ВторникВт, 23 апреля 20:36
Сейчас +9 °C Ночью +3…+7
USD$ 63,79 ▼-0,17 EUR 71,72 ▼-0,20

Дмит­рий Ко­но­ва­лов: «Ка­сат­ка» — изыс­кан­ная и глу­бо­кая пье­са для утон­чен­ной пуб­ли­ки

3 апреля 2019 года, 10:17 Тема: Год театра  

15 марта на сцене нижегородского театра «Комедiя» состоялась премьера спектакля «Касатка» по пьесе Алексея Толстого. О том, как проходила подготовка и почему для обновления репертуара было выбрано именно это произведение, рассказал директора театра Дмитрий Коновалов.

Дмитрий Коновалов: «Касатка» — изысканная и глубокая пьеса для утонченной публики

Фото: comedy.nnov.ru

— Здравствуйте, Дмитрий Иванович! Нижегородский театр «Комедiя» порадовал зрителей очередной премьерой, на этот раз им показали «Касатку» (16+). Те, кто побывали на ней, вышли из театра довольные, но в состоянии некоторой растерянности. Ожидалось, что это будет буйство шуток, водевильных песен и плясок, а оказалось, что там есть над чем задуматься. Почему вы снова взяли жанр, который не дает людям расслабиться после тяжелого рабочего дня?

— Нет, расслабиться, безусловно, можно. Это прекрасная и глубокая пьеса. На этом спектакле можно посмеяться, но это не смех комедии положений, а смех более изысканный и утонченный. Он возникает после того, как что-то поймешь, что-то осознаешь. В общем, это классическая пьеса, которая не является комедией положений, но я считаю, что именно она должна быть в репертуаре театра «Комедiя».

— Что значит «у нас ее давно не было»? «Комедiя» уже когда-то ставила эту пьесу?

— Я имею в виду жанр. Репертуар складывается из разных составляющих: комедия положений, фарс, трагикомедия. В данном случае речь идет о тонкой, изысканной и хорошо сложенной с литературной точки зрения комедии. Она для той категории публики, которая любит утонченное искусство. Хотя на самом деле жанр «Касатки» — мелодрама, но в некоторых источниках указывается, что это все же комедия.

— Как вы выбираете из множества предложений пьесу и команду? В частности, «Касатка» была впервые поставлена еще в 1916 году, и практически 100 лет она не сходила с подмостков, пользуясь неизменным успехом. Ставить такую пьесу — с одной стороны, большая ответственность, потому что вашу постановку обязательно будут сравнивать с другими, с другой — не упрекнут ли вас в легком пути, ведь вы берете заведомо проверенную вещь?

— Тем не менее, наша постановка оригинальная. Можно, конечно, сделать некое сравнение с петербургским театром на Фонтанке, там этот спектакль идет более десяти лет, но поставлен он совсем по-другому. Например, там есть элементы клоунады, а у нас нет.

Думаю, у пьесы очень актуальный сюжет. Нынешние современные люди, наша молодежь, по-моему, излишне инфантильны и любви своей добиваться не хотят и даже не пытаются, а ведь это нужно делать. В пьесе прямо говорится — если ты любишь, то делай это, невзирая ни на что. Для меня тема любви одна из основных в жизни и в театре, поэтому пытаюсь показывать ее в разных пьесах по-разному.

— Хотелось бы подробнее вас спросить о режиссере Александре Кладько. Как вы познакомились? Кто кому сделал предложение о совместной работе? И как вам само течение этой работы, был ли найден контакт с труппой, часто ли вы спорили с режиссером?

— Знакомство было заочным по рекомендации одного из театральных критиков. Я позвонил Александру в первый раз года три тому назад. Мы познакомились и договорились о том, что когда-нибудь посотрудничаем. Потом пошел процесс согласования пьесы. Мы долго решали, что именно поставить, и это заняло у нас полтора года. Хотелось, чтобы новый режиссер поставил что-то необычное, чего еще нет у нас в театре и вообще в городе. В итоге мы сошлись на «Касатке».

— То есть при совместной работе очень важна общая интеллектуальная волна между руководителем и приглашенным режиссером?

— Да, мы обговорили основные принципы, выбрали пьесу, утвердили название, но вмешиваться в процесс репетиции я не стал, никогда так не делаю. Это дело режиссера, художника и артистов. Но обычно если на сдаче спектакля я увижу, что получилось что-то совсем не так, то я начинаю активно вмешиваться вплоть до закрытия или переноса срока премьеры. А если все идет в нужную сторону, то все выходит в срок.

— Недавно в Нижнем Новгороде подводились итоги премии «Премьеры сезона», где присутствовали два именитых российских критика. И они посетовали, что наши театры очень традиционны, просты и боятся новых форматов. Так ли это? Или вы все же осознанно не идете на какое-либо хулиганство на сцене?

— У нас нет стремления эпатировать ради эпатажа. У нас есть желание иметь разнообразный и разноплановый, но при этом понятный и доходчивый репертуар. Насчет нетрадиционности, то «Пушкин. Триптих» был поставлен у нас весьма нетрадиционно. Когда в «Повестях Белкина» актер едет на мотоцикле и фонарем светит в зрительный зал, или шредеры изображают метель, то это, на мой взгляд, далеко нетрадиционно. Но мы не можем финансово позволить себе некоторых экспериментов на сцене, например, поставить «Чайку» в бассейне с водой.

— Спасибо за ваши ответы. Мы желаем долгих сценических лет «Касатке» в театре «Комедiя».

Текст: Александр Асриян

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Культура
«Домик Петра» снова в строю: как реставрировали памятник архитектуры и что его ждет в будущем?
Многие слышали, что в Нижнем Новгороде неоднократно гостил Петр I, но мало кто был в том самом доме, где, по легенде, он останавливался. Дом купца Чатыгина или «Домик Петра», как часто называют его горожане, расположен в тени современных новостроек на улице Почаинской. В 2019 году здание передали региональному отделению «Российского военно-исторического общества» и оно перестало считаться пустующим.
Культура
Захар Прилепин: хорошая книга сама по себе создает тренд
Известный писатель Захар Прилепин в интервью телеканалу «Время Н» рассказал о новом романе, «русской весне» и о тяге детей к чтению, а также признался, что предугадать успех книги невозможно.
Культура
Адгур Кове: Нижний Новгород — это заметная веха на театральном небосклоне
В ТЮЗе нижегородцам представили премьерный спектакль «Недоросль». Кстати, 90 лет назад именно с этой пьесы начиналась история данного театра. По мнению режиссера Адгура Кове, представленная трактовка должна освежить впечатление о классической пьесе Фонвизина. В интервью РИА «Время Н» он рассказал о внутренней актуальности классики, о нижегородском театре и современной русской прозе, а также поделился мнением о том, с чем должны уходить зрители после спектаклей.
Общество
Эскроу для дольщиков: к чему приведет новая схема финансирования долевого строительства?
В течение трех лет Нижегородская область перейдет на новую систему финансирования долевого строительства. Кто выиграет от новой модели строительства? Как отреагирует рынок жилья? И исчезнет ли понятие обманутый дольщик — в материале РИА «Время Н».