Наркомюст СССР в 1941—1945 гг.: солдаты закона и справедливости
7 мая 2010 года, 13:00 Тема: 65 лет Победы в Великой Отечественной войне
22 июня 1941 года без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении 1939 года, фашистская Германия вступила в войну против Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против гитлеровских захватчиков. Это был один из самых героических и самых трагических периодов нашей истории. Героический, потому что наш народ внес решающий вклад в спасение человечества от коричневой чумы — фашизма, в защиту мировой цивилизации. Трагический, потому что победа над фашистской Германией досталась дорогой ценой, и миллионами жизней наших соотечественников. В нашей стране погибло более 26 миллионов человек, в основном мирные жители. Функция обороны страны от внешних врагов стала основной функцией советского государства. Все остальные функции были также подчинены решению основной задачи — разбить врага.
Законность и порядок
В связи с возникновением военных обстоятельств, произошли существенные изменения в государственном аппарате и системе советского законодательства. В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании советского государства. Поэтому создавались чрезвычайные органы, а обычным органам законами и подзаконными актами придавались чрезвычайные полномочия.
Известно, что закон является основным регулятором общественных отношений, поэтому деятельности по контролю и надзору за его соблюдением придается первостепенное значение и в мирное, и, особенно, в военное время. В период Великой Отечественной войны советского народа против фашистских оккупантов органом государственной власти, ответственным за обеспечение функционирования режима законности на территории Советского Союза, выступал Народный комиссариат юстиции СССР. К его должностным обязанностям относилось непосредственное руководство судами и прокуратурой. Наркомюст был призван реформировать советскую правовую систему, адаптировать ее к потребностям режима военного положения и выполнить эти задачи с минимальными ограничениями прав советских граждан.
Изменения в праве в военный период были обусловлены войной с фашистской Германией и решали проблемы, вызванные ею. Ужесточались законодательные положения во всех отраслях права, особенно в уголовном. В условиях военного времени возросла общественная опасность всех видов преступлений, и соответственно усиливалась мера наказания. В стране был установлен такой правовой режим, используя который государство решало прежде всего задачи обороны страны, обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, а также другие задачи, необходимые для победы над врагом.
Уже 22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР своим указом утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. К подсудности военных трибуналов относилось рассмотрение всех преступлений, совершенных военнослужащими, а также всех дел о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение.
В настоящее время деятельность военных трибуналов в период борьбы с фашистскими агрессорами очень часто подвергается нещадной критике и ассоциируется у некоторых с перегибами «кровавого сталинского режима». Но в условиях, когда воинская дисциплина падает, имеет место паника и полная дезорганизация тыла, вызванная, в частности, деятельностью вражеских диверсионных групп и провокаторов, функционирование системы военных трибуналов сыграло ключевую роль в восстановлении, поддержании и укреплении советской законности. Особенно следует отметить, что все судебные процессы проводились в строгом соответствии с требованиями действовавшего на тот момент процессуального законодательства. В любом государстве, находящемся в состоянии войны, устанавливается, прежде всего, жесткий режим законности, характеризующийся сокращением сроков совершения отдельных процессуальных действий, упрощением юридических процедур.
Когда смолкали танки
С первого дня войны список преступлений, совершенных фашистами, начал пополняться. Нацистские захватчики вели войну безжалостно, полностью игнорируя законы человечности, правила и обычаи ведения войны. История человечества еще не знала подобных масштабов насилия, убийств, издевательств, истязаний людей. Возникла необходимость документального оформления доказательств о зверствах фашистов. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Учреждение данной комиссии свидетельствовало о том, что Советский Союз первым среди стран антигитлеровской коалиции стал принимать практические меры для выполнения своих обязательств по наказанию военных преступников. На комиссию были возложены обязанности по собиранию документальных данных, их проверке, подготовке материалов о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе, причиненном советским гражданам, колхозам и государству в результате оккупации советских территорий армиями гитлеровской Германии и ее сообщников, по установлению личности немецко-фашистских преступников с целью предания их суду и суровому наказанию, по объединению и согласованию уже проводимой советскими государственными органами работы в этой области. Ей было предоставлено право поручать надлежащим органам проводить paсследования, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания, иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников.
В 1943 году в республиках и областях также были созданы местные комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков, которые действовали в тесном сотрудничестве и под руководством Чрезвычайной государственной комиссии.
