ВоскресеньеВс, 5 мая 16:57 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,69 EUR 98,56

«Хочется, чтобы нижегородцы приходили на выставки не только ради имен раскрученных и известных художников»

16 января 2015 года, 18:08 Тема: Год литературы  

Открыв Год культуры выставкой работ Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, Нижегородский государственный художественный музей задал себе высокую планку. В его залах побывали нашумевшие картины Никаса Сафронова, экспозиция о Екатерине II из Государственного исторического музея, монументальные полотна Василия Нестеренко, уникальная по своей художественной ценности выставка «В кругу семьи» из ГМИИ им. Пушкина, а представленные в середине декабря шедевры отца и сына Рерихов стали торжественным завершением 2014 года. Помимо громких выставок, немало внимания уделялось и нижегородским художникам: свои картины показали Владимир Фуфачев, Виктор и Михаил Дуцевы, Николай Мидов, Рудольф Соснин, Светлана Ушкова и многие другие. В беседе с корреспондентом РИА «Время Н» подвел итоги 2014 года и поделился планами на 2015 генеральный директор НГХМ Роман Жукарин.

— Роман Юрьевич, как, на ваш взгляд, прошел Год культуры в Нижегородской области?

— Я оцениваю его очень высоко: в 2014 году в нашем регионе прошло много значимых мероприятий с серьезной подготовкой и большими финансовыми вложениями. Они коснулись самых разных культурных отраслей. Я думаю, что выставочная деятельность, которой занимаемся мы, прошла на самом высоком уровне: мы смогли предложить нижегородцам много выставок на любой вкус и для любого культурного потребителя. Начали мы с Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, затем была выставка из государственного исторического музея, посвященная Екатерине II, — первая такая выставка в Нижнем Новгороде и у нас в музее. Для любителей современной fashion-индустрии, масс-медиа был Никас Сафронов, который вызвал большой интерес и достаточно высокий уровень посещений. Безусловно, главное мероприятие, которое мы подготовили в нашем музее, это реставрация картины Николая Кошелева «Погребение Христа», которая хранилась в запасниках: это стало для нас важным и значимым событием. Мы смогли показать работы народного художника РФ, одного из самых известных, уважаемых и достойных современных художников Василия Нестеренко. Конечно, в числе главных событий и проект с музеем изобразительных искусств им. Пушкина «В кругу семьи», выставка картины Альбера Марке «Собор Парижской Богоматери зимой». Это квинтэссенция наших усилий последних трех лет. Закрытие Года культуры прошло выставкой Николая и Святослава Рерихов — это стало очень хорошим подарком и положительным завершением года. Выставка вызвала большой резонанс, было много посетителей в праздники. Для нашего музея этот Год культуры был очень плодовитым, и не только в выставочном плане, но и по всем другим направлениям. Помимо этого было много мероприятий в городе и области — я также слежу за ними. Например, фестиваль электронной музыки «Alfa Future People» — это по-настоящему грандиозное событие. Было много интересных и увлекательных концертов, которые готовит наша нижегородская филармония. В театрах также кипит жизнь. Думаю, Год культуры у нас удался в полной мере.

— Если говорить о посетителях музея: больше ли их стало, и какие выставки вызвали наибольший интерес?

— Каждый год число посетителей музея возрастает, и это очень радует. Во многом этот прирост обеспечивается за счет дней открытых дверей. Очередная Ночь музеев это подтвердила: порядка 20−30 тысяч человек за 6 часов в 2 зданиях говорит о том, что интерес к музею у посетителей есть. Что касается содержательного контента — интересов публики — то я здесь поставлю знак вопроса, потому что публика разная и вкусы тоже разные. Безусловно, на Никаса Сафронова шла своя публика: он был интересен как личность, как автор, как художник. Была публика и на нашем замечательном нижегородском художнике, молодом мастере Викторе Дуцеве: его пастельные произведения очень оригинальны и не похожи на то, что создается другими художниками. Кому интересна история России, те шли на выставку о Екатерине II, своя публика есть и у Николая и Святослава Рерихов. Поэтому очень сложно сгруппировать и провести анализ: что же интересно в целом нижегородцам. Думаю, что на каждого художника и каждое мероприятие, которое мы готовим, есть своя публика.

