таким образом, вырабатывается общая концепция в вопросах оснащения, обслуживания, применения и модернизации беспилотных авиационных систем Поволжья и России.

Справка

За 2023 год специалистами беспилотной авиации Главного управления произведено 558 полетов из них:

1) Полетов БАС по оперативным событиям — 40, из них:

— в ходе ликвидации ЧС — 0;

— при тушении природных и техногенных пожаров — 25;

— при проведении аварийно-спасательных, поисково-спасательных и других неотложных работ — 15;

2) Полетов БАС по предназначению — 166, из них:

— плановая аэрофотосъемка заданных районов с последующей топографической привязкой фотоснимков (ортофотопланы) — 109;

— мониторинг паводковой и пожароопасной обстановки — 4;

— воздушная разведка заданных районов (площадных, линейных и одиночных объектов) — 17;

— в ходе КШУ (ПТЗ, ПТУ и т. п.) — 36.

3) Учебно-тренировочных полетов — 352.



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем