Депутаты Госдумы поддержали проект высокоскоростной магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань
26 июня 2013 года, 09:12
![поезд Сапсан2](/_data/objects/0022/3903/icon.jpg?1533790219)
Парламентские слушания на тему «Создание сети высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения — ключевой элемент роста экономики России» состоялись в Государственной Думе. Об этом сообщает служба корпоративных коммуникаций ГЖД.
Участники слушаний поддержали необходимость скорейшей реализации пилотного проекта высокоскоростного пассажирского движения в России на линии Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань.
«Мировой опыт говорит о том, что высокоскоростные железные дороги — это не только серьезное улучшение транспортной доступности и повышение уровня жизни граждан, это также серьезный вклад в модернизацию экономики, привлечение современных технологий и создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Это, безусловно, вклад в дополнительные темпы роста внутреннего валового продукта», — сказал в своем выступлении первый заместитель председателя Государственной Думы Александр Жуков.
Участники слушаний отметили, что президент России Владимир Путин поддержал идею использовать средства накопленных государственных резервов, в частности средства Фонда национального благосостояния, для реализации крупных инвестиционных проектов. Проект создания высокоскоростного железнодорожного движения между Москвой и Казанью был назван в их числе.
«Практически все развитые страны реализуют программы высокоскоростного железнодорожного движения. Железнодорожный транспорт является наиболее экологичным, доступным и безопасным видом транспорта», — отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
Новая высокоскоростная железнодорожная линия свяжет крупнейшие агломерации Центрального, Приволжского и в перспективе Уральского федеральных округов и даст возможность перемещения между городами за 1−1,5 часа. Помимо дневных высокоскоростных поездов со скоростью движения от 200 до 400 км/ч и стоимостью проезда от 1 до 10 рублей за километр, на новых магистралях будет реализовано движение скоростных ночных поездов со скоростями от 140 до 200 км/ч. Также в систему высокоскоростного сообщения будет интегрирована система скоростных маршрутов, которые соединят линию ВСМ и близрасположенные региональные центры. Освободившиеся мощности существующих железнодорожных линий будут задействованы для наращивания пригородного сообщения и объемов грузоперевозок.
«Разделение пассажирского и грузового движения позволит сэкономить на развитии грузовых направлений более 460 млрд рублей. Сегодня существует проблема с пропускными способностями железнодорожной инфраструктуры, и подобный подход позволит сократить „узкие места“ на 2,4 тысячи километров. Это чрезвычайно важно для организации грузового движения на всей территории РФ», — добавил Владимир Якунин.
Депутаты Государственной Думы отметили, что реализация проектов ВСМ требует не только концентрации всего научного, технического, экономического потенциала России, использования передового опыта других стран, но и совершенствования действующего законодательства.
Среди законодательных инициатив, принятие которых необходимо в ближайшее время, были названы нормы о резервировании земель для проекта ВСМ, подготовке схем рационального налогообложения подобных проектов и их финансировании с участием средств бюджетов разных уровней и частного бизнеса.
Первоочередным проектом строительства ВСМ в России станет магистраль Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань с перспективой продления до Екатеринбурга и подключения Перми, Уфы и Челябинска. Запуск высокоскоростных поездов между Москвой и Казанью сократит время движения для пассажиров более чем на 10 часов по сравнению с сегодняшним днем, при этом время движения между агломерациями не будет превышать 1−1,5 часа. Протяженность вновь построенной выделенной линии составит 803 км.
Предполагается, что финансирование проекта будет вестись на принципах государственно-частного партнерства, а государственный грант составит не более 70% от общей стоимости строительства. Если общая стоимость строительства линии Москва — Казань предварительно оценивается в 928 млрд рублей (с учетом инфляции), то потребность в государственном финансировании составляет 650 млрд рублей, и может быть снижена до 371 млрд рублей за счет таких инструментов, как льготное налогообложение и привлечение возвратных средств накопленных государственных резервов.