— Есть ли какая-то концепция, согласно которой вы подбираете выставки?

— Мы уже много лет работаем по определенным правилам, и в нашу программу всегда входит немало нижегородских художников. Традиционно с большим удовольствием мы открываем новых авторов, рассказываем о тех, кто является нашими мэтрами, предоставляем им залы. Эти выставки опять же имеют своего зрителя. Я думаю, что это правильно: нижегородская публика должна знакомиться с лучшими художниками нашей земли. Что касается более масштабных, межрегиональных или международных проектов, то здесь мы работаем планомерно, потому что организация любого выставочного проекта — это достаточно хлопотное и проблематичное дело. Это не только финансирование: еще множество музейных и межмузейных связей должно выстроиться так, чтобы в итоге выставка приехала в Нижний Новгород. Мы стараемся участвовать в федеральных программах, работать с нашим бизнесом, искать средства, и нам это удается — прошедший год был тому свидетельством: впервые три крупнейших музея, три мощнейших выставки побывали в Нижнем Новгороде. За последние несколько лет это был самый насыщенный год. Мы и в дальнейшем планируем серьезные мероприятия. Если у нас есть финансирование, если складывается все с музеем-партнером, тогда мы можем привозить в Нижний Новгород серьезные выставки. Опять же к вопросу о том, что интересно публике: на открытии выставки «В кругу семьи», которое проходило при участии директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, она спросила, что интересно нижегородцам. Было много журналистов, но большинство затруднились ответить, на что же публика идет. Идет хорошо на Сальвадора Дали, на Пабло Пикассо, на Рерихов — на раскрученные, интересные и звонкие имена. Нам бы хотелось, чтобы публика приходила не только на имена, но и мастеров, на их талант, на то, что художник собой представляет. Есть не только имя, но и стиль — у каждого своя изюминка, свой почерк. Мы, наверное, хотели бы, чтобы это было 50/50. Скоро к нам приезжает Нателла Тоидзе — одна из известнейших советских, российских художников, из очень именитой московской семьи, из интеллигенции. Она является очень любопытным автором, и выставка должна быть очень интересная. Мы бы хотели, чтобы публика пришла и открыла для себя что-то новое.

— У нас существует проблема того, что нижегородцы не всегда могут по достоинству оценить выставки. К примеру, не раз уже говорилось о том, что выставка Петра Оссовского, проходившая в выставочном комплексе, вызвала резонанс в Москве, но почти равнодушным оставила Нижний Новгород. Как же развивать художественный вкус нижегородцев?

— Думаю, что такими выставками и надо развивать — и вкус нижегородцев, и гостей города, и жителей области. Привозить их, показывать и рассказывать о художниках. Петр Оссовский — это ярчайший представитель сурового стиля в отечественной живописи, выдающийся мастер. Надо доводить информацию до людей, говорить о тех особенностях, которые отличают этого автора. На самом деле выставка Оссовского была событием и важной вехой в нашей художественной жизни и в жизни выставочного комплекса. На мой взгляд, решить эту проблему можно только такими выставками, привлечением внимания зрителей со стороны средств массовой информации, работой с молодежью, студентами. Четкого ответа на этот вопрос нет, но в процессе, думаю, какая-то программа может нарисоваться. Одно дело — прийти в музей на автора, которого ты не знаешь, посмотреть и уйти, а другое — познакомиться с ним, послушать экскурсию, что-то почитать, всесторонне окунуться в эту атмосферу. Только тогда, наверное, будет какая-то внутренняя связь и резонанс со стороны зрителя. Всегда надо быть немного подготовленным, чтобы понимать искусство, чтобы это понравилось.

