Эксклюзив
Федор Попов: «Думаю, что года через два удвоится количество хороших российских картин»
6 марта 2023 года, 07:25
Корреспондент ИА «Время Н» побеседовала с генеральным директором Продюсерского центра «ВГИК-Дебют», режиссером, продюсером Федором Поповым о работе Центра, о том, что интересует сейчас молодых режиссеров, а также о перспективах развития российского кинематографа.
Фото предоставлено Продюсерским центром ВГИК-Дебют
- Федор Максимович, расскажите о работе Продюсерского центра «ВГИК-Дебют». Каковы его задачи?
- Задача любого государства — это поддержка молодежи, потому что вклад в нее — это инвестиции в будущее. ВГИК — главный вуз страны, воспитывающий молодые творческие кадры, которые занимаются смыслами. Например, кинорежиссер — это смыслообразующая профессия, как сказал недавно ушедший из жизни режиссер и педагог Вадим Абдрашитов. Мы помогаем людям кинематографической профессии найти свою дорогу после ВГИКа, даем им возможность попробовать свои силы уже в самостоятельном кино. В этом и есть миссия Продюсерского центра «ВГИК-Дебют».
- Как вы отбираете, с кем из выпускников в дальнейшем сотрудничать?
- Мы проводим Международный студенческий фестиваль ВГИК (18+), в котором участвуют работы не только наших студентов, но и картины представителей более чем 40 стран мира. Этот фестиваль − очень хороший механизм, который позволяет еще и мне лично отслеживать рост студентов, потому что они со второго курса уже начинают снимать фильмы. Вот как раз по этим работам и личному общению у нас намечается возможное дальнейшее сотрудничество с выпускниками.
Уже несколько лет в рамках фестиваля «ВГИК-Дебют» вручается специальный приз в номинации «Перспектива» подающему большие творческие надежды автору. Я горжусь, например, работами таких режиссеров, как Стас Светлов («Ада» (12+)), Стася Венкова («Тайное влечение» (16+)). Недавно свою работу завершил чемпион мира по фигурному катанию Максим Шабалин, который так же закончил ВГИК. Сейчас на монтаже находится картина «Ласточка» (12+) студентки из Казахстана Малики Мухамеджан. На мой взгляд, это люди, которые уже в профессии, и они точно будут заниматься кинопроизводством. - Состоится ли студенческий фестиваль в этом году?
- Он проходит ежегодно, идет два месяца — в октябре-ноябре. В октябре начинается первый отборочный этап, в рамках которого проходит публичный показ картин, которые были созданы за прошедший год во всех мастерских ВГИКа. После этого вырабатывается программа конкурсного фестиваля, его призеры попадают на международный этап, который проходит в ноябре. В нем уже участвуют не только студенты ВГИКа, но и представители других стран.
- О чем снимают свои первые фильмы кинематографисты? Какие бы находки вы бы отметили в дебютных работах начинающих режиссеров?
- У каждого из них свой киноязык, свое творческое лицо, что очень важно. Если говорить в общем, то первые фильмы молодых режиссеров всегда про любовь. И любопытно наблюдать за тем, как они эту тему решают, какой узел противоречия затягивают вокруг героя, как выстраивают его отношения с другими персонажами и тому подобное.
Например, Максим Шабалин, поскольку он спортсмен в прошлом, то у него был короткометражный фильм «Умри, Джульетта!» (12+) про фигуристку. Сейчас у него выходит фильм про балет, который снимали при участии Мариинского театра. То есть в его работах затрагиваются темы любви, страсти, творчества.
Или «Ада» Стаса Светлова тоже ведь высокохудожественная картина о любви. Ее главная героиня — девочка-подросток переживает период взросления. - Сколько стоит снять дебютный фильм? Каким образом происходит финансирование картин начинающих режиссеров?
- В последние годы министерство культуры Российской Федерации активно поддерживает производство дебютов, что важно для развития нашей страны и его народа. Уверен, что ребята, которым мы помогаем реализовывать свой творческий потенциал, в будущем будут составлять команду мастеров, воспитывающую новое поколение. Нужно понимать, что кино — это не только люди, задействованные в процессе создания фильма, но и те, кто его смотрит, а это десятки миллионов человек. То есть это огромная аудитория, которая в итоге получает культурный продукт, передающий эстафету истинной глобальной ценности.
- Выживет ли российский кинематограф в сложившейся ситуации? Сначала была пандемия коронавируса, сейчас в мире не самая благоприятная обстановка по известным нам с вами причинам. Какой выход виден вам из этого?
- Я с вами не соглашусь. Почему? Потому что после пандемии коронавируса, например, мы запустили сразу четыре проекта, что не бывало раньше. А все потому, то это время, пока все было закрыто, мы работали удаленно.
Что сейчас происходит? Голливудские компании ушли с российского рынка из-за санкций. Они сами его покинули, поэтому для российского кинематографа наступили благоприятные условия из-за отсутствия конкуренции. Поясню: раньше мы бы прислали картину на рынок, а там одновременно с ней выходил бы популярный или раскрученный фильм, например такой, как «Мстители». И наш кинопродукт получил бы один сеанс в течение дня, потому что на других шел бы зарубежный фильм. Представьте, если бы в Америке 50% экранов страны забирала бы какая-нибудь российская картина. Это был бы просто нонсенс.
Конечно, когда теперь рынок освободился, я думаю, что года через два удвоится количество хороших российских картин. Уже сейчас некоторые наши фильмы показывают неплохой результат, например, «Чебурашка» (6+), собравший высокие кассовые сборы, или лидирующая сейчас в прокате военно-историческая драма Сергея Урсуляка «Праведник» (12+). - Как не потеряться в профессии молодому режиссеру?
- Работать! Если ты развиваешься в разных направлениях, то становишься востребованным специалистом.
- Федор Максимович, спасибо за интересную беседу. Желаем вам успехов в работе.
Автор: Ольга Ковалева