ПонедельникПн, 25 ноября 01:54 16+
Сейчас  °C
USD$ 102,58 EUR 107,43

Локомотивы экономического развития Нижегородской области

30 июля 2021 года, 14:57

Какие проекты помогут привлечь в регион дополнительные инвестиции.

Локомотивы экономического развития Нижегородской области

Нижегородская область заняла шестое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов РФ. Вроде бы сам по себе этот факт ни о чем не говорит. Но если посмотреть динамику развития инвестиционного климата в Нижегородском регионе, то сразу понимаешь, что это гигантский успех. Ведь еще в 2017 году региону досталось 70-е место, в 2018 — уже 57-е. То есть за три последних года в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов Нижегородская область поднялась на 64 позиции. Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов назвал этот результат «фантастическим рывком» и отметил, что «такой успех не бывает случайным». В свою очередь, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что объем инвестиций в основной капитал всех предприятий региона за январь-март 2021 года вырос более чем на 25% и составил 51,1 млрд рублей. Согласитесь, впечатляющая цифра.

Как известно, слабым местом в привлечении инвесторов являются инфраструктурные проекты из-за их медленной окупаемости. В современных условиях частный бизнес не спешит вкладывать деньги в долгосрочные проекты. А это сказывается на темпах развития региона, на возможности решать масштабные задачи развития. Например, дорожное строительство. Чем лучше оно развито, тем успешнее развивается экономика. Вот только в условиях России развитие частной дорожной сети, скорее, станет тормозом экономического развития. При наших расстояниях использовать частные дороги в бизнес-процессах невыгодно.

Именно поэтому так важны государственные и коммерческие кредиты. Наиболее эффективны так называемые длинные кредиты, которые выдаются под разумные проценты. Российские банки такие кредиты в рублях предложить не могут из-за высокой ключевой ставки. Такая политика вынуждает искать дешевые кредиты в валюте. Однако в условиях санкций и высокой волатильности рубля это практически невозможно. Получается замкнутый круг: для развития нужны кредиты, но кредитов на приемлемых условиях нет. Столь актуальные вопросы не находят решений годами. А отсюда вытекают другие проблемы — ветхого и аварийного жилья, изношенных коммуникаций, разбитых дорог и бездорожья и так далее.

Этот замкнутый круг надо было разорвать. Все понимают, что решать вопросы кредитования под инфраструктурные проекты регионов возможно только за счет бюджета. Но ведь и бюджет не резиновый и его не хватает на решение текущих задач. Поэтому было предложено ввести практику инфраструктурных бюджетных кредитов. Предложено выдавать их на 15 лет. Хотя этот срок недостаточен для окупаемости масштабных проектов. Уже раздаются голоса о выдаче таких кредитов на срок до 30 лет. Но в любом случае невозможно выдавать эти кредиты всем подряд. Необходимо более четко определить критерии для проекта, убедиться в гарантии возврата выданных кредитов. Поэтому первоначально выделено несколько пилотных регионов, в число которых вошла и Нижегородская область. В качестве источника кредитов предложено использовать средства ФНБ (Фонда народного благосостояния). Это фактически возврат российских денег на родину и использование их в целях развития российской экономики. До принятия такого решения эти средств Центробанк держал в зарубежных банках и в иностранной валюте. Фактически средства фонда работали на зарубежные экономики, прежде всего экономику США. А наши производители, наши регионы не могли найти кредиты для развития.

В последние полтора года произошла смена парадигмы российской экономической и региональной политики. Пришло понимание, что без существенных финансовых вливаний в экономику страны невозможно осуществить экономический прорыв. Было принято непростое решение об использовании средств Фонда национального благосостояния на кредитование крупных инвестиционных проектов. Регионам будут выделять серьезные бюджетные деньги для масштабных инфраструктурных проектов, под личную ответственность конкретным губернаторам, проявившим наибольшую активность в разработке таких проектов, и готовность к их реализации.

