Глеб Никитин: «Нижегородцы сами создают значимость своего региона для страны»
9 августа 2023 года, 10:17
Губернатор Нижегородской области пообщался с известными нижегородскими журналистами.
Фото: Кирилл Мартынов
«Никаких ограничений в нашем с вами диалоге не будет» — так началась беседа губернатора Нижегородской области Глеба Никитина с журналистами, среди которых был главный редактор ИА «Время Н» Александр Савельев. Общение длилось более двух часов, за которые глава региона успел ответить на самые актуальные вопросы о работе регионального правительства, о себе и своей профессиональной деятельности.
— Вы трудитесь в нашем регионе уже больше пяти лет (Глеб Никитин был назначен врио губернатора 26 сентября 2017 года). Что вам запомнилось больше всего? Какими достижениями в Нижегородской области гордитесь в первую очередь?
— С одной стороны, пять лет — срок большой; ни на одной из предыдущих должностей я дольше не работал. С другой стороны, они пролетели почти как одно мгновение — такое у меня ощущение.
Запомнилось многое. Мы достойно отпраздновали 800-летний юбилей Нижнего Новгорода. Мало кто поспорит с тем, что облик города очень сильно поменялся. Это касается и инфраструктуры, и комфорта в целом. Конечно, я не могу не гордиться этим.
Можно долго перечислять знаковые проекты и за пределами областного центра: это новые школы, детсады, дороги… В Арзамасе появилась новая ливневка, преобразилось Дивеево, по нашим рекам стали вновь ходить скоростные пассажирские суда.
Какие-то вещи менее заметны, но не менее значимы. Например, заработали эффективные механизмы поддержки инвесторов, появились особые экономические зоны. Неудивительно, что регион поднялся сразу на 67 позиций в рейтинге Агентства стратегических инициатив.
— Какие-то любимые места у вас в Нижегородской области появились? Где любите отдыхать?
— Я влюбился во всю Нижегородскую область в целом. Она такая разная, многогранная, с огромным историческим багажом. Я чувствую себя комфортно в любом муниципалитете. Люблю отдыхать на Горьковском водохранилище, так называемом «Горе-море»… Люблю Чкаловск с его музеями… Люблю Дивеево и Саров… Мне нравится в Выксе… Особое отношение уважения у меня к истории Арзамаса…
— Как изменили вас, как человека, годы работы в Нижегородской области?
— Мои знания, профессионализм, существенно выросли. Этому способствует близость к людям, возможность своими глазами видеть их нужды, радоваться за тех, кто достигает своих определенных успехов. Очень приятно оказывать поддержку не только на уровне каких-то системных, политических решений, но и на личном, персональном уровне.
— Как относитесь к тем, кто говорит о «прожектерстве»? Как в целом относитесь к критике? Отвечаете на неприятные вопросы, в том числе в соцсетях?
— На мой взгляд, обвинений в «прожектерстве», «маниловщине» стало намного меньше, чем было раньше. Люди видят, что те вещи, которые ранее были заявлены, в большинстве случаев сегодня реализованы или реализуются. С другой стороны, я людей очень хорошо понимаю, когда они начинают на что-то жаловаться, писать негатив. У меня это не вызывает ни раздражения, ни обиды. Людям важны именно их касающиеся конкретные проблемы. Конкретному человеку не важно, что, допустим, отремонтированы десятки километров дорог, ему важен именно его населенный пункт, его улица. А мы же в первую очередь начинаем решать вопросы там, где живет больше людей.
Сразу сделать все не удается. К тому же, зачастую в работу вносят коррективы новые вызовы и задачи.
— Есть ли у вас какие-то мечты, связанные с Нижегородской областью?
— Мечты, безусловно, есть. Я хочу, чтобы Нижний Новгород стал точкой растущей урбанизированной территории, чтобы не было депопуляции, чтобы Нижегородская область никогда не воспринималась как провинция. Многие люди, которые к нам приезжают — в гости или в командировку, — уже отмечают, что у нас есть признаки столичности. Это видно хотя бы по уровню вовлеченности в решение проблем федерального уровня. Поэтому я мечтаю, чтобы миграция из Москвы в Нижний Новгород не воспринималось как что-то из ряда вон выходящее. У нас было только обратное движение. Хочется, чтобы движение в нашу сторону было привычным и нормальным.
