«3,5 млрд рублей выделено на ликвидацию экологического ущерба в Нижегородской области»
7 февраля 2013 года, 17:26
— Валерий Павлинович, как вы оцениваете сегодняшнее развитие нижегородской науки, систему научных учреждений, институтов, высшей школы в нашем регионе?
— У нас очень высокий научный и производственный потенциал, большое количество научно-исследовательских институтов: 7 институтов, находящихся в ведении Российской академии наук, 52 НИИ и проектных бюро, практически все являются головными в своих отраслях, многие из них занимаются оборонной тематикой, около 300 малых предприятий, которые занимаются наукой и научным обслуживанием. Высшая школа — одна из сильнейших в России. Многие наши университеты — университет имени Лобачевского, Технический университет, Лингвистический университет — известны и за пределами страны. У нас учится 250 тысяч студентов, ежегодно мы получаем 50 тысяч выпускников, в основном, естественно-инженерной специальности. Мы одни из лидеров России в научной сфере — Нижегородская область занимает 4 место в стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Конечно, этот потенциал нужно задействовать. У нас исторически сложились научные школы: физики, радиоэлектроники, микробиологии, металлоорганической химии, школа высоких медицинских технологий, которую заложил еще Борис Алексеевич Королёв, школа современных информационных технологий — Нижний Новгород неофициально считается программистской столицей России.
— Сегодня вы побывали в Институте измерительных систем имени Седакова, до этого вы посещали завод «Теплообменник», научно-производственный центр «Полет», ЦНИИ «Буревестник». НИИИС — это особое учреждение или проблемы для такого рода предприятий примерно одного плана?
— У каждого — свои проблемы, и в разные периоды эти проблемы различаются. В 2005 году, приехав в Нижний Новгород из Москвы, я был очень удивлен, когда посетил НИИ прикладной физики. В московских институтах РАН было сложно что-либо услышать, кроме жалоб, площади сдавались в аренду. Здесь, в Нижнем Новгороде, было совсем другое настроение, все были в работе, молодежь с охотой шла в науку. Средний возраст нижегородских ученых снижается год от года. НИИИС — это один из сильнейших коллективов, в 2005-м я застал его в хорошем развитии, правда, некоторые проекты были приостановлены. Тот проект, с которым я сегодня познакомился, не финансировался 7 лет. НИИИС создал центр микроэлектроники — интегральных схем, чипов, производящихся на собственной элементной базе. Из этого создаются блоки системного управления для нескольких важных ведомств. Это полностью автоматизированное высокоточное производство. Пропорция оборонного и гражданского заказа в НИИИСе составляет 50/50. В 2012 году НИИС выиграл грант «100 лучших товаров России» за автоматизированную систему управления газоперекачивающим комплексом.
— Во вторник на ГАЗе началось производство полного цикла автомобилей Chevrolet Aveo, организованное в рамках сотрудничества Группы ГАЗ и компании «General Motors». Проект имеет статус приоритетного и получает немалые льготы. Не пострадает ли от этого нижегородский бюджет? Неужели такая крупная компания нуждается в льготах при реализации заведомо успешного проекта?
— Речь идет о создании нормального инвестиционного климата. Сегодня между регионами идет борьба за инвесторов, и мы все время смотрим, в чем мы проигрываем. Любой проект, который мы называем приоритетным, стоит больших денег. Когда мы даем льготы — на 25% снижаем налог на прибыль на время окупаемости — 5−7 лет, снижаем налог на имущество, мы рассуждаем следующим образом: мы не теряем 25%, а приобретаем 75%, а в перспективе — все 100%. Что касается ГАЗа, с момента моего вступления в должность губернатора, он ни одного года не платил налог на прибыль, потому что ее не было. Когда был прекращен выпуск легковых автомобилей, все затраты на содержание огромного комплекса завода легли в себестоимость Газели, которая становилась неконкурентоспособной. А покупать ее по завышенным ценам никто не стал бы, поэтому фактически завод работал в убыток. В результате реализации данных проектов мы наполняем линейку легковых автомобилей — в декабре — Skoda Yeti, сейчас — Chevrolet Aveo, через месяц — Skoda Octavia, далее — Volkswagen Jetta, Mercedes-Benz Sprinter. По оценкам, уже этот год ГАЗ окончит с прибылью, и он будет платить налог с этой прибыли. Плюс к этому, только в этом году ГАЗ обещает принять на новые рабочие места около 5 тысяч сотрудников. Средняя зарплата на ГАЗе — 30 тысяч рублей, с которых в бюджет будет поступать подоходный налог. Приблизительный экономический эффект составит 4−8 рублей ежегодно с каждого вложенного рубля.
— На прошлой неделе премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о предоставлении субсидий Нижегородской области на реализацию природоохранных мероприятий. На что пойдут деньги, полученные из Москвы?
— Это продолжение той работы, которую Дмитрий Анатольевич проводил еще будучи Президентом России. Вы помните, что он проводил президиум Государственного Совета по вопросам экологического ущерба, который накоплен по всей стране. Тогда было решено, что ликвидация этого ущерба должна финансироваться из всех видов бюджета, но самые главные затраты должны нести федеральные структуры, потому что объемы его таковы, что ни муниципальные, ни региональные бюджеты этого не выдержат. Наша задача состояла в том, чтобы сообща с федеральным правительством создать проектные решения по трем проблемам: шламонакопители, подземные хранилища отходов химического производства и полигон «Игумново», являющийся одним из самых крупных в России. Все три проекта прошли государственную экспертизу, пора приступать к их реализации. Естественно для этого необходимы деньги. Согласно распоряжению премьер-министра, на 2013−2015 годы на три эти объекта нам выделено 3,5 млрд рублей. Эта сумма полностью соответствует смете этих проектов. Деньги выделены нам потому, что мы подготовили эти проекты, уложившись в означенные сроки.
— В своем блоге вы опубликовали свои впечатления от перспектив развития нижегородского аэропорта. В конце прошлой недели в Москве были подписаны соответствующие соглашения. Какие перспективы ожидают нижегородский аэропорт?
— Мы провели конкурс по развитию нашего международного аэропорта, который выиграла компания «Ренова». Исполнителем проекта является аэропорт «Кольцово» — эта структура уже осуществила подобный проект в Екатеринбурге. Проект неплохой, поэтому мы сразу все полномочия отдали победителю конкурса и не ошиблись. За два года они подняли пассажиропоток нашего скромного аэропорта до 700 тысяч пассажиров в год. Мы такой пассажиропоток ожидали только через 7 лет. Управляющая компания смогла грамотно организовать работу аэропорта. Пассажиропоток за январь 2013 года позволяет нам ожидать, что в этом году аэропорт достигнет отметки в миллион пассажиров. Вскоре будет построен новый терминал площадью 22 тысячи кв. м, рассчитанный на пассажиропоток 1,5 миллиона. Второй этап — это реконструкция действующего аэропорта. Далее будет построен третий терминал. Первые два терминала будут построены к ЧМ-2018, третий — после 2018 года. Также предусмотрена постройка крытой стоянки на 600 автомобилей и интермодального комплекса железнодорожно-автобусного вокзала. Сейчас представлены два эскизных варианта терминала — один выполнен английской компанией, второй — отечественными дизайнерами. Большинство людей, которые видели изображения этих вариантов на моей Интернет-странице, отдают предпочтение строгому английскому варианту. Однако окончательный вариант будет утвержден на заседании градостроительного совета.
Автор: Корр. Сергей Клемес