С момента создания Чрезвычайная государственная комиссия сразу же приступила к работе и собрала массу доказательств преступлений фашистских захватчиков. В работе по составлению актов о преступлениях гитлеровцев и установлению ущерба, причиненного захватчиками, одна из основных ролей отводилась органам юстиции. Используя профессиональный опыт, следственные органы прокуратуры в сотрудничестве с органами государственной безопасности, умело формировали доказательственную базу, необходимую для будущих знаменательных судебных процессов над главными нацистскими преступниками. Вслед за солдатами советской армии в освобожденные города и села вступали следователи Народного комиссариата юстиции и Народного комиссариата внутренних дел, которые тут же приступали к работе. А работы у них было много. Не было практически ни одного населенного пункта, где бы фашистские солдаты не совершили преступления. Следственные акты составлялись в соответствии с подробно разработанными Чрезвычайной государственной комиссией инструкциями о порядке установления и расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков и по установлению размеров ущерба. Чрезвычайная государственная комиссия рассмотрела и изучила десятки тысяч актов, следственными органами составлено более 250 тысяч протоколов опросов свидетелей и заявлений о злодеяниях фашистов. По данным этих документов, только на территории Советского Союза фашистские палачи убили и замучили во время оккупации миллионы мирных советских граждан и военнопленных. На основании материалов расследований Чрезвычайная государственная комиссия составила список руководителей и непосредственных исполнителей преступлений немецких захватчиков, а также лиц, эксплуатировавших советских людей.
Опираясь на многочисленные акты, документы, вещественные доказательства, Чрезвычайная государственная комиссия опубликовала за время своей работы сотни сообщений о злодеяниях гитлеровцев, совершенных ими на территории СССР. Эти сообщения и опубликованные комиссией два тома документов еще раз показали всему миру звериное лицо фашизма, представлявшего смертельную опасность для всего человечества. Акты и сообщения Чрезвычайной государственной комиссии стали одним из важнейших доказательств обвинения в Нюрнберге. Благодаря им, мир впоследствии узнал о трагедиях, разыгравшихся в овраге Бабий Яр, Аджимушкайских каменоломнях, белорусской деревни Хатынь (не путать с Катынью). Факты и события, исследованные комиссией, в дальнейшем легли в основу обширного обвинительного акта в отношении высших руководителей фашистской Германии.
Собранные Чрезвычайной государственной комиссией материалы уже в 1943 году позволили провести судебные процессы над военными преступниками в некоторых городах Советского Союза. Нужно отметить, что судебный процесс в Харькове явился юридическим прецедентом наказания нацистских военных преступников. Кроме того, к суду за различные военные преступления против человечества привлекались и их приспешники, палачи, коллаборационисты и ренегаты. В течение войны подобные процессы проводились не только в СССР, но и в Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии, Франции, Великобритании и других странах, входивших в антигитлеровскую коалицию.
Наконец, наступила долгожданная победа 1945 года. Великая отечественная война против фашистских захватчиков закончилась. Но военная эпопея была ещё не окончена. В ней оставалось дописать последнюю страницу и поставить жирную точку. И здесь во всём своём величии и силе предстала советская юстиция. Впереди ожидал своего часа главный акт торжества правосудия, событие, в котором воплотился один из главных принципов уголовного закона — неотвратимость наказания за совершенные преступления. Речь идет о Международном военном трибунале в Нюрнберге.
Главная роль советской юстиции в Нюрнбергском процессе
Нюрнбергский процесс над главными нацистскими преступниками потомки назвали «судом истории», который, что символично, проводился во Дворце юстиции. Он вошел число наиболее знаменательных событий 20 века.
Сразу нужно отметить, что идея проведения международного суда над нацистскими лидерами принадлежала главе СССР Иосифу Виссарионовичу Сталину. Мысль о наказании военных преступников была новой в истории. Возникал резонный вопрос: а каким должен быть международный суд? Предстояло создать правовую основу его деятельности, определить процессуальные формы работы, определить компетенцию и полномочия, решить целый ряд вопросов деятельности нового органа правосудия.