— Промышленный кластер у нас есть, кластер переработки сельскохозяйственной продукции тоже, кластер предприятий ОПК, кластер туристический… Вы, как глава региона, на что делаете ставку? За чем, по-вашему, будущее у Нижегородской области?
— Есть регионы, которые значительно «специализированы». Их губернаторам проще ответить на этот вопрос, у них есть четкие драйверы развития территории. У нас же довольно разносторонний регион. Мы стремимся к лидерству везде, в этом наша сила. Но я все-таки считаю, что нам нужно ставку делать на высокие технологии. Не просто промышленность, не просто IT, не просто АПК.
Возьмем ярчайший проект федерального уровня Иннополис. На мой взгляд, он обречен на успех. Наш проект — IT-кампус — несколько другой. Он будет находиться в историческом центре Нижнего Новгорода. Городская среда важна. Иннополис — это город будущего, но там не будет в пешей доступности кремля или какого-то исторического особняка… И уже сегодня, выбирая между Нижним Новгородом и Иннополисом, значительное количество предпринимателей технологичного бизнеса отдают предпочтение Нижнему Новгороду. Мы предложим свою нишу, свой уникальный продукт.
— В 2018 году разрабатывалась и утверждалась «Стратегия развития Нижегородской области». Тогда вы заявляли, что не можете быть особым экспертом, поскольку лишь начали работать. Тем не менее стратегия продолжает работать. В этом году глобальный план развития региона планируется выпустить в обновленном варианте. Теперь вам проще будет утверждать этот документ?
— Конечно, проще. Хотя вернусь к тем словам, которые были когда-то сказаны. Я и раньше достаточно неплохо разбирался в стратегическом менеджменте и понимал, что начинать нужно именно со стратегии.
В каждом округе Нижегородской области нужно делать ставку на что-то свое. Везде свои приоритеты. В целом мне уже понятно, что будет более эффективным в конкретном месте. С помощью экспертов мы делаем стратегию максимально разумной и рациональной.
Отмечу, что, утверждая стратегию, я стараюсь максимально абстрагироваться от своих эмоций и предпочтений. При этом если я увижу, что в стратегии забыли какой-то блок, я буду, как один из экспертов, настаивать, чтобы этот блок там появился. Вообще баланс работы должен быть в системности, рациональности и эмоциональности.
— На что делаете упор в сфере кадровой политики? Все ли получается в части формирования команды?
— Человек — это сложный природный механизм, поэтому при подборе кадров имеют значение многие вопросы: мотивация, жизненный драйв, здоровье, в конце концов.
В Нижегородской области была внедрена новая система подбора кадров — «Команда правительства». Также был создан «Корпоративный университет правительства Нижегородской области», который на федеральном уровне признан как беспрецедентная и очень эффективная управленческая практика, позволяющая производить кадровый аудит. Они эту задачу хорошо выполняют, решая, кто из управленцев на своем месте, а кто — нет.
Кроме того, в регионе успешно реализуется проект «Команда 52». Как результат — ряд муниципалитетов получил новых глав.
Мы принимаем решения не только на конкурсах. Сами проводим отбор там, где хотелось бы увеличить воронку, создать большее количество резервов на будущее. К примеру, в случае, если лидерство кого-то из заместителей очевидно, то даем коллегам возможность двигаться вперед.
Важно, что ни одно из назначений, даже на уровне заместителей министров, не проходит без тщательного отбора. Результатом этого является то, что во многих проектах, в том числе федеральных, Нижегородская область, пожалуй, лучше других.
— Вы упомянули про оценку кандидатов с точки зрения психологии, а если посмотреть на нижегородцев в целом? Какие еще качества, на ваш взгляд, определяют характер жителей региона? Согласны ли вы с тем, что у нижегородцев купеческий менталитет? В чём наши сильные стороны?
