ВоскресеньеВс, 13 июля 14:37 16+
Сейчас  °C
USD$ 77,89 EUR 91,12

Дефектация блока цилиндров двигателей внутреннего сгорания сельхозмашин

1 августа 2024 года, 17:43

Автор: ГРИНБЕРГ А.А.

Сущность дефектации — технологического процесса ремонта машин и оборудования — состоит в определении степени годности б/у деталей и сборочных единиц к использованию в ремонте [1]. Данный процесс обычно контролируются лишь параметры деталей, которые могут изменяться в процессе эксплуатации. При этом важно чётко придерживаться указанной в технологических картах последовательности операций.

Основные задачи дефектации таковы:

— определение пригодности узлов и деталей к дальнейшей эксплуатации;

— назначение вида ремонтно-восстановительных работ;

— контроль качества работ.

Определяющий фактор обеспечения качества процесса дефектации — его метрологическое обеспечение [2]. Он позволяет выявить не только затраты на контроль (в том числе, стоимость средства измерений), но и потери в результате обнаружения брака, включая потери от погрешности измерений [3].

В ходе процесса дефектации деталей машин, в частности, блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС), шатунно-поршневой группы, необходимо обосновать и выбрать средства контроля из заданной номенклатуры средств измерений (СИ) и возможных методов [4].

Контролю подлежат размеры деталей, которые имеют достаточно точные посадки. В некоторых случаях предстоит сохранить точность расчета размерных цепей [5]. Кроме того, необходим контроль массы [6].

Для динамичного управления качеством на ремонтных предприятиях нужно разработать схему техконтроля [7], определив детали и технологические операции, подлежащие выборочному или 100%-ому контролю. Кроме того, целесообразно установить периодичность, требуемое число проверок и проверяющих лиц.

В российском АПК используются разные виды сельскохозяйственных машин. Большинство из них оснащены дизельными двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Самая дорогая деталь ДВС — блок цилиндров. Во время эксплуатации он подвергается различным воздействиям на структуру, геометрию металла, взаимное расположение осей и поверхностей.

В числе основных дефектов блока цилиндров — износ отверстий под втулки толкателей, износ резьбовых отверстий, деформация обработанных поверхностей, трещины на стенках и плоскостях разъёмов, обломы шпилек и т. д.

Перед операцией дефектации в первую очередь следует очистить блок от накипи, нагара, асфальто-смолистых отложений в специальной моечной машине. Затем следует продуть и просушить блок цилиндров сжатым воздухом. После этого нужно произвести осмотр на наличие или отсутствие трещин, срывов резьбы.

При подозрении на попадание охлаждающей жидкости в картер, на специальном стенде следует проверить герметичность блока цилиндров.

Если в охлаждающую жидкость попало масло, тогда необходимо проверить, нет ли трещин у блока цилиндров в зонах масляных каналов. Для этого следует произвести такие действия:

— слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения,

— снять головку цилиндров,

— заполнить рубашку охлаждения блока цилиндров водой и подать сжатый воздух в вертикальный масляный канал блока цилиндров.

При появлении пузырьков воздуха в воде, заполняющей рубашку охлаждения нужно заменить блок цилиндров.

Далее необходимо осмотреть гильзы цилиндров с обеих сторон.

Индикаторным нутрометром предстоит замерить отверстия под вкладыши коренных подшипников в двух поясах.

Потом проверяется соосность отверстий под вкладыши коренных подшипников. Это делается с помощью индикаторной скалки или специального прибора.

В заключении следует измерить состояние посадочного буртика под гильзу цилиндра. Величина неравномерности износа на канавке под буртик гильзы не должна превышать 0,05 мм.

Полученные данные позволят принять решение о годности блока цилиндров.

Список источников и литературы

1. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Совершенствование методики проведения микрометража и дефектации шеек коленчатых валов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2007. № 3−1 (23). С. 81−85.

2. Леонов О.А. Курсовое проектирование по метрологии, стандартизации и сертификации. М.: Изд-во ФГОУ ВПО МГАУ, 2002.

3. Шкаруба Н.Ж., Леонов О.А. Обоснование допускаемой погрешности измерений при контроле отклонений формы и расположения поверхностей деталей // Вестник машиностроения. 2020. № 12. С. 42−45.

4. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Вергазова Ю.Г. Методы и средства контроля качества обработки гильз цилиндров на ремонтных машиностроительных предприятиях // Вестник машиностроения. 2020. № 6. С. 40−45.

5. Ерохин М.Н. Применение размерного анализа для расчета суммарного отклонения от соосности манжеты относительно вала // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2021. № 6. С. 61−67.

6. Ерохин М.Н. Нормирование допускаемой погрешности измерения массы при контроле деталей шатунно-поршневой группы // Вестник машиностроения. 2021. № 9. С. 40−44.

7. Бондарева Г. И. Основы проектирования операций входного контроля на машиностроительных предприятиях. Москва, 2020.

Картина дня
Рекомендуем
Экономика
Нижний Новгород привлекает туристов гостеприимными отелями
Как менялся облик гостиничной индустрии города.
Эксклюзив
Очень искусственный, но не очень интеллект
ИИ отправил [несуществующий] нижегородский трамвай №9 в микрорайон «Цветы» на Московском шоссе.
Губерния
Названы лучшие ягодные места Нижегородской области летом
Нижегородская область — настоящий рай для любителей ягодного сбора.
Общество
Комиссар Рекс на пенсии: история полицейской собаки, которая нашла свой дом
10-летний отставник Джонни обрел любящую семью и проживает свою лучшую жизнь.