Жертв «красного террора» вспомнили на «Нижегородской Голгофе»
24 августа 2019 года, 21:00
Фото автора
Годовщина массовых расстрелов 1918 года проходит в России. Жертв «красного террора» вспомнили на «Нижегородской Голгофе» — Мочальном острове.
В 1918-м здесь расстреляли 41 человека в ходе большой «чистки», рассказывает игумен Вознесенского Печерского монастыря, председатель епархиальной комиссии по канонизации Тихон Затёкин.
«В августе 1918 года после покушения на Ленина и убийства Урицкого, во всех городах тогдашней России было арестовано огромное количество людей. И в Нижнем Новгороде также прошли массовые аресты», — говорит он.
По словам отца Тихона, в списке на расстрел оказались не случайные люди. Погибли военнослужащие, офицеры, предприниматели, издатели, чиновники, священники — настоятель Оранского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Августин (Пятницкий) и настоятель нижегородской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, протоиерей Николай Орловский.
«Было принято решение о их расстреле. Об этом жители Нижнего Новгорода узнали из газеты. „Довольно слов“, так называлась статья. Грубое название. Этим советская власть показала, что за каждого убитого человека из нового правительства последуют массовые расстрелы: 10, 15, 20 простых людей», — добавил отец Тихон.
Свидетельств террора на бумаге почти не осталось. Вокруг «Нижегородской Голгофы» ходит много мифов.
«Об этом известно из единственного документа, который был опубликован вот в этой вот газете. Поэтому, когда люди начинают фантазировать, добавлять всевозможные факты, что здесь баржами топили людей в Волге, то, конечно же, это вымыслы. Такого быть не могло. Река судоходная, топить баржами здесь было бы невозможно», — рассказывает священнослужитель.
Алексей Воскресенский, ставший на тот момент монахом Дмитрием, написал о массовом расстреле.
Сила духа узников была настолько велика, что священнослужители отпели себя по пути на остров. Когда их поставили «у стенки», они не пытались сбежать, пишет Воскресенский, а молились за своих палачей.
«И, последнее, что они увидели в своей жизни — Нижегородский кремль, его храмы, купола, кресты», — отметил отец Тихон.
После массового залпа остался стоять настоятель Оранского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Августин.
«Палачи перезарядили винтовки, был скомандован залп. И после второго залпа он остался стоять. Истекая кровью, но он остался стоять. И смотрел на золотые купола и золотые кресты наших нижегородских святынь. И только уже после третьего залпа он окровавленный упал на землю», — сказал отец Тихон.
Отпевать священников в Нижнем Новгороде побоялись. Это сделал викарий Балахнинский, настоятель Печерского монастыря епископ Лаврентий. Когда он узнал о случившемся, то не стал сомневаться — службу нужно провести.
«Он тут же собрал братию Печерского монастыря и совершил отпевание. В то время это тоже грозило арестом», — рассказал отец Тихон.
После инцидента на Мочальном, задержания и расстрелы не закончились.
Спустя почти 90 лет, в 2000-м прошло первое поминовение жертв. Сейчас оно стало ежегодным.
Со слезами на глазах паломники слушали панихиду по погибшим и Божественную литургию. Провёл литургию епископ Балахнинский, викарий Илия Быков.
Участниками поминовения стали и взрослые паломники, и молодёжь, и совсем маленькие.
В Нижегородской епархии планируют увеличить число паломников на Мочальный остров. Там может появиться давно задуманный храм-часовня. А пока печально известный остров «венчает» памятный крест.
Автор: Евгения Фондеркина