Секреты успеха нижегородского театра «Комедiя»
25 января 2020 года, 12:14
24 января в нижегородском театре «Комедiя» состоялась пресс-конференция, в ходе которой журналистам рассказали об успешной творческой деятельности за двадцать лет и презентовали новый проект «Сыщики».
Двадцать лет на Грузинке
Нижегородский театр «Комедiя» основан в 1947 году. Первые десятилетия он выступал на разных городских площадках, пригодных для показа спектаклей. Некоторое время существовал на базе филармонии, которая ранее располагалась в здании, где сейчас кукольный театр.
В годы скитания труппы театра «Комедiя», по некоторым сведениям, его основные цеха находились в здании, который примыкает к отелю «Волжский откос». Поже дали здание на улице Маяковского (ныне Рождественская — прим. ред.), затем история культурного учреждения становится прозрачной.
Фото: comedy.nnov.ru
В 2020 году нижегородский театр «Комедiя» отмечает двадцать лет творческой деятельности в здании по адресу: улица Грузинская, 23.
На месте нынешнего театра «Комедiя» располагалась усадьба купца Заморина. В XIX веке на ее месте построили Коммерческий клуб. Его членами были не только банкиры, экономисты и прочие служители «золотого тельца», но и представители нижегородской интеллигенции. Популярностью пользовались литературные и иные вечера, на которых выступал иногда и Алексей Максимович Горький с чтением своих произведений. После 1917 года здание клуба использовалось под театральные учреждения, а с 1928 года в нем полвека проработал Театр юного зрителя имени Н.К. Крупской. В 1977 году ТЮЗ переехал в другое здание, а бывший Коммерческий клуб перешел на баланс города и начался длительный период так называемого «ремонта». Первые эскизы нового здания театра были намечены еще в 1985 году, когда ремонт только планировался. Но только в начале 1999 года началась реконструкция здания.
Новое здание театра «Комедiя» открыло свои двери для первых зрителей 26 января 2000 года. Здесь художественной площадкой становится все пространство: спектакли идут не только на Большой сцене, но и на Малой, а также в арт-фойе.
Фото: comedy.nnov.ru
На данный момент в репертуаре — 33 наименования (классические комедии, экспериментальные постановки по пьесам современных авторов, интерактивные сказки для детей, мюзиклы (новое движение, начавшееся в 2011 году — прим. ред.), мультимедийные проекты, спектакли с так называемой интеллектуальной нагрузкой для взрослой публики (например, «Куклы» (16+), «Дом, который построил Свифт» (16+) и другие — прим. ред.)).
«Мы насыщенно прожили в здании на Грузинке двадцать лет. За это время произошло много интересных событий, были открыты нами новые имена как среди режиссеров, так и среди актеров», — заявил директор нижегородского театра «Комедiя», заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Нижнего Новгорода Дмитрий Коновалов.
Эти двадцать лет — годы сотрудничества с известными режиссерами: В. Беляковичем, Р. Смирновым, Е. Невежиной, А. Бармаком, А. Трифоновой, В. Саркисовым, В. Данцигером, Н. Андросовым, А. Кладько и многими другими. В театре выросли в интересных режиссеров А. Ярлыков, Н. Ковалева, Д. Крюков, И. Чернышова.
По словам Дмитрия Коновалова, за двадцать лет было сыграно 124 премьеры (репертуар как минимум пяти театров — прим. ред.), а всего — примерно шесть тысяч спектаклей. На них побывало около двух миллионов зрителей. Эти цифры свидетельствуют о том, что театр «Комедiя» — очень востребованный.
«Посещаемость в среднем за 2019 год составила 94%, что очень высокий показатель, который есть у лучших московских театров», — добавил директор.
В здании театра «Комедiя» с гастролями побывали прославленные театры: «Сатирикон» (2000), «Табакерка» (ежегодно до 2007 года, 2018), Мастерская Петра Фоменко (2002, 2005, 2019), Театр на Юго-Западе (2001, 2004, 2006, 2010, 2012). На сцене прошли спектакли швейцарского Театра Види Лозанн Э.Т.Е. и английского театра AandBC (2000), Государственного академического театра им. Е. Вахтангова (2015) и других прекрасных театров России и не только.
