«Радио без границ» добралось до Нижнего Новгорода
27 сентября 2018 года, 18:00
Российские и зарубежные радиовещатели приехали за наградами на фестиваль «Радио без границ» в Нижний Новгород
Фестиваль «Радио без границ» открылся в Нижнем Новгороде через сто лет после того, как в нашем городе обосновалась радиолаборатория. Корреспондент РИА «Время Н» пообщалась с участниками и выяснила, какое будущее ждет «великого слепого» и какова главная проблема отрасли.
Радиостолица
Фестиваль в Нижнем Новгороде проводят впервые, однако у него уже есть двухлетняя история за плечами. Столицу Приволжья выбрали благодаря победам нижегородских радийщиков в прошлом году. И хотя, город нельзя назвать лидером российского радиовещания, история отечественного радио во многом обязана Нижнему Новгороду, отметил гость фестиваля, пресс-секретарь губернатора Нижегородской области Александр Двуреченский.
«Это стало, на мой взгляд, поворотным этапом развития радио в стране. В этом году мы отмечали юбилей нижегородской радиолаборатории. В следующем году мы будем отмечать еще один важный юбилей, в феврале 1919 года впервые в стране, вместо морзянки раздался человеческий голос. С этого момента началась голосовая история радио в России», — сказал он.
Ценность радио в 21 веке поддерживает и МИД.
«Представительство МИД тесно работает с местными радиостанциями, поскольку мы считаем, что радио — один из самых эффективных способов донесения до простого человека позиции МИД по некоторым вопросам», — заявил атташе представительства МИД в Нижнем Новгороде Никита Звягин.
Алгоритмизация творчества
Рассказать не только об успехах, но и предоставить чек-лист и разобрать ошибки — такие задачи ставит перед «Радио без границ» главный редактор радио «Книга» и соорганизатор фестиваля Егор Серов.
В Нижний Новгород приехали те, кто стал лучшим по номинациям заочного конкурса.
«Мы провели конкурс предварительный, у нас есть победители, но мы не просто вручим дипломы, пожмем руки и скажем „молодец“, а этот человек расскажет, как работал над этой программой, как удалось это сделать всем, кто принял участие в фестивале», — сказал Серов.
Победителем в нескольких номинациях стало радио Matryoshka, которое вещает для русскоязычных жителей Великобритании, Шотландии и Испании. Программный директор радиостанции, Николай Крупатин заявил, что делиться опытом нужно, потому что ошибки сейчас влияют на весь рынок.
«Когда мы только начинали строить свой эфир, мы сидели в углу и потирали руки „вон, мы как круто делаем, а вы там…“ И вот сейчас, особенно последний год-полтора в голове стало очень многое меняться, потому что я понимаю, что ошибки моих коллег в России они вредны в целом для индустрии. Мы сейчас сами себе напоминаем того самого левшу, который приехал в Санкт-Петербург и размахивает руками и кричит, что в Англии ружья кирпичом не чистят. Как раз и хочется поделиться теми знаниями, которые мы наработали, потому что это очень важная инвестиция во всю индустрию», — отметил Крупатин.
Кадровый вопрос
Творческие коллективы станций, по словам участников фестиваля, в среднем, от 4 до 6 человек и такие цифры возможны не только на местных радиостанциях, но и в крупных компаниях. Между тем, на радио, по словам Егора Серова «завязано много людей».
«Радио — это целый комплекс, это не социальная сеть и не „Живой Журнал“. Нельзя написать что-то одному человеку и считать, что это сделано. На радио завязано много людей, и успех радиостанции зависит, во-первых, от оригинальности концепции, от правильного понимания целевой аудитории и от верной реализации», — сказал он.
Попасть на радио мечтают многие, судя по тому, что различные школы радиоведущих процветают, а между тем, вопрос кадров остается болезненным для всего рынка, читает программный директор радио Matryoshka Николай Крупатин.
«Кадровый вопрос — это проблема номер раз вообще всего радиовещания и отечественного в том числе. На самом деле, наши сотрудники сейчас размазаны практически по всему миру. При этом, на сегодняшний день пафосность названия диплома не имеет никакой ценности. Либо человек чувствует аудиторию, либо не чувствует, этому невозможно научить. Если человек хочет работать на радио, то, во-вторых, он должен найти педагога по технике речи, а во-первых — он должен прочитать много книг. Хорошую литературу, чтобы запастись хорошим багажом слов, включить мозг, чтобы мозг был готов работать со словом, это самое важное на сегодняшний день», — считает он.
Секрет успеха
Один из призов на фестивале получила небольшая городская радиостанция из Башкортостана. Радио «АРИС» работает в Кумертау, небольшом городе, где живут 60 тысяч человек. И, при этом, коллектив заполняет 24 часа собственного вещания.
«Очень большие возможности для творчества, 90% того, что ты придумал, можно выпустить в эфир, главное приложить к этому силу, главное доказать, что нужно, на сетевых радиостанциях я этого не видел. Мы поняли, что самый главный козырь местных радиостанций — быть ближе к радиослушателям. А для этого нужно рассказывать о них, говорить, что происходит у нас в городе, у нас в районе, по-другому не выжить просто», — отметил заместитель главного редактора по радиовещанию ТРК «АРИС» Алексей Ширдин.
Вопрос денег
С тем, что монетизация творчества — вопрос сложный, согласны все радиовещатели. При этом, многие считают, что в России этому пока не научились.
«Просветительское, разговорное радио трудно монетизируется, но это не означает, что его нельзя монетизировать. Это говорит только том, что мы пока не умеем это делать. Но многие радиостанции разговорные успешно монетизируются, не смотря на то, что у них даже нет большой сети», — сказал Егор Серов.
Интересно, что радио «АРИС» из Кумертау, по словам Алексея Ширдина, находится полностью на самоокупаемости.
Будущее
Цифровое вещание, которое в будущем заменит «аналог», изменит рынок радиовещания. Так, по словам директора «Федеральной школы радио» Екатерины Седовой количество игроков только вырастет.
«И сейчас количество радиостанций немалое — более 3,5 тысяч радиостанций в ФМ-диапазоне, а есть еще и возможность создать онлайн-радиостанцию. Это значит, что нет местечковых локальных историй, нет такого, что здесь принято так, а там — иначе. Возникают единые модные фишки. Станция может вещать с Камчатки, а её могут слушать в США» , — сказала она.
По её словам, в Россию возвращается время харизматичных и ярких ведущих, благодаря которым будут слушать ту или иную радиостанцию.
«Наверное, сейчас приходит время, которое было в начале 90-х, когда только появлялись невероятно яркие кумиры. Сейчас опять будут нужны яркие личности, которые смогут стать „звездами“ на территории всей планеты. И это не бренд радиостанции, а бренд человека».
Автор: Евгения Фондеркина