ВСМ Москва — Казань принесет мультипликативный эффект в 6,8 трлн рублей
19 декабря 2013 года, 10:24
«Все перечисленные документы предусматривают создание в России национальной сети высокоскоростных магистралей (ВСМ), охватывающих территорию населением более 100 млн человек, это почти 70% населения страны. Руководством страны принципиально одобрено строительство пилотного участка ВСМ Москва — Казань», — отметил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин. Об этом сообщает служба корпоративных коммуникаций ГЖД.
В целом, работа компании была организована в соответствии с поручениями Президента РФ Владимира Путина, данных на совещаниях 27 мая и 31 июля 2013 года, и с сетевым планом-графиком мероприятий реализации проекта, утвержденном 30 сентября председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым.
«Эта работа должна быть завершена в 1 квартале (2014 года), и тогда будет принято принципиальное решение о структуре и объемах финансирования. Но я могу еще раз подтвердить, что в правительстве мы видим работоспособную финансовую модель. Основные технические и технологические моменты отработаны, есть большой интерес со стороны зарубежных компаний-партнеров, есть оценки мультипликативного эффекта, который может дать этот проект», — сказал заместитель председателя правительства РФ, Аркадий Дворкович.
Министр транспорта РФ Максим Соколов также подтвердил, что правительством утверждена дорожная карта по развитию ВСМ; в ближайшие месяцы будет завершено уточнение организационно-финансовой модели пилотного проекта высокоскоростного движения.
В соответствии с поручением правительства по заказу ОАО «РЖД» проектным институтом Ленгипротранс в 2013 году разработано обоснование инвестиций строительства высокоскоростных магистралей Москва — Адлер и Москва — Екатеринбург, проходящих по территории 17 субъектов РФ. Работы проведены с привлечением 40 ведущих научных строительных организаций, как российских, так и зарубежных. Их результаты позволяют сделать вывод об окупаемости и эффективности проекта ВСМ как для государства и инвесторов, так и для ОАО «РЖД». В настоящее время закончен аудит финансовой модели первого пилотного участка Москва — Казань, проведенный компанией PricewaterhouseCoopers. Общая стоимость первого участка оценивается в 1 трлн 68 млрд рублей.
Протяженность участка ВСМ Москва — Казань составит около 770 км, скорость движения поездов на нем будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50−70 км. В общую технологию будут включены железнодорожные линии к близлежащим городам, таким, как Самара, Екатеринбург, Пермь, Уфа, Челябинск. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар время движения составит 1 час, до Казани — 1,5 часа.
«Сеть высокоскоростного и скоростного движения представляет собой единый технологический комплекс, и этим достигается максимальный эффект. Даже при строительстве первого участка до Казани за счет переключения части маршрутов на линию ВСМ общее время движения поездов из Екатеринбурга в Москву сократится с 27 до 16 часов. Поезд фактически перейдет в разряд ночных, — отметил Александр Мишарин. — Также в разряд ночных смогут перейти поезда Пермь — Москва, Уфа — Москва, Казань — Санкт-Петербург и другие (не менее 14 пар поездов), что даст дополнительные преимущества для пассажиров и существенно повысит доходность проекта».
Консорциум институтов во главе с Фондом «Центр стратегических разработок» провел исследование, в котором были определены мультипликативные макроэкономические эффекты организации высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения. Суммарный размер мультипликативного эффекта на этапе строительства ВСМ Москва — Казань оценивается экспертами в 1,2 трлн рублей, а в первые 12 лет эксплуатации — в 6,8 трлн рублей. За указанный период генерируется дополнительный бюджетный эффект в виде дополнительный налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в размере 1,53 трлн рублей, что в 1,5 раза превышает полную стоимость реализации проекта и в 3 раза превышает необходимые бюджетные средства. Кроме того, реализация столь крупного инфраструктурного проекта может создать около 370 тыс. дополнительных рабочих мест в различных областях промышленности.