«Эти двадцать лет пробежали быстро, но они не были легкими. Если рассматривать двадцатилетнюю историю театра в главных лицах поэтапно, то, в первую очередь, это Семен Лерман, затем Юрий Лебедев и, конечно же, Валерий Белякович. Его приход взорвал не только наш театр и труппу, но и весь город. Спектакли Беляковича — это всегда была прекрасная драматургия. Режиссер осуществил здесь десять постановок, которые идут до сих пор», — рассказал заслуженный артист России Валерий Кондратьев.
Следующими на сцену выйдут «Сыщики»
15 марта 2020 года в театре «Комедiя» состоится премьера спектакля «Сыщики» (16+) по пьесе Евгения Муравьева по мотивам рассказа нижегородского писателя Николая Свечина «Дело молитовских отравителей». Проект приурочен к 800-летию Нижнего Новгорода.
Перед драматургом Евгением Муравьевым стояла непростая задача — превратить прозу в пьесу, но он с ней справился.
«Мне предоставили на выбор несколько рассказов Николая Свечина. На основе двух я сделал компиляцию и определился с темой. Для меня интересной показалась судьба нижегородской земли и судьба главного героя и его любовная история. Когда инсценировка была готова, я ее показал Николаю Свечину и получил его одобрение», — рассказал автор инсценировки проекта «Сыщики» Евгений Муравьев.
Режиссером нового спектакля стала лауреат премий Нижнего Новгорода Надежда Ковалева, которая в конце прошлого года поставила «Братишки» (16+), премьера которых прошла с большим успехом. Она отметила, что несмотря на то, что спектакль драматический, в нем все равно будет проскальзывать юмор.
«При этом нужно понимать, что все-таки „Сыщики“ — это художественное произведение, а не документалистика. Поэтому не нужно со счетов сбрасывать вымысел, без которого спектакль был бы невозможен, потому что мы должны наградить персонажей характерами для того, чтобы зрители смотрели не на одинаковые марионетки, а на людей со своими плюсами и минусами», — подчеркнула она.
Для Николая Свечина это первый опыт перенесения его произведений на сцену.
«Я написал рассказ и все, поэтому создателям спектакля было намного сложнее, чем мне, потому что в рассказе можно написать, что угодно, а как это перенести на сцену — очень трудная задача. Но, мне кажется, им это удалось, за что большое спасибо», — сказал автор серии романов о приключениях сыщика Алексея Лыкова.
Он также напомнил, что на основе его восьми рассказов будет снят многосерийный фильм «Хроники сыска» (16+). Режиссером выступит Евгений Кудельников.
«Но в кино используются совсем другие средства, нежели в театре. Театральное искусство — изысканное и лаконичное, от этого оно и сложнее. В кино чуть легче, по моему мнению, на сцене театра — все по иному», — сказал Свечин.
Репетиции уже начались. По словам исполнителя роли Павла Афанасьевича Благово Валерия Кондратьева, они длятся уже три недели.
«Репетиции проходят достаточно напряженно, очень много текста. Исторические персонажи накладывают какую-то ответственность, так как люди жили, творили, делали свои дела — в эту историю надо как-то влезть, прочитать про них и подумать. Конечно, хочется, чтобы все получилось, потому что детективный жанр — необходимый для театра, и актерам должно быть интересно с ним работать», — подчеркнул Кондратьев.
«У каждого свое видение моих героев. Например, я вижу сыщика Алексея Лыкова вчерашним солдатом, который пришел в полицию, где воюют за добро», — заметил Николай Свечин, говоря о главном герое спектакля.
Директор театра Дмитрий Коновалов верит в успех новой постановки.
«Ее актуальность очевидна — любовь к малой Родине, истории своих земляков, которую надо знать, любить и популяризировать. Я горжусь тем, что на нашей нижегородской земле был такой персонаж, как Алексей Николаевич Лыков. Он по своим делам и поступкам „покруче Фандорина“ (герой серии исторических детективов российского писателя Бориса Акунина „Приключения Эраста Фандорина“ (12+) — прим. ред.), во всяком случае мне хотелось бы в это верить», — сказал Коновалов.
Он надеется, что проект будет иметь долгую сценическую историю, ведь над ним работает выдающаяся художественно-постановочная группа. В частности, за музыкальную составляющую отвечает известный композитор Ким Брейтбург, который уже не в первый раз сотрудничает с нижегородским театром.
«Новый спектакль — не мюзикл, он драматический, в основе которого детективная история с быстроразвивающимся сюжетом. В данном случае роль композитора здесь скромная по сравнению с работой над мюзиклами. В мои задачи входит написать несколько песен для данного проекта, что я уже сделал, дирекция их уже приняла. Конечно, еще будет фоновая музыка, которая обычно бывает в спектаклях», — рассказал Брейтбург.
