Двигатели «Газелей» стали отчасти белорусскими
16 октября 2009 года, 15:27
Сотрудничество Горьковского автозавода и Ульяновского моторного завода в повышении качества базового двигателя для «ГАЗелей» позволило более чем на 30% сократить гарантийные претензии владельцев к двигателю и по итогам последних двух кварталов 2009 года вдвое снизить показатель дефектности двигателя до 7,2%. Об этом сообщает пресс-служба завода.
Комплексная программа улучшения качества двигателя «УМЗ-4216» запущена Ульяновским моторным заводом в сотрудничестве с Горьковским автозаводом в марте 2009 года. Программа объединила усилия всех заинтересованных сторон — ОКЦ ГАЗ, дилеров, сервисных служб и конечных пользователей.
«Совместными усилиями участников проекта были определены наиболее проблемные точки двигателя, формирующие статистику дефектов — это, прежде всего, такие комплектующие как генератор, ведомый и нажимной диски, электромуфта, стартер, сальник коленвала и катушка зажигания. По инициативе инженеров ГАЗ на УМЗ была оперативно налажена системная работа по качеству с поставщиками наиболее „проблемных“ деталей и узлов, организован эффективный 100-процентный входной контроль качества», — говорится в сообщении.
Кроме того, результата удалось добиться за счет проведенного горьковскими и ульяновскими специалистами совместного аудита на УМЗ, после чего были внедрены значительные технологические усовершенствования. Например, установка высокотехнологичных электронных измерительных приборов позволила кардинально решить «застарелую» проблему сборки двигателя — нестабильность качества обработки и моментов затяжки резьбовых соединений.
Более того получилось снять еще одну известную проблему — дефектность регулировочного винта, приводившую к повышенному износу оси коромысел и разрегулировке клапанов двигателя. Этого удалось достичь благодаря внедрению полной автоматизации процесса закалки детали.
«Завершается работа по изменению конструкции штангового привода регулировочного винта, что обеспечит более плотную посадку наконечников на штангу, а также изменена конструкция самого винта: теперь он будет цельно-жесткой, так называемой перевернутой конструкции, гарантирующей от излома и обеспечивающей постоянную смазку в зоне контакта. В ходе проведенных 100- и 400-часовых испытаний установлено, что эти и другие изменения конструкции дают положительный эффект — зазор остается стабильным, клапаны не стучат. В дальнейших планах производителя — внедрение штанги новой конструкции: пустотелой стальной трубки с приварными наконечниками в виде шариков. В саму же конструкцию двигателя УМЗ-4216 уже вводится ряд существенных изменений. Среди них — внедрение дроссельного патрубка с электронным управлением, установка сдвоенной катушки зажигания с силиконовыми проводами, уменьшение по высоте поршневых колец и хонингование гильзы цилиндра, повышение точности отливок и обработки коленчатого вала, изменение параметров ГРМ (углы опережения, профили кулачков), модернизация системы вентиляции картера и многое другое», — отмечается в сообщении.
Между тем с марта по май 2009 году специалисты ГАЗ и УМЗ также осуществили ряд мер по повышению качества на предприятиях, поставляющих катушку зажигания, датчики фазы и аварийного давления масла. В частности, внедренные по инициативе ульяновских инженеров конструктивные изменения (повышено качество электросоединений, убраны сварочные швы, часть винтов заменена заклепками) и введение двойного контроля качества (на предприятии-изготовителе и при приемке на УМЗ) позволили в 7 раз повысить надежность электромагнитной муфты. Одновременно в течение июля-августа 2009 г. через сервисную сеть ГАЗ проведены отзыв и замена партии ненадежных электромуфт на «ГАЗелях», реализованных весной-летом 2009 г. В ближайшей перспективе работа над улучшением изоляции силового провода муфты на пробой, исключение втулки для улучшения посадки подшипников. Эти меры позволят еще вдвое снизить остающуюся вероятность дефекта.
При этом в ряде случаев было налажено сотрудничество с альтернативными поставщиками. Так, с сентября 2009 года «УМЗ-4216» комплектуется генераторами повышенной мощности и стартерами производства компании БАТЭ (г. Борисов, Республика Беларусь). Уже более 6500 поставленных на конвейер ГАЗ двигателей укомплектовано белорусскими генераторами. В результате уровень дефектности этого узла снизился в 2,3 раза. Специалисты ГАЗ и УМЗ также проводят испытания генераторов с улучшенными характеристиками производства ОАО «Прамо Искра», которыми предполагается комплектовать силовые агрегаты новых моделей «ГАЗели».
Автор: Корр. Екатерина Харченко