— Мы много раз делали замеры самовосприятия и самоидентификации людей в рамках разных отраслевых задач. В том числе, были опросы о том, с какими символами ассоциируется Нижний Новгород и нижегородцы: Кремль, Волга и т. д. Если все это проанализировать, то можно сделать вывод, что нижегородцы — это люди, которые гордятся своей историей и своей малой родиной. В разные периоды времени они создавали значимость своего региона для страны. Их русскость значительна, в этом смысле мы — хребет России. А по характеру можно выделить требовательность, обоснованная терпимость, рациональность — это все про нижегородцев.
— На время вашей работы в должности губернатора пришелся сложнейший для страны период — специальная военная операция, введение санкций. За последние две трети века это самый напряженный для власти и для народа этап. Что для вас оказалось самым трудным, и как трудности удалось преодолеть?
— Когда в конце 2017 года я занял пост губернатора Нижегородской области, на повестке дня стояли серьезные вопросы, пожалуй, один из самых главных — подготовка к Чемпионату мира по футболу. Оставалось всего полгода. Я тогда сказал коллегам: «Надо верить, что все реализуемо». И мы справились с задачами. Было нелегко, но справились. Потом этот опыт помог в подготовке к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода, борьбе с ковидом. А потом, в какой-то момент я просто привык к работе в условиях новых вызовов.
— Еще несколько вопросов, не касающихся напрямую нижегородского региона. Какой момент в военной истории вы считаете наиболее ценным?
— Само собой Великая Отечественная война, а, точнее, Блокада Ленинграда. Это великий подвиг нашего населения.
— Какой способностью вы хотели бы обладать?
— Хотелось бы уметь лучше управлять своим временем и иметь способность трудиться 24 часа в сутки.
— Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?
— В детстве меня часто спрашивали, кем я хочу стать. Сейчас, думаю, это уже не актуально. Я, видимо, в результате оказался тем, кем хотел быть. Считаю, что нахожусь на своем месте. Давайте собой и останусь.
— Как ваши дети относятся к вашей работе?
— Гордятся, уважают, поддерживают.
— Какой вы видите свою жизнь через 20 лет?
— Быть здоровым и быть довольным тем, что сделал.
— Как вы можете отличить хорошего человека от плохого?
— Мне кажется, это такое деление не всегда применимо, оно очень детское, упрощенное. Все мы в чем-то хорошие, и в чем-то плохие — это проявляется в зависимости от ситуации.
— Какой бы вам подарок реально хотелось получить на день рождение?
— Я бы хотел, чтобы Нижегородская область смогла бы получить еще какие-то дополнительные решения для своего интенсивного яркого развития. Для этого я был бы не против, если бы наш регион смог посетить Владимир Владимирович Путин.
— Санкт-Петербург или Нижний Новгород?
— Сейчас абсолютно точно — Нижний Новгород. Санкт-Петербург, наверное, навсегда останется в моем сердце, я его всегда буду любить как родину, но сегодня у меня все связано исключительно с Нижним Новгородом. К сожалению, часто приходится соревноваться в чем-то с Санкт-Петербургом, и я всегда болею за Нижний Новгород.
— Сделайте выбор: ФОК «Мещерский», КРК «Нагорный» или стадион «Нижний Новгород»?
— Этот вопрос предполагает толерантный ответ. Я всех люблю, всех поддерживаю, всем буду стараться помогать по возможности. Но, если честно, то, конечно, пока все-таки это «Торпедо» — по нему большие планы и большое переживание. Разумеется, желаю успехов и «Пари НН». Что касается баскетбола, то я все-таки в нем не так хорошо разбираюсь. Но любить и поддерживать обязательно будем всех.
— Назовите три имени, которыми вы могли бы описать регион и нижегородский характер.
— Конечно, есть классический подбор имен, и из них я бы выбрал Ростислава Алексеева — это высокие технологии, это суть успеха, это работоспособность. Еще не могу не упомянуть и те имена, которые никуда теперь уже не денутся в Нижнем Новгороде, которыми мы все гордимся, но почему-то их зачастую забываем. Я имею в виду Митрофана Рукавишникова и Николая Бугрова, да и других нижегородский меценатов, которые создали многое в нашем любимом городе.