Прямая линия Глеба Никитина: лицом к проблемам нижегородцев
8 декабря 2023 года, 08:57
Завершилась третья прямая линия губернатора, впереди — прямая линия президента РФ.
Фото: Кирилл Мартынов
Прямая линия с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным состоялась 7 декабря. Это уже третья прямая линия, которую проводит Глеб Никитин. Напомню, первая прямая линия нижегородского губернатора состоялась 16 сентября 2021 года. Она длилась около трех часов. Вторая прямая линия была проведена 23 ноября 2022 года. Третья прямая линия продолжалась более двух часов, и от нижегородцев поступило в общей сложности порядка 9 тысяч вопросов и обращений.
Такой формат общения с населением более 20 лет назад в нашу жизнь ввел Владимир Путин. Кстати, ровно через неделю, 14 декабря состоится юбилейная двадцатая прямая линия с президентом. С 2001 года практически ежегодно президент Владимир Путин общался с населением в формате прямой линии. Он предполагает право и возможность каждого гражданина России в той или иной форме задать вопрос напрямую. При этом гарантируется, что каждое обращение будет услышано и по каждому будет дан ответ.
В свое время, я прямо отмечал, что в ходе прямых линий глава государства проводит своеобразный мастер-класс для чиновников регионального и муниципального уровня. Он наглядно показывает, как надо относиться к просьбам граждан. С его точки зрения, нет мелких или незначительных проблем. Каждая проблема важна и существенна для конкретного человека. Главное — найти способ и возможность ее эффективного решения, масштабировать эти решения на множество подобных обращений. Сам он мгновенно и виртуозно умеет реагировать на любой вопрос, мгновенно предлагает вариант его решения. Фактически он демонстрирует алгоритмы решений сложных и непростых вопросов граждан.
Дело в том, что в ходе прямой линии, во всех субъектах федерации, главы регионов со своими сотрудниками внимательно смотрели прямые эфиры. И как только в эфире показывали проблему конкретного региона, местные руководители стремились решить ее еще до окончания эфира. Хорошо, когда при прямом обращении к президенту все вопросы сразу решаются. Но, с одной стороны, президент не должен подменять руководителей регионов, а, с другой, — региональные руководители не должны перекладывать бремя ответственности за решение в своих регионах на президента.
Именно поэтому еще в 2019 году в одном из комментариев я заметил, что Владимир Владимирович в самом начале прямой линии мог бы сказать: «Уважаемые коллеги! Вот у меня на сайте миллион вопросов из всех регионов. Посмотрите их внимательно, и, если к концу моего общения с населением хотя бы часть этих вопросов будут решены, значит, эта линия прошла не зря. Я не буду говорить, как надо решить эти вопросы. Вы знаете это не хуже меня. Вот пока я беседую с гражданами, вы решите те проблемы, которые они обозначили в виде вопросов ко мне». А сегодня я бы добавил за Владимира Владимировича: «Сделайте так, чтобы вопросы регионального и муниципального уровня были решены без моего участия, самостоятельно».
На мой взгляд, появление прямых линий руководителей регионов вполне закономерно и является прямым свидетельством, что этап «обучения» губернаторов завершен, что в системе госуправления начинается процесс перераспределения функций. Глеб Сергеевич, на мой взгляд, демонстрирует высокий уровень общения с нижегородцами в ходе прямой линии. Позитивное отношение населения проявилось в достаточно высокой активности нижегородцев. Ожидаемо, большинство вопросов относилось к проблемам основных сфер жизнедеятельности: коммунальные проблемы, вопросы образования и здравоохранения, дороги, транспорт, общественные зоны. Мне показалось, что многие вопросы губернатор воспринимал не как жалобы на конкретную ситуацию, а как повод для формулировки проблем и вариантов их решения. В поведении и ответах Глеба Сергеевича четко прослеживается понимание, что все вопросы, за которые должен отвечать регион, и главное, которые необходимо решать на региональном уровне, должны решать региональные органы управления. Это и есть понимание руководителем меры своей ответственности за жителей. И они в ответ на эту готовность услышать их и помогать решать проблемы, отвечают взаимностью и доверием. Именно об этом свидетельствуют результаты последних выборов нижегородского губернатора, на которых Глеб Никитин одержал убедительную победу.
Практика губернаторских прямых линий вынуждает муниципальных руководителей быть в тонусе и не дожидаться обращений граждан напрямую к губернатору. В нашем регионе уже появились прямые линии руководителей районов, городов и других населенных пунктов. Например, не далее, как на прошлой неделе, прошла прямая линия руководителя Богородского муниципального округа Алексея Короткова, которую транслировала местная студия ТВ.
Таким образом, медленно, не без срывов, происходит разворот бюрократической государственной и муниципальной системы в сторону гражданина и его проблем. Безусловно, этот процесс не может произойти автоматически. Необходимо, чтобы за нежеланием или неумением решать проблемы следовала дисциплинарная ответственность. Требуется создать условия, при которых решить проблему чиновнику было выгоднее, чем уклониться от нее.
Вполне справедливо губернатор неоднократно подчеркивал, что прямая линия — это не про какие-то слова, а про конкретные дела. При этом добавлял, что не любит пустых обещаний, и если конкретные вопросы решаемы, то их надо решать и доводить дело до конца. Это его позиция. Уже в ходе ответов на вопросы и обращения он давал поручения членам правительства решить некоторые проблемы, озвученных в ходе эфира. Такой подход вполне согласуется с позицией президента.
Главная ценность прямых линий президента как раз и заключается в том, что по сложившейся практике, все вопросы и обращения группируются по регионам и темам. Каждый губернатор получает полный комплект обращений из его региона и предложение от президента рассмотреть, по возможности решить и доложить о результатах.
Нижегородцы успели убедиться, что и прямые линии Глеба Никитина не стали исключениями из этого правила. Так, губернатор прямо предупредил региональных чиновников об ответственности в случае «отписок» на проблемные вопросы жителей.
«Я буду очень жестко на это реагировать. Да, есть решенные вопросы. И по итогам прошлой линии — многое сделано. И когда видишь, что проблема решена, — испытываешь чувство удовлетворения. Но иногда мне попадаются отписки. Я анализирую работу. Еще раз предупреждаю, если есть ситуация, которую можно решить, — ее следует решать».
Работа с обращениями нижегородцев не ограничивается форматом прямой линии. На сайте правительства есть возможность оставить свое обращение к губернатору в любое время. Вопрос будет доложен губернатору и взят на контроль исполнения.
Далеко не каждый нижегородец видит и знает причины многих проблем, не всегда способен увидеть их взаимосвязь между собой. Губернатор не рисует воздушных замков, не обещает невозможного, но четко показывает возможности и сроки решения насущных вопросов граждан региона.
Как сообщалось ранее, строительство новых подстанций в регионе обсудят при подготовке инвестпрограмм.
Автор: Александр Суханов