ЧетвергЧт, 25 апреля 00:02 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,29 ▲0,04 EUR 99,56 ▲0,20

«За последние годы в Нижегородской области объем иностранных инвестиций вырос в девять раз»

16 февраля 2017 года, 16:13

Информационное агентство «Время Н» публикует текст интервью с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым для программы «Точка зрения» — проекта Правды.ру.

— Здравствуйте! Это программа «Точка зрения». Сегодня мы в гостях у губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева.

Хотелось бы задать такой вопрос: у вас недавно была встреча с американскими бизнесменами, в ходе которой состоялась презентация области. Сейчас сложное время, с избранием нового президента в Америке мы надеемся на потепление в отношениях, в том числе в экономических. Но, тем не менее, большое количество разговоров, что много «ястребов» хотят продлить и ужесточить санкции. Как в таких внешнеполитических условиях можно рассчитывать на какое-то продолжение сотрудничества, на его развитие?

— За время своей работы мы убедились в том, что могут быть разные политические ситуации: осложнения, потепления, стабилизация. Но экономическая жизнь с этим мало связана. Допустим, в самый разгар таких сложных отношений с Евросоюзом, мы поехали на презентацию инвестиционного потенциала области в Лондон, где собрались сотни людей, причем довольно-таки серьезное представительство было в тех аудиториях, где мы выступали. Однако там я не услышал ни одного «кривого» вопроса и не видел ни одного «косого» взгляда. Речь шла о том, как сближать экономические интересы деловых кругов Англии и Нижегородской области.

То же самое с американской торговой палатой, с которой мы давно сотрудничаем. Эта встреча, о которой вы говорите, была уже третьей на протяжении последних пяти лет. Нельзя говорить о том, что мы услышали, что Трампа избрали, и мы приехали с надеждой, что будет «потепление». На самом деле есть уже сложившиеся отношения, есть товарооборот, экспорт, импорт, десять совместных предприятий нижегородских и американских, которые работают на нашей территории и выпускают различную продукцию.

Мы твердо убеждены, что деловое сотрудничество и инвестиции не имеют национальности и какого-то окраса. Главное, чтобы были созданы условия на какой-то конкретной территории, в частности мы сейчас говорим о себе, о нашей Нижегородской области, которые были бы выгодны инвесторам. Чтобы они твердо знали, что они не потеряют свои инвестиции и получат прибыль, что вернут деньги, которые они вложили посредством эксплуатации, управления каким-то производственным процессом или какой-то недвижимостью. Вот этим, собственно говоря, мы и занимаемся, и сегодня наш имидж, можно так говорить, известен во всем мире. Во многих странах знают, что с нами можно иметь дело, что мы никого не обманываем, что всем даем возможность заработать, что мы открыты и создаем все условия для того, чтобы инвестору у нас было комфортно работать.

— Насколько я понимаю, все равно есть какие-то ограничения. Вы сказали про десять предприятий. А какие это предприятия?

— Разные предприятия: легкая и авиационная промышленность. Есть у нас такое предприятие, как «Теплообменник», которое делает микроклимат для всех летательных аппаратов: начиная от космических станций и кончая самолетами. Микроклимат дает возможность выжить летчику и нормально управлять самолетом или станцией. Сегодня американская компания в контакте с нашим «Теплообменником» и, перенимая его опыт, делает эту же работу на современном технологическом уровне.

— А технологии наши используются или американские?

— Мы используем американские технологии и американское оборудование.

— И как к этому относится Конгресс США?

— Не знаю, так как мы не с Конгрессом имеем дело, а с фирмой.

— Когда была встреча, речь шла о каких-то конкретных предложениях с вашей стороны, о каких-то новых объектах?

— Да, мы презентовали им наш потенциал, рассказывали о том, где и какие проекты, раздали материалы, в частности, каталог проектов на семи языках.

Кроме того, выступили представители ряда совместных фирм, которые уже работают на нашей территории, и твердо сказали всем, кто сидел в зале: «Идите в Нижегородскую область, мы там работаем, нам комфортно».

Вы спрашиваете, какие фирмы? Например, выступает компания «Intel», которая известна во всем мире, и говорит, что их штаб-квартира по разработке программного продукта находится в Нижнем Новгороде и они не испытывают никаких трудностей, расширяются, приобретают новые помещения и твердо знают, что у них все получится.