Что касается создания Международного военного трибунала для суда над главными немецкими военными преступниками, то здесь следует отметить выдающийся вклад советской юридической науки. Ученые Советского Союза еще в сентябре 1943 году собрались на специальную сессию Академии наук, посвященную ответственности фашистской Германии за злодеяния и ущерб, нанесенный агрессией. Основные доклады были сделаны академиками Ильей Павловичем Трайниным и Евгением Викторовичем Тарле. В трудах советских ученых А.Н. Трайнина, Н.Н. Полянского, И.П. Трайнина, В.Н. Дурденевского, Д.Б. Левина, Е.А. Коровина, Б.С. Маньковского и других были теоретически разработаны материально-правовые и процессуальные вопросы суда и наказания военных преступников. Советские юристы выдвинули и научно обосновали идею уголовной ответственности за подготовку и развязывание агрессии, доказали несостоятельность применения доктрин государственного акта, приказа начальника и территориальной юрисдикции к военным преступникам. Государство и народ в целом могут нести лишь политическую и материальную ответственность, но не уголовную; уголовная неуязвимость государства за развязывание войны и совершенные в ходе ее преступления обусловливает уголовную ответственность лиц, в руках которых сосредоточилась власть в государстве, и конкретных исполнителей военных преступлений — таков был главный вывод, сделанный советской юридической наукой.
Проходивший в Нюрнберге суд над группой главных военных преступников, чьи преступления касались не одной страны и имели такие масштабы, что только международный трибунал мог разобраться с ними, должен был стать первым в целой серии подобных судов. Но он оказался единственным, на котором присутствовали вместе органы юстиции США, Великобритании, СССР и Франции.
Юристы государств-союзников не медлили с формулировкой обвинительного акта по преступлениям фашизма. В результате дискуссий в Лондоне 8 августа 1945 года заключено соглашение, учредившее трибунал для суда над военными преступниками, преступления которых не имеют определенной локализации, и определившее его юрисдикцию. За Советский союз соглашение подписал генерал-майор юстиции, судья Верховного Суда СССР Иона Тимофеевич Никитченко. Трибунал, согласно его уставу, преследовал задачу осуждения и наказания тех, кто, действуя в интересах европейских стран «оси», составлял планы или участвовал в ведении агрессивной войны, и тех, кто совершил военные преступления против человечества. Одновременно с подготовкой к Международному трибуналу Советский Союз проводил заседания своих трибуналов. Трибунал, переработавший горы документов (только бумагами по СС было забито шесть тяжелых грузовых автомобилей) должен был явить миру всю сущность нацистского государства.
Почти девять месяцев продолжался процесс. Было проведено 403 открытых заседания. На суде было прочитано и проанализировано 30 млн. страниц текста. Трибунал рассмотрел более 5 тысяч подлинных документальных доказательств, было допрошено несколько сотен свидетелей и принято 300 тыс. письменных показаний. Выступали государственные обвинители, демонстрировались документы, вещественные доказательства.
Главой обвинения от СССР выступал государственный советник юстиции 2 класса Роман Андреевич Руденко. Помощником главы обвинения был государственный советник юстиции 2 класса Марк Юрьевич Рагинский. С трибуны зала судебного заседания они последовательно раскрывали весь кровавый путь преступлений фашизма против человечества. Мир узнал о беспримерном массовом уничтожении населения — детей, стариков, мужчин, женщин; евреев, цыган и славян; военнопленных, солдат и мирных жителей, убитых не в разгар боев, а во время конвоирования или в рамках реализации расовой политики.
1 октября 1946 года Международный трибунал объявил свой приговор. Главные фашистские палачи были приговорены к смертной казни через повешение. 16 октября приговор привели в исполнение — военные преступники казнены. Однако дело не только в них, на суде окончательно разоблачили фашизм. И не только разоблачили, но и осудили всем миром.
Римский политический деятель Марк Туллий Цицерон говорил: «Inter arma silent leges», что означает «Во время войны законы молчат». Но в лихую годину советский закон не замолчал, более того, он сам заставил замолчать навсегда тех, кто пытался его попрать в самой жуткой и низменной форме, кто попытался разрушить советское государство — Родину для двухсот миллионов людей самых различных национальностей. Это оказалось возможным, в первую очередь благодаря безупречной деятельности органов советской юстиции и профессионализму советских юристов.
Автор: Ведущий специалист-эксперт Главного управления Минюста РФ по Нижегородской области Александр Балдин