Специалисты хорошо знают, что именно масштабные расходы на инфраструктуру за счет долгового финансирования приводят к выдающимся темпам экономического роста. Об этом свидетельствует мировой опыт. Для инфраструктурных проектов в нашем регионе был использован масштаб нижегородской агломерации. По словам Глеба Никитина, опыт развития ведущих российских регионов, который мы вместе изучали, демонстрирует, что это возможно, только если будет разработана системная комплексная программа развития территорий. Здесь яркий пример у всех на глазах — это город Москва. Четкая продуманная стратегия развития, масштабные инвестиции в инфраструктуру сформировали устойчивую основу для роста экономики, то есть для экономического роста, который на годы вперед, а, может даже, на десятилетия вперед, обеспечит стабильное развитие города. Именно на базе применения такого подхода сформирована программа развития нижегородской агломерации.

По сообщению пресс-службы правительства, Нижегородская область направила в правительство РФ заявку на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму 61,4 млрд рублей сроком на 15 лет с выборкой до конца 2023 года. Заявка Нижегородской области на инфраструктурный кредит уже одобрена.

В заявке речь идет о редевелопменте территории исторического центра Нижнего Новгорода, что позволит эффективно использовать более 250 га в шаговой доступности от Нижегородского кремля.

Еще один проект — развитие южных территорий города для жилищного строительства площадью почти 7 млн кв. м. При этом 20 тысяч человек уже проживают на данных территориях и остро нуждаются в качественной и доступной инфраструктуре, в том числе транспортной.

Третий проект — полное реформирование транспортной инфраструктуры. В Нижегородской области ведется работа по созданию единой маршрутной сети, объединяющей общественный транспорт в Нижнем Новгороде, на Бору, в Дзержинске, Арзамасе, а также в Балахнинском, Городецком, Кстовском и Богородском районах. Планируется построить в Нижнем Новгороде центр управления интеллектуальной транспортной системой, которая будет автоматически управлять дорожным движением на уровне региона. При этом оплата услуг перевозчика не будет привязана к количеству перевезенных пассажиров, что исключит понятие выгодных маршрутов, гонки за пассажирами и другие издержки общественного транспорта.

По словам замгубернатора Сергея Морозова, жители шести населенных пунктов, расположенных в центре Нижегородского области, ежегодно совершают около 500 млн поездок. Для того, чтобы сделать их удобными и быстрыми, правительство планирует задействовать несколько инструментов: построить четыре новых станции метро, новую канатную дорогу через Оку, проложить две магистральные ветки трамвая, а также обновить весь подвижной состав.

Ключевым пунктом развития транспортной системы нижегородской агломерации станет метро. Планируется построить сразу четыре новые станции — «Оперный театр», «Сенную», «Варю» и «Сормовскую». Причем на конечных станциях по примеру Москвы предполагается организовать ТПУ — транспортные пересадочные узлы. По расчетам регионального минтранса, после запуска новых станций метро пассажиропоток в нижегородской подземке увеличится сразу в 2,5 раза.

Каркасом наземной пассажирской системы Нижегородской агломерации станет электротранспорт. В планах правительства — построить 10-киллометровую линию трамвая от Мызы до Новинок, 13-киломметровую ветку трамвая от центра Сормова в 7-й микрорайон и километровую рельсовую смычку по переулку Райниса — чтобы соединить автозаводское и ленинское направления. Первый этап модернизации городского электротранспорта, который включает в себя также ремонт путей и закупку 202 трамвайных вагонов и 157 троллейбусов, оценен в 51 млрд рублей.

Правы те, кто утверждает, что масштабные инвестиционные проекты являются локомотивами экономического развития и в свою очередь привлекают в регион дополнительные инвестиции. Как видим, после юбилея Нижнего Новгорода нам будет что осваивать и строить.

Автор: Александр Суханов

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Культура
Нижегородский музей Добролюбова открывает свои двери для посетителей после ремонта
Работы велись там три года.
Экономика
В Нижегородской области за год осуждены две группы страховых мошенников
Одна «промышляла» на автостраховках, другая — на страховании недвижимости.
Общество
Михаил Курюмов: «Нижегородцы осознают необходимость заботы о здоровье своих питомцев»
Председатель регионального комитета ветеринарии рассказал о главных его задачах в интервью ИА «Время Н».
Культура
Эвелина Радбиль — об участии в шоу «Голос.Дети»
Она дала интервью «Волга 24».