— Вы сказали, что пять лет работаете с американскими бизнесменами…

— До этого мы ездили туда, встречались на месте с бизнесменами, проводили интересные душевные разговоры. Но разговоры еще не есть дела, инвестиции добывать, все равно, что из руды металл. Руды много, а металла бывает не всегда много. Достаточно запустить о себе информацию. Ведь нам особенно было трудно по сравнению с нашими коллегами, потому что до 1991 года регион был закрыт не только для иностранцев, но и для многих наших граждан Советского Союза, России. Поэтому нам, по сути, пришлось начинать с «нуля». Мы много делали для того, чтобы «продвинуть» свой регион в глазах иностранных инвесторов. И если за последние годы у нас объем иностранных инвестиций вырос в девять раз, значит, нам это удалось сделать.

— Есть какая-то ваша личная статистика соотношения количества ваших встреч и мероприятий и полученных результатов?

— Если один из десяти проектов, которые мы обсуждаем, реально был реализован, то это хорошо.

— Что по поводу Европы? Это всегда были традиционные экономические связи, даже у вашего закрытого региона. Сейчас что происходит, к примеру, с Германией?

— Нормальные отношения с инвесторами из Германии, Нидерландов, Франции, Норвегии. С норвежцами мы построили мощнейший свинокомплекс и сейчас строят второй. Тем самым мы полностью закрываем потребности по свинине, а занимали последнее место в Приволжском федеральном округе четыре года тому назад.

С Германией особые связи. Взять «Фольксваген». Контрактная сборка этих автомобилей осуществляется на нашем ГАЗе. Там мы привлекли с помощью «Фольксвагена» немало контрагентов на автокомпоненты. И все больше и больше эти контакты разрастаются. Или возьмите «Сименс», который сейчас участвует в конкурсе и будет работать по высокоскоростной магистрали. Первый ее проект — Москва — Нижний Новгород.

Нельзя сказать, что от нас кто-то ушел. Во Франции фирма «Ондулин», специализирующаяся по кровельным материалам, у нас уже делает третью очередь предприятия. Известная фирма по гипсу «Сен-Гобен» построила у нас завод, сейчас серьезно занимается карьером. Никто не собирается от нас уходить.

— Нижний Новгород — Горький — это был традиционный автомобильный регион с большим количеством профессиональных автомобильных кадров, системой подготовки и опытом. Выпускали автомобили ГАЗ. Вы сказали, что сейчас пришли иностранные инвесторы. А можно ли возродить те известные машины, которые были известны не только в Советском Союзе?

— Я могу сказать о своей собственной точке зрения. Мы никогда в Советском Союзе не ставили перед собой цель выпускать высококлассные автомобили. У нас были «Москвичи», «Жигули». Очередь за ними в профкомах предприятий стояла на десятилетия вперед, все хотели купить, но стоять в этой очереди было дольше, чем за квартирой. Мы думали, что эта ситуация никогда не закончится, что мы можем удовлетворить спрос теми автомобилями. А когда рынок открыли, выяснилось, что есть автомобили лучше. Наши автомобили, по сути дела, прекратили свое существование по простой причине — они не выдержали конкуренции. А мы — страна, которая первой освоила Космос, которая имела хорошую экспортную составляющую в вооружении — много покупали и машин, и механизмов. Я думаю, что если бы мы ставили перед собой эту задачу — создать высококлассные легковые автомобили, мы бы ее решили. Сейчас эта задача стоит перед ГАЗом.

Автозавод освоил производство легкого коммерческого грузовика на собственных моделях. Последнее импортозамещение произошло после выпуска ГАЗели-Next, когда мы в металлическом фургоне имеем тот же самый объем перевозимых грузов, который имели раньше, покупая только «Мерседесы», «Фольксвагены» и так далее.

Вся линейка легких коммерческих автомобилей — у нас. Грузовой автомобиль — вышел «ГАЗон-Next, среднетоннажный автомобиль тоже ничем не уступает зарубежным аналогам.

Легковой автомобиль — это задача посложнее. Инженерный центр ГАЗа сейчас работает над этим, но для того, чтобы его производить, нужно иметь базу.

— Но были же «Волги»…

— Но только «Волгу» ставить рядом с «Мерседесом» вряд ли было возможно. Борис Немцов попытался пересадить всех на «Волги». Но чем попытка закончилась? «Волгу» нельзя было дальше выпускать в той комплектации, потому что по соотношению «цена — качество» она не выдерживала никакой конкуренции. Поэтому был целый ряд технических решений, которые Автозавод предпринял по формированию основных фондов, для того, чтобы можно было на их основе, обучив производственный персонал выпускать уже собственный автомобиль, но другой автомобиль. Такой автомобиль, который был бы конкурентноспособным, потому что сегодня нельзя выпускать «плохенькое», но свое, которое никто не купит.