Кроме того, в спектакле будет использован 3D mapping (аудиовизуальный контент, являющийся 3D проекцией, созданной с учетом геометрии и положения в пространстве объекта, на который идет проецирование — прим. ред.). Он впервые был применен в мультимедийном проекте «Затмение Солнца» (16+) о жизни М. Горького и помог раскрыть для зрителей исторические события и особенности родного города.
«Такие спектакли, как например „Сыщики“, „превращают толпу в народ“. Мы чередуем в сезон или раз в два сезона постановки, которые может быть сложноваты для зрителя, но это наша миссия — просвещать людей, ведь этим театр живет», — подытожил Дмитрий Коновалов.
Планы на следующую двадцатку
Директор Дмитрий Коновалов сообщил, что сейчас разрабатывается программа экскурсий по зданию театра.
«Мы планируем сделать постоянно действующую экскурсию, например, по воскресеньям. На ней можно будет познакомиться с историей нашего театра и театрального искусства вообще», — отметил он.
По его мнению, залог успеха театра в его постоянной системной работе, которая заключается в том, чтобы «актер получал достаточное количество аплодисментов, режиссер воплощал на сцене свои идеи, а учреждение было успешным».
«Сейчас сложилась такая ситуация, когда театр рассчитывает только на свои доходы. Для того, чтобы нормально развиваться, нужно выпускать хотя бы пять премьер в год — две сказки и три спектакля. Для полноценной жизни постановка должна быть сыграна как минимум один раз в месяц, а лучше два. Если спектакль играется реже, то он загибается, теряет качество и многие свои достоинства», — подчеркнул Коновалов, добавив, что коллектив с интересом смотрит в будущее и открыт новому.
«У нас царит гармония и много планов на следующую двадцатку. Мы готовы работать с полной отдачей. У нас достаточно задора и идей», — сказал заслуженный работник культуры РФ.
Участники пресс-конференции пожелали театру не останавливаться на достигнутом.
«Я люблю театр „Комедiя“, он развивается планомерно, здесь разумная репертуарная политика, и в этом есть заслуга директора. Желаю успехов, которые обязательно будут, потому что труппа и дирекция выше всяких похвал в плане профессионализма и творческого видения», — сказал композитор мюзиклов в нижегородском театре «Леонардо» (16+), «Голубая камея» (16+) и других Ким Брейтбург.
«За двадцать лет театр изменился в сторону омоложения, к нам постоянно приходят молодые люди, а те, кто не молодые, они все хорошеют. Для меня самое главное, что театр живой. У нас есть сосредоточенность на творческий порыв и желание взлететь в следующие двадцать лет. Мы учтем ошибки, которые были в прошлом, и будем летать более прицельно по нужным эшелонам», — заключил Дмитрий Коновалов.
Справка
Некоторые факты о театре «Комедiя»:
- Лучшие архитекторы города — Александр Харитонов, Юрий Карцев, Евгений и Наталья Пестовы, Александр Копылов, Андрей Степовой, Владимир Коваленко и Александр Зеляев — за проект реконструкции здания театра «Комедiя» были удостоены Государственной премии Российской Федерации (2000).
- Главное действующие лица строительства: глава Нижнего Новгорода с 1998 по 2002 годы Юрий Лебедев; руководитель группы компаний «Нижегородский дом» Вячеслав Растеряев; главный режиссер театра с 1983 по 2009 годы, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Эстонии, лауреат национальной премии «Золотая маска» Семен Лерман; главный художник театра, лауреат премии «Нижегородская жемчужина», дипломант международного театрального фестиваля «Наурыз» Владимир Дубровский; директор театра, заслуженный работник культуры, лауреат премии Нижнего Новгорода Дмитрий Коновалов.
- Лауреатами премии Нижнего Новгорода стали спектакли: «На дне» (12+) М. Горького в постановке В. Беляковича (2001); «Дорога цветов» (12+) В. Катаева (2003) в постановке С. Лермана; «Хапунъ» (12+) Н. Ольшанского (2006) в постановке С. Лермана и заслуженного артиста России А. Ярлыкова; «Куклы» (16+) в постановке В. Беляковича (2010); «Пять вечеров» (16+) А. Володина (2013) в постановке А. Трифоновой (Москва); «Дом, который построил Свифт» (16+) Г. Горина в постановке В. Данцигера (2016).
Автор: Ольга Ковалева