ЧетвергЧт, 28 марта 20:21 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,59 ▲0,02 EUR 100,27 ▼-0,14

«Играть „героя нашего времени“ — изначально глупая и неправильная задача»

29 марта 2017 года, 14:42

ХАБЕНСКИЙ-3

Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью с народным артистом России Константином Хабенским для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».

— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этот человек в детстве хотел стать отшельником, а в итоге выбрал лицедейство, объектив камеры, внимательный и придирчивый взгляд театрального и киношного зрителя. У нас в гостях один из самых популярных российских актеров, народный артист России Константин Хабенский. Константин, здравствуйте.

— Здравствуйте!

— Вас не тянет однажды послать всех куда подальше (журналистов, политиков, поклонников), отгородиться?

— Знаете, с политикой у меня не такое тесное отношение, поэтому здесь нет никакой необходимости. К журналистам это в большей степени относится. А все остальное… Мне нравится то, что я делаю, даже несмотря на то, что иногда накладывается одно на другое, но мы все сообща умудряемся выстроить график и справляемся с этим.

— Вы стали актером благодаря или вопреки?

— Наверное, благодаря. Наверное, благодаря тому, что сначала пошел на техническую специальность.

— Вот когда-то вы в своей жизни мыли полы, убирали улицы. Тогда не жалели, что могли бы работать в таком теплом уютном кабинете, быть инженером?

— Ну, знаете, это был период 17−18−19-летнего юноши, которому нужны были денежные знаки для того, чтобы не зависеть от родителей и который «пышел» здоровьем, и я тогда физически мог работать очень много. Сейчас физика отошла на второй план, и сейчас уже морально-волевые качества развил сильнее.

— Роли Константина Хабенского зачастую вызывают много шума в обществе. Например, географа Виктора Служкина в его исполнении из фильма «Географ глобус пропил» обсуждали и на встречах после показов, и на кинофорумах, а Костя Лукашин из продолжения «Иронии судьбы» и вовсе стал чуть ли не национальным героем. На западе популярны актеры, сыгравшие супергероев, а у нас самые популярные актеры имеют амплуа комика-неврастеника, к тому же пьющего. Почему такое происходит? Это герой нашего времени? И нет обидно ли за нашего российского зрителя?

— Играть изначально «героя нашего времени» — это глупая и неправильная задача для тех, кто берется за это. Человек в предлагаемых обстоятельствах… То, что касается алкоголя, скажем так, это средство защиты от этого мира. Кто-то закрывается от мира работой, кто-то другими средствами. То, что касается Служкина, наверное, да, здесь — человеческая слабость и попытка закрыться. Но, тем не менее, все эти люди, которых вы перечислили, они пытаются провоцировать людей на чувства, на самостоятельность, на то, чтобы люди перестали быть ведомыми и задумались о том, что они сами могут вести вперед людей, вот и все.

— Как кстати у вас с алкоголем? Не в кино, а в жизни.

— Так же, как у вас.

— А я пьющий!

— Сильно?

— Нет!

— Ну, значит, это не мешает вам работать…

— Однажды вы сказали, что актер кино отличается от актера театра тем, что нужно больше текстов учить наизусть. Давайте проверим, насколько феноменальная у вас память? Попробуйте запомнить ряд из десяти слов: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом.

— А зачем вам это нужно?

— Проверить память.

— Знаете, если бы это было связано с каким-то направлением в монологе, я бы, конечно, это запомнил. Но все, что вы назвали, достаточно вкусные и хорошие слова. Хотелось как-то понять логику того, что вы говорите, все-таки во всякой, даже в театре абсурда существует логика монологов или логика построения предложений, даже если это кажется полным бредом.

— У вас есть какие-то уникальные технологии, позволяющие тренировать память, чтобы лучше запомнить свою роль на завтра?

— Вы знаете, ничего нового. Нужно учить стихи, нужно просто тренировать мозг, в театре это проще потому, что театр связан с памятью тела. Даже если ты не играешь спектакль на протяжении какого- то времени, ты выходишь на сцену, и тело само вспоминает слова. Это хорошая подсказка, но это не всем понятно. Нужно только понимать в первую очередь, о чем ты говоришь, потом уже, в зависимости от таланта автора, ты можешь сказать либо своими словами, либо вынужден говорить словами автора, возможно, поэта, но понимать, о чем ты говоришь.

— 3−5 марта в Нижнем Новгороде впервые проходил фестиваль детских театральных студий Константина Хабенского, на который съехались ученики из 7 городов — Нижнего Новгорода, Уфы, Челябинска, Перми, Казани, Воронежа и Новосибирска. Сам Константин вышел на сцену в трех постановках. В течение трех дней проходили показы спектаклей и мастер-классы, открылся пресс-центр. Вы как-то сказали, что актерство — сволочная профессия. Но это во взрослом мире. А среди детей «сволочизм» тоже процветает, или у них другой театр?