— Но «Волга», несмотря на то, что к ней были претензии, была машиной представительского класса, и далеко не каждый мог ее позволить. А сейчас, когда мы видим всплеск патриотизма, то люди, наверное, поддержат, будут рады купить свое. Так ваше дело — сделайте, чтобы как тогда выглядело…

— Сейчас этим и занимаются, но всему свое время. Для этого нужно было бы иметь сварочный комплекс. А ведь для того, чтобы его сделать, купили завод в Мичигане и перевезли его сюда, дополнили его своим оборудованием. И сегодня это один из лучших сварочных комплексов в России и Европе. Нужно было иметь штамповочный комплекс, лакокрасочный, который сегодня один из лучших в Европе. Не просто получить высокое качество.

Когда мы осваивали сборку «Фольксвагена», «Шкоды», знаете, какие результаты показал ГАЗ? Времени, чтобы обеспечить качество и так называемую дефектность, чтобы обеспечить мировую стандартность, нам потребовалось в два раза меньше, чем на современных заводах Европы и Латинской Америки. Потому, что у нас высокая квалификация рабочего класса и инженеров. Сегодня нам не страшно, что наш автомобиль, собранный на ГАЗе, продается в Европе.

— Есть еще такой огромный рынок, как страны бывшего Советского Союза.

— На любой рынок мы должны предложить хороший продукт, наши ГАЗели туда уже идут. Экспортная выручка на ГАЗе составляет 23%.

— Составляющая инвестиционной привлекательности региона — это дороги, это и пассажирские перевозки по железной дороге. Сейчас от Москвы до Нижнего за 4 часа можно доехать?

— За три с половиной часа. Планируется и высокоскоростное движение, которое есть во многих странах, таких как Германия, Франция, Англия, Япония, Китай. Поэтому движение до 400 км в час — это реальность, но это должна быть отдельная выделенная магистраль, не пересекающаяся с нынешним железнодорожным сообщением. Есть «наметки» для пуска и высокоскоростного грузового поезда. Пассажирская ВСМ — социальный проект, это мобильность населения. Задачу этим бизнесом обеспечить окупаемость никто не ставил. Это и серьезные государственные инвестиции, которые вкладываются безвозвратно. По себе скажу: когда я служил в армии на Сахалине и мне дали отпуск 10 дней, то мне дополнительно дали по 14 дней на поездку в Москву и обратно. За счет ВСМ будут развиваться все населенные пункты, которые будут примыкать к магистрали.

— Расскажите о перспективах внутреннего туризма.

— Поток туристов к нам в регион превысил один миллион за 2016 год. И каждый год этот поток растет на 15%. У нас есть, что посмотреть. Это сам Нижний Новгород, там одних памятников из реестра ЮНЕСКО около 600. Плюс — народные промыслы. 60% сохраненных народных промыслов находятся в Нижегородской области. Хохлома — это визитная карточка не только региона, но и всей России. Но часто хохлому подделывают, и поэтому основная борьба будет с контрафактом. Или такая красота, как казаковская филигрань… Или городецкая художественная роспись, чкаловский гипюр. А городецкие пряники, конечно, вкуснее тульских. Плюс Дивевский и Макарьевский монастыри, озеро Светлояр. Везде строится инфраструктура. К примеру, около озера Светлояр мы построили оптический театр, где объемные лазерные декорации покажут красоту Китеж-града. Сейчас там пока 3D-кинотеатр.

— Как идет подготовка к ЧМ-18?

— Мы получили статус города-организатора Чемпионата мира по футболу, у нас будет шесть игр, это больше, чем в любом другом периферийном городе России. Будет четыре игры предварительного турнира, 1/8 финала и ¼ финала. В программе подготовки — более 100 мероприятий. Строится самый главный объект — стадион на 45 тысяч мест. Строительно-монтажные работы планируем завершить в этом году. После ЧМ это будет наше наследие, как и новый терминал аэропорта «Стригино», новая станция метро. Все это останется нижегородцам.

— Спасибо большое за участие в программе.



Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Внимание!
ИА «Время Н» объявляет о старте нового конкурса «Наш „Пари НН“»
Его цель — расширять знания о нижегородском футболе, углублять интерес к достижениям главного футбольного клуба города.
Происшествия
Секрет реставрации старинных наличников раскрыли в Нижнем Новгороде
ИА «Время Н» узнало, как работает Школа реставрации в технопарке «Нижполиграф».
Культура
Наталья Старикова — о выставке, посвященной истории железной дороги
Она дала интервью «Волге 24».