Игорь Сербул: «Больше жалоб поступает из тех районов, где количество населения меньше»
4 декабря 2023 года, 10:48
Главный государственный жилищный инспектор Нижегородской области рассказал о контроле за деятельностью домоуправляющих компаний.
С наступлением холодов традиционно растет число жалоб на работу жилищно-коммунальных компаний. Среди основных причин — отсутствие отопления и заваленные снегом дворы. Чего нижегородцам ждать этой зимой? Как подготовились к ней ДУКи? Эти и другие вопросы обсуждаем с руководителем региональной Государственной жилищной инспекции Игорем Сербулом.
— Игорь Анатольевич, за окном уже сугробы и наледь. Контроль за работой управляющих компаний усилен?
— Разумеется. Мы активно собираем информацию о коммунальных проблемах из различных источников. Это и официальные обращения, и сообщения в различных соцсетях и чатах. Передаем все это управляющим организациям и требуем принятия мер в течение суток, а иногда и раньше. Причем, если нижегородцы приложили к своему обращению фото, то мы просим, чтобы было сделано фото с демонстрацией выполненных работ.
Нашим инспекторам, в свою очередь, в период сильных снегопадов даем задания выезжать на место и проверять, как устраняются нарушения. Если результата нет, начинаем контрольно-надзорные мероприятия. Как правило, это дает неплохой эффект.
— Хорошо ли укомплектован штат домоуправляющих компаний дворниками? У всех ли имеется необходимое количество техники для уборки снега?
— Такую информацию мы всегда запрашиваем перед началом зимы. Все ДУКи отчитались, что готовы. Штат укомплектован, есть резервы. К примеру, в «ДК Канавинского района» в штате 150 дворников. На период снегопадов планируется привлечь дополнительные бригады из производственного персонала — они займутся очисткой входных групп и тротуаров. Также создаются мобильные группы до 30 человек, их задача — очистка у мест накопления.
По наличию техники тоже все нормально. По крайней мере, у крупных ДУКов достаточно тракторов. Для каждого сформированы маршрутные листы. Контроль будет вестись с помощью GPS-навигации.
— А есть те, кто подготовился плохо?
— По отчетам готовы все. А хорошо или плохо — покажет зима.
— Помимо уборки снега, существуют и другие проблемы. Сколько всего обращений от жителей Нижегородской области поступило в жилищную инспекцию за истекший период 2023 года? На что чаще всего жалуются?
— Всего поступило 36 439 общений — примерно на 7 тысяч меньше, чем за прошлый год. Из них отработано уже 90%. Уточню: эти обращения поступили по официальным каналам. Кроме того, более 5 тысяч жалоб мы получили на «горячую линию», около 6 тысяч — через соцсети.
Основная доля обращений — 41% от общего количества — касается ненадлежащего состояния имущества и ремонт в многоквартирных домах. Так, 9629 обращений поступило по поводу текущего ремонта домов, 2133 — содержания подъездов, 1200 — содержания придомовой территории.
33% нижегородцев недовольны нарушению качеством предоставления коммунальных услуг: отсутствием отопления, воды, нарушением графика вывоза ТКО и КГМ.
18% жалоб касаются начисления платы за ЖКУ. Обычно это связано с какими-то корректировками.
— Сколько представлений вынесено ДУКам?
— Всего в 2023 году Госжилинспекцией Нижегородской области проведено 1569 проверок. Выдано 1118 предписаний, вынесено 798 постановлений, выписано штрафов на 27,8 млн рублей. Важно, что большинство предписаний закрывается без судебных процедур. Все-таки в приоритете у нас профилактика.
— Часто ДУКи игнорируют предписания. Чем в этом случае может помочь жилищная инспекция?
— Приходится подталкивать к действиям через суд. Как правило, суды встают на нашу сторону.
Но самое эффективное — это лишение лицензий. В текущем году они отозваны у четырех домоуправляющих компаний Нижегородской области. Еще 19 ДУКам отказано в продлении действия лицензии.
— Можете назвать «героев»?
— Назову. Из-за задолженности перед ресурсоснабжающими организациями аннулированы лицензии ООО «ОНИС», ООО «ДУК Большое Козино», ООО «Жилград-ДЗР». ООО «Удачный выбор» признано банкротом.
Отказано в продлении сроков действия лицензии ООО «ДУК «Заречье», ООО «Структура», ООО «Поволжская компания», ЗАО «ЖУК», ООО «ЖЭП «Содружество-НН», ООО УК «АНГАРА», ООО фирма «Дом-НН», ООО «ИМПЕРИАЛ», ООО «Земляничная поляна — Сервис», ООО «ПДК», ООО «ДУК «Олимп», МУП «Городской жилфонд», ООО «УК «Уютный дом», МУП «ЖКХ «Богоявленское», МУП «ЖКХ «Сокол», ООО УК «Взлет», ООО «ЖКУ», Малопицкое МУММП ЖКХ, ООО «Нижцентрремонт».
— Прошлой зимой много говорили о так называемом «народном рейтинге ДУКов». Сейчас тишина. Нижегородцам дадут возможность выделить худших и лучших?
— Действительно этот вопрос был поднят в рамках прямого эфира с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным в ноябре 2022 года. Мы совместно с Центром управления регионом разработали рейтинг. Он был сформирован по нескольким параметрам. С одной стороны, учитывал количество проведенных нами проверок и составленных протоколов. Другим критерием стал опрос жителей об удовлетворенности работой своего ДУКа. В марте на портале «Вам решать» был запущен анонимный опрос, в ходе которого жителям предлагалось по пятибалльной шкале оценить управляющую организацию.
Нижегородцы оценивали 341 управляющую компанию региона. Нижегородские управляющие компании мы разбили на две группы — крупные и мелкие. Крупные домоуправляющие компании, обслуживающие жилой фонд более 250 тыс. кв. м., и мелкие, чей жилой фонд составляет менее 250 тыс. кв.м. В отдельную группу выделили организации, за которые жители не голосовали. Их оценивали только по информации инспекции.
В голосовании приняло участие около 3 тысяч жителей. Окончательные результаты были представлены нижегородцам в мае.
Мы сейчас с ЦУРом занимаемся составлением нового рейтинга по итогам работы этого года. Работаем над новыми критериями. Думаю, мы представим его в первом квартале 2024-го года.
— А вы лично, какие управляющие компании поставили бы вверху рейтинга, а какие — внизу?
— Рекламу конкретным ДУКам делать не хочется. Могу дать картину по районам Нижнего Новгорода на основе анализа поступивших общений об отсутствии теплоснабжения. Меньше всего жалоб этой осенью поступило от жителей Автозаводского и Сормовского районов, больше всего — от жителей Советского и Московского районов. Примечательно, что больше жалоб из тех районов, где количество населения меньше.
— В завершении хотелось бы спросить о новом сервисе, который заработал этой осенью, — «Госуслуги.Дом». Чем он может быть полезен нижегородцам?
— Это мобильное приложение начало работать во всех регионах страны. В Нижегородской области его установило уже около 24 тысяч собственников жилых посещений в многоквартирных домах. С его помощью можно передавать показания приборов учета и оплачивать все счета ЖКХ на одной площадке. Кроме того, приложение позволяет подавать заявления в свою управляющую компанию и оперативно получать обратную связь, проводить общие собрания собственников онлайн, изучать отчеты, получать информацию о сроках капремонта и т. д. Уверен, что возможности приложения будут расширяться, и в перспективе им станет пользоваться большинство нижегородцев.