ЧетвергЧт, 18 сентября 09:34 16+
Сейчас  °C
USD$ 83,00 ▲0,16 EUR 98,30 ▲0,41

Как выбрать средства измерения при дефектации блока цилиндров ДВС?

1 августа 2024 года, 11:46

Автор: ГРИНБЕРГ А.А.

Дефектация определяет степень годности деталей, которые ранее уже эксплуатировались, для повторного использования в ремонтируемом двигателе внутреннего сгорания (ДВС) [1]. Как правило, она подразумевает определенный порядок действий (цикл обычно указывают в технических требованиях на капремонт ДВС).

Чтобы выбрать средства измерений, которые применяются при дефектации, нужно учитывать как метрологические, так и экономические аспекты [2]. Почему это важно? Потому что при выполнении измерений формируются не только затраты на контроль, но и потери в случае обнаружения брака. Поэтому правильный выбор способов измерений при дефектации деталей двигателей позволит повысить качество обновления [3].

Масса и размеры деталей подлежат контролю. Запчасти имеют точные посадки (при проектировании учитываются соединения с зазором и натягом, а также манжетные уплотнения) [4].

Итак, дефектация блока цилиндров состоит из следующих этапов:

  • очистка в моечной машине (с помощью специального средства);
  • просушка;
  • осмотр на выявление дефектов;
  • замеры таких изношенных поверхностей, как отверстия под вкладыши подшипников и посадочный буртик под гильзу цилиндра [5].

Для последнего шага применяется нутромер индикаторный (модель НИ-160−0,01). Погрешность прибора можно снизить, если использовать его в сборе с измерительными головками [6].

Далее представлены результаты сравнительной оценки погрешности нутромера в сборе с различными головками и допускаемой погрешности измерений при контроле износа отверстий под вкладыши подшипников двигателей Ярославского моторного завода (ЯМЗ).

Полученные данные свидетельствуют о том, что условиям выбора средств измерений соответствуют те, которые представлены во второй и третьей строчках. А нутромер НИ 100−160−0,01 имеет погрешность (превышает величину допуска).

Список использованных источников

  1. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Совершенствование методики проведения микрометража и дефектации шеек коленчатых валов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2007. № 3−1 (23). С. 81−85.
  2. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Вергазова Ю.Г., Антонова У.Ю. Организация и метрологическое обеспечение входного контроля на предприятиях технического сервиса. Иркутск, 2017.
  3. Шкаруба Н.Ж., Леонов О.А. Обоснование допускаемой погрешности измерений при контроле отклонений формы и расположения поверхностей деталей // Вестник машиностроения. 2020. № 12. С. 42−45.
  4. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Алгоритм выбора средств измерений для контроля качества по технико-экономическим критериям // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2012. № 2 (53). С. 89−91.
  5. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Вергазова Ю.Г. Методы и средства контроля качества обработки гильз цилиндров на ремонтных машиностроительных предприятиях // Вестник машиностроения. 2020. № 6. С. 40−45.
  6. Ерохин М.Н. Процентная взаимозаменяемость посадок с натягом // Вестник машиностроения. 2020. № 3. С. 41−44.
Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Нижегородские Центры здоровья помогают обеспечить безопасность пациентов
С 15 по 21 сентября проходит неделя безопасности пациента и популяризации центров здоровья.
Спорт
Ольга Лизякина — о финальных стартах «Королевы спорта»
Нижегородская легкоатлетка дала интервью.
Эксклюзив
Нижегородские вузы назвали число поступивших на первый курс студентов
Среди поступивших есть иностранцы.
Эксклюзив
К 100-летию НиГРЭС: как началась электрификация Нижегородской области
6 сентября 1925 года произошел пуск НиГРЭС — Нижегородской государственной районной электростанции в Балахне. Это был один из первенцев советского плана по электрификации страны — ГОЭЛРО (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России). Этой осенью ей исполнилось 100 лет. В честь знаменательной даты ИА «Время Н» углубилось в историю электрификации Нижегородской области.