— Вы уже упомянули о сотрудничестве с ГМИИ им. Пушкина. Как продолжится эта работа в 2015 году?

— Наше сотрудничество будет развиваться не только в выставочном плане: это очень важно, но в то же время это вершина айсберга, по которой можно судить о том, что происходит в музее. Музей — это серьезный институт, в котором ведется научная работа. У нас есть своя коллекция, которую мы изучаем и с которой работаем. В плане сотрудничества с пушкинским музеем мы рассчитываем на методическую, научную работу, потому что есть много произведений, которые необходимо изучать, и для того, чтобы делать правильные научные изыскания, нам нужны хорошие профессиональные консультации со стороны известнейших московских искусствоведов, которые работают в пушкинском музее. У нас много общего, и для нас важно наладить не только выставочную работу, но и научную, и научно-просветительскую, потому что они лидеры в этом. Мы планируем в 2015 году привезти выставку, в процессе работы определимся с этим. У нас есть еще Государственный русский музей, с которым мы хотели бы также работать, так как у нас замечательная коллекция русского искусства. Есть идея сделать выставку оттуда, но все зависит от многих факторов, в том числе финансового плана. Выставка из крупного музея — это очень дорого, это большие обязательства, определенные вливания в инфраструктуру. В этом плане мы будем работать и стараться привозить выставки из этих музеев.

— Наверное, вы уже наметили что-то? Хотя бы направления выставочной деятельности в работе с ГМИИ?

— У нас есть план, по которому мы хотели бы продолжать работать. Хотели бы привезти графику Франсиско Гойи «Бедствия войны», с удовольствием показали бы коллекцию искусства Древнего Востока. У нас есть свои мечты, но во многом мы будем отталкиваться от того, что нам предложит пушкинский музей.

— 2015 год объявлен Годом литературы. Есть ли у вас планы организовать мероприятия в этом направлении?

— Мы традиционно работаем с этим направлением, ведь помимо Года литературы у нас впереди 70-летие Победы, и мы обязательно будем делать выставку, посвященную этому событию. У нас в музее есть замечательная библиотека с ценным фондом: там есть книги 17−18 веков, и наш отдел западноевропейского искусства готовит некие проекты — не знаю, будет ли это выставка или какая-то акция, которая расскажет о литературе и книге. Каких-то особых выставок мы не запланировали, но будут такие, которые косвенно коснутся Года литературы и произведений. Не хочется отбирать хлеб у наших литературных музеев — они могут предложить гораздо больше.

— Помимо выставок у вас проходит еще много мероприятий: выступления, концерты. Как продолжится эта деятельность?

— Мы с большим удовольствием открываем двери для различных организаций, которые занимаются не выставками, а концертами, театральными выступлениями и так далее. Уже не первый год у нас проходит песочное шоу, которое пользуется большой популярностью — это интересно, доступно, каждый может познакомиться с этим видом творчества. Мы намерены продолжать проект «Музей+театр», который пока на стадии разработки: он предполагает вписывать в музейное пространство какие-то оригинальные, нестандартные театральные постановки, театр в самом широком смысле — драматический, экспериментальный, пантомиму, музыку. Мы хотим с новым импульсом подойти к этому проекту, и я надеюсь, что в этом году что-то новое мы сможем показать нижегородцам. Сейчас реализуется неплохой проект вместе с консерваторией, когда одни из лучших нижегородских музыкантов собираются на сцене нашего музея, параллельно идет видеоряд работ из наших фондов. Все мультимедиа, как показала выставка Ван Гога, очень интересны, привлекают внимание. Мы со своей стороны намерены двигаться в этом направлении: больших технических возможностей у нас пока нет, но есть большое желание и некие наработки, которые мы уже показываем — это, например, презентация картин под музыку «Pink Floyd». В целом на 2015 год у нас запланировано много и традиционного, и экспериментального.

Автор: Корр. Алена Конкина



Картина дня
Рекомендуем