«30 районов области приняли участие в конкурсе, посвященном Дню Победы»
11 марта 2010 года, 14:12 Тема: 65 лет Победы в Великой Отечественной войне
Областной литературный конкурс среди детей и подростков «Россия, встань и возвышайся!», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, проходит в Нижегородской области. Учредителем конкурса является министерство культуры и информации Нижегородской области, а его организаторами — Нижегородская государственная областная детская библиотека и государственный литературно-мемориальный и природным музей — заповедник А.С. Пушкина «Болдино».
Подробнее о конкурсе корреспонденту РИА «Время Н» рассказала директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки Наталья Бочкарева.
— Каковы главные цели этого конкурса?
— Целями конкурса «Россия, встань и возвышайся!» является вовлечение детей в литературную деятельность, поддержка творчески одаренных подростков, развитие их литературного вкуса, привлечение внимания к творчеству А.С. Пушкина, к лучшим произведениям о Великой Отечественной войне. Также мы хотели познакомить ребят с ресурсами библиотек.
Конкурс стартовал 20 января, а подведение итогов и награждение победителей пройдет 24 марта. 10 марта мы закончили прием конкурсных работ, но как обычно в таких случаях, не исключено, что они будут приходить и после этого срока, ведь конкурс проходит в достаточно короткие сроки, всего полтора месяца, а желающих принять в нем участие очень много.
— В каких номинациях соревнуются участники конкурса?
— Номинации всего три: «В истории России есть страницы, и красотой, и болью налиты»; «Письмо ровеснику в пылающий адрес войны» и «Не хочу иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог ее дал» (А.С. Пушкин). Первая номинация поможет ребенку отразить свой собственный взгляд на различные исторические события, в том числе и связанные с Великой Отечественной войной, а также те, что связаны с его родным городом или поселком. Вторая номинация достаточно сложная и серьезная. Сейчас люди вообще разучились писать письма, и тем более сложно написать письма ровеснику, жившему в годы войны. Порадовало, что и в эпистолярном жанре юные читатели смогли с успехом проявить себя. Третья номинация связана с Пушкиным. И это не случайно.
— Так почему появилась идея связать юбилей Победы с творчеством Пушкина?
— Это очень логично. Всем известна ставшая крылатой фраза, что «Пушкин — это наше все». И действительно, в творчестве великого русского поэта можно найти множество материалов, связанных с российской историей. А еще нас, конечно же, привлекает понимание Пушкиным гражданственности, чести, достоинства, гордости за свою Родину, свой народ! Это созвучно с нашим отношением к Российской истории и такому понятию, как патриотизм, особенно ярко, проявившийся в годы Великой Отечественной войны.
— Интересно ли читателям вновь обращаться к произведениям классика, которого они подробно изучают в школе?
— Работая с классикой, мы стараемся рассматривать классические произведения с другой точки зрения, или используем другие формы изучения произведений, отличающиеся от школьных программ. Или вообще изучаем менее известные произведения знакомых по школьной программе авторов. И, бывает, случаются настоящие открытия.
Мы уже не раз убеждались, что интерес к Пушкину у детей не иссякает. В 2009 году мы получили огромное количество прекрасных работ, посвященных его творчеству, представленных на Интернет-конкурс иллюстраций к произведениям, созданным поэтом в болдинский период.
— Сколько уже поступило работ от участников конкурса?
— На 10 марта их уже более 160. Думаю, будет более 200 участников. Во всяком случае, именно столько заявок на участие было подано.
— Дети какого возраста принимают участие в конкурсе?
— В положении о конкурсе выделено 3 возрастные группы участников — от 7 до 10 лет, от 10 до 14 и от 14 до 17. Вторая и третьи возрастные категории являются самыми активными. Определенное количество работ — это просто рисунки, которые приходят от самых маленьких участников. Это их отклик на заявленную тему. Среди присланных работ есть и очерки, и видеофильмы, и сочинения, и такие виды творчества, как эссе или рассказы, а также исследования, рефераты и аннотированные списки.
— Какой район области проявляет особую активность?
— На данный момент в конкурсе приняли участие читатели из 30 районов области и 4 районов Нижнего Новгорода. Больше всего работ пришло из Лукояновского, Вадского, Большеболдинского районов, а также Сарова и Нижнего Новгорода. Тем не менее
область все же оказалась активнее — оттуда поступило около 65% всех работ.
— С чем вы связываете такую активность районов?
— Во-первых, сама тема конкурса эмоционально близка каждому человеку. В любой семье были или живы еще свидетели той войны. Во-вторых, детство каждого начинается со сказок и стихов А.С. Пушкина. Знаю, что инициатива здесь в немалой степени исходила от детских библиотек, которые провели хорошую работу, используя все возможности имеющихся материалов по истории и литературе, чтобы привлечь детей и подростков к активной работе над заданной темой. В некоторых районах их сотрудники ходили вместе с молодыми читателями по домам ветеранов или их родственников, слушали их рассказы, записывали. Получились настоящие поисковые труды. В трех районах, из которых поступило самое большое количество работ, по-видимому, детские библиотекари сработали более эффективно, и им удалось увлечь своих читателей темой конкурса.
— Какие еще мероприятия проводит библиотека?
— Начну с того, что каждый год наша библиотека проводит множество подобных конкурсов. Поскольку наша библиотека — детская, то с их помощью мы пытаемся развивать наших маленьких читателей, приобщать их к литературному наследию. Поэтому обычно конкурсы связаны с различными знаковыми событиями, такими, например, как быть юбилеи наших знаменитых земляков, писателей. Но в этом году, естественно, почти все, что делается, связано с юбилеем Победы, развитием чувства патриотизма у детей, гордости за Россию.
— Как вы относитесь к активному внедрению компьютеров в современную жизнь?
— Хочу отметить, что наша библиотека открыта для новых технологий, в том числе мультимедийных. Мы стараемся использовать компьютер на благо книги. Поэтому все наши выставки сопровождаются электронными презентациями. Мы ничего не имеем против компьютеров и Интернета, если они помогают сэкономить время. Но в то же время культура чтения должна закладываться в семье. Если ребенок видит, что родители постоянно читают журналы, газеты, книги, то он и сам к ним потянется. И уж тем более никогда не станет читать произведение с монитора, если есть бумажный вариант.
Автор: Корр. Иван Гордеев