— Если мы говорим о театре в правильном понимании этого слова, то театр в первую очередь предполагает обмен энергией между актерами и теми, кто стоит на площадке и теми, кто сидит в зрительном зале. Обмен энергией, эмоциями и так далее. В нашем театре, там, где работают дети, это встает на первом месте, и вот эта энергетика, честность, шероховатость, искренность, мне кажется, этому позавидуют многие ведущие театры страны.

— Какое будущее вы видите у детей, которых вовлекаете в творческие студии? Давая им попробовать красивую сторону театральной жизни (аплодисменты, успех, цветы), рассказываете ли об «обратной стороне медали»?

— Прежде чем они доходят до аплодисментов, цветов, ношения на руках и так далее, они проходят очень хорошую правильную «кухню» подготовки к тому или иному действу. Это не делается за 1−2 дня, это делается в течение полугода, года, иногда больше. То есть это и занятия, и репетиции, и сомнения, и слезы. То есть они прекрасно знают, что за этим всем стоит. Ну, конечно, важна психологическая поддержка и с точки зрения родителей, и с точки зрения наших педагогов, мы за этим следим, но ребята прекрасно знают, ну хотя бы на одну десятую, что стоит за всеми этими цветами и аплодисментами. Поэтому те, кто собирается идти в творческом направлении знают, на что они идут. Те, кто принимают правильные решения, идут другой дорогой.

— Помимо актерской деятельности, вы много занимаетесь своим благотворительным фондом. Вас ни разу не посещала мысль, что, отдавая время кино или театру, вы меньше времени уделяете детям — и однажды можете не успеть спасти чью-то жизнь?

— Вы знаете, моя занятость в кино и в театре очень хорошо отражается на том, как развивается наш фонд. Сейчас те роли, которые попадаются мне и в кино, и в театре, только помогают приобретать доверие зрителей, а зрители — это наши же волонтеры, это те, кто помогает развиваться фонду и материально, и духовно, и как угодно. Поэтому это прямая зависимость. В первую очередь стоит профессия, в эту же очередь идет благотворительная деятельность, которая, наверное, насколько я могу видеть, достаточно заразительна для тех, кто еще не пробовал.

— Вопрос от читателей «Аргументы и факты», Антон Вершинин, Нижний Новгород. «Я был в шоке, когда увидел в фильме „Особо опасен“ ваш поцелуй с Анджелиной Джоли. Вы когда читали сценарий, только ради этого момента согласились на съемки»?

— Пускай Антон пересмотрит еще раз кино и поймет, что это не поцелуй.

— Многие ли мужчины вам признавались в зависти, смотря на ваши роли в кино?

— Это слабые мужчины — те, которые признаются в зависти.

— Рубрика «На острие». Самый острый вопрос нижегородцев, хотя он не очень острый. Михаил Токарев: «Вы открыли свою студию и в Нижнем Новгороде. Почему в Нижнем, и как вообще выбираете города, с которыми сотрудничаете?».

— Подается заявка от города, что мы готовы, у нас есть помещение, команда, финансирование. После этого мы приезжаем, смотрим все ли это так, и открываемся.

— Великий театральный режиссер Константин Станиславский говорил, что «нет маленьких ролей — есть небольшие актеры». Вы как-то сказали, что у вас хватает наглости брать даже те роли, которые кажутся вам тяжелыми и абсолютно неподъемными. Какая же была самой тяжелой и почему?

— Я не скажу, что была какая-то самая тяжелая, и она осталась позади. Так получается, что с каждой новой работой не интересно уже идти по протоптанной и по проверенной истории. Поэтому каждая работа и то, что сейчас вот в данный момент работается, связано со столетием Октябрьской революции, все как-то сложнее и сложнее, и дальше и дальше от себя любимого и родного.

— Какая у вас формула успеха?

— По профессии очень просто: «Будь верен ей, и она тебя рано или поздно отблагодарит. Нужно быть просто верным». По жизни: «Будь собой».

— Мы подготовили для вас испытание. Если вы правильно ответите на наш вопрос, то получите книгу «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях», если ответите неправильно, мне придется подарить вам «По улицам родного города».

В 1933 году в американском штате Вирджиния был основан универсальный «Бартер Театр, в которых зрители расплачивались за билеты не деньгами. Что американцы отдавали за билеты?

• поношенную одежду
• продукты питания
• ключи от дома
• книги

— Я думаю, что одежду, которую использовали в качестве костюмов.

— В 1933 году в Америке был период Великой депрессии, поэтому платить за вход в театр было нечем, зато было много крестьян, которые не знали, куда девать свой урожай. Поэтому 10 июня в штате Вирджиния открыли «Бартер Театр», в котором за билеты любители искусства платили продуктами, например, пшеницей. Театр имел огромный успех у американцев. А вы, кстати, за еду готовы играть?

— Да я готов играть и без еды, если это интересно. Я думаю, что именно поэтому у нас такая разница между американским и российским театром.

— Спасибо за участие в программе. Успехов вам, вашему коллективу, чтобы у вас было больше поклонников, партнеров в великих, благих делах, в которых мы вас поддержим.

— Спасибо.



Картина дня
Рекомендуем