Музей идеального города
25 июля 2024 года, 09:54
В 2030 году исполнится 100 лет с начала строительства Соцгорода на Автозаводе.
Фото: Музей истории ГАЗа
У Анны Марковны Гор, в каком бы статусе она ни находилась, — директор «Арсенала», заместитель директора Пушкинского музея по региональному развитию, или, как сейчас, советник директора Пушкинского музея, — всегда есть проекты, связанные с культурой Нижнего Новгорода. Один из них — создание Музея Соцгорода в Автозаводском районе.
— Эта идея появилась во время подготовки к 800-летию?
— Гораздо раньше. В 2010 году на первой Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге мы представляли проект, посвященный соцгороду Автозавода и соцгороду Свердловска. Наверное, его можно считать отправной точкой. К 800-летию Нижнего проект музея был уже облечен в некую заявку-проспект, в которой появились не только слова, но и цифры.
— Идея «выдержанная», естественно, обсуждалась в каких-то высоких кабинетах, но решение начать реализацию так и не было принято.
— Обсуждалась идея не раз и все, вроде бы, к ней хорошо относятся. Но, видимо, кто-то должен стукнуть кулаком по столу и сказать: пора делать! Причем, делать надо быстро.
— Почему?
— У нас скорость всегда зависит от нумерологии. В 2030 году 2 мая исполнится 100 лет с начала строительства ГАЗа. А Соцгород начали строить в чистом поле, вернее, в болотах, ровно через две недели — 16 мая 1930 года. До юбилея осталось всего пять лет!
— 100 лет назад в болотах под Нижним Новгородом начали создавать новый город или даже, простите за пафос, новую индустриальную цивилизацию в России.
— Заметьте, не просто город и не просто цивилизацию. Это попытка создания идеального города, о котором мечтали с времен Ренессанса и несколько раз разными способами пытались умозрительно построить.
В литературе, например, Томмазо Кампанелла. 20 лет сидел в тюрьме, где придумал и описал свой Город Солнца. Не дай бог нам в таком идеальном городе оказаться. Дело даже не во взгляде из тюрьмы, а в том, что утопия — вещь, которая подразумевает насилие: не хочешь, заставим!
Был визуальный вариант. Архитектор Филарете придумывал идеальный город Сфорцинда и рисовал его. Наш знаменитый, к сожалению, довольно рано скончавшийся урбанист Вячеслав Леонидович Глазычев перевел трактат Филарете с итальянского. Там невероятно красивые визуально вещи. Но тоже страшноватенько, когда начинаешь видеть в этом живых людей.
— Получается, что наш соцгород тоже утопия?
— Соцгорода советской России, начиная с автозаводского, — утопии реализованные. Люди не дали кем-то придуманному «порядку» взять на собой власть, они приспособили его для своей жизни, адаптировали.
Как это происходило, что думали люди, почему они так себя вели, как они жили в коммуналках, как они приспосабливались к коллективному быту? А, может, коммуналка — это калька сельского общинного бытия? Когда ты на виду, среди соседей, все открыто, все вместе.
Этот социальный процесс является страшно любопытным явлением и будущим, вообще говоря, научным стержнем для такого музея.
— Что же показывать в таком музее посетителям? Поедут ли туристы, нагулявшиеся по Кремлю, на Автозавод ради такого музея?
— Первое правило любого создателя музеев, а также организатора различных культурных событий — не думать о туристах. То, что мы делаем в культуре, мы делаем, в первую очередь, для пользователя.
Кто он: приезжий или местный, школьник или пенсионер, врач или чернорабочий? Это очень важно, но это задача следующего шага.
Первое, что нужно, — быть уверенным в том, что это нужно. В первую очередь нам, как людям, которые обладают определенной степенью экспертности, которые знают, что без этого дальше не двинутся процессы осмысления себя в пространстве.
Есть понятие «самоидентификация». Знать ответ на вопрос «кто я?» Для человека очень важно понимать, кто он по отношению к месту проживания, по отношению к работе, которую он делает, по отношению к соседям, по отношению к тому, как он понимает и выстраивает свою жизнь вообще.
Без помощи каких-то культурных институций в общем-то это невозможно.
В древней маленькой деревне из уст в уста передаются какие-то сакральные для этой деревни вещи. Там можно обойтись без музея, а могут люди захотеть и, в конце концов, создать его. Мы такие примеры знаем.
— Мне кажется, что, скорее, посетитель поедет на Автозавод ради музея ГАЗа: посмотреть, пощупать, сделать селфи на фоне «Победы», «Чайки», «Волги». А что он увидит в Музее Соцгорода?
— Для такого большого, отдельного и самостоятельного города, которым, по сути, является 300-тысячный Автозаводский район, одного музея слишком мало. Музеев должно быть много и разных.
Музей Соцгорода — это инструмент самоидентификации, в первую очередь, для автозаводцев. Когда люди понимают, что они в этом районе росли и выросли, сформировались, любили и рожали детей, дождались внуков, это их место, они в это место вложились своей жизнью.
И музей может это показать в развитии, на примере их самих, или их друзей, или их семей. Если музей будет это делать, тогда посмотреть и узнать об этом придут туристы. Мы понимаем «задним умом», что нам туристы нужны, но они придут сами, если здесь будет интересно местным.
Наша задача — сделать интересно и для тех, и для других.
— Помещение для музея уже есть? Где оно?
— Есть и оно, естественно, в Соцгороде. Еще года полтора назад это было общежитие, теперь здание расселено. В нем полностью сохранена старая планировка и даже кое-какие детали интерьеров. Конечно, его нужно было законсервировать сразу после того, как оттуда выехали последние жильцы.
Нам надо сохранить один этаж, чтобы посетители увидели идеальное «жилье будущего», как оно представлялось в 30-х годах. Там есть комнаты по 6 и по 9 квадратов, в которых до последнего времени жили семьи.
— Один этаж — мемориальное жилье, а на остальных площадях что будет?
— Макет района, как он был задуман в 1930 году, подлинные документы или копии, рассказывающие о том, как это происходило, воспоминания людей и о людях, вещи 30−40-х годов.
Надо сказать, что музей де-факто уже существует. Музей под открытым небом. Но он существует сам по себе как факт городской истории, без формализации. Но жизнь в музее начинается тогда, когда есть точка, куда можно прийти, откуда можно ходить на экскурсии по всему району, что, собственно, говоря и предполагается. Кстати, в Доме ветеранов в Сером Бусыгинском после ремонта появился Клуб Музея Соцгорода, там уже проходят встречи и обсуждения.
— Появление музея будет влиять на окружающую территорию, на соседние дома, общественные площадки…
— Очень надеюсь, что да. Когда с людьми начинаешь разговаривать, они сами задумываются о своей жизни, и предлагают идеи гораздо более креативные, чем можно предложить «со стороны».
— Наверняка прикидывали сколько нужно денег?
— Музей — недешевая история, но поскольку это делается медленно и растянуто во времени, а источники финансирования, как правило, разнообразные, то трудно сказать, сколько понадобится денег в итоге.
Меня все время спрашивали, а сколько стоило восстановление Арсенала? Говорю: миллиард. Но это за 12 лет, в течение которых он реставрировался, укреплялся, создавался и примерно столько же уже работает.
А сколько за это время он принес пользы? А как он изменил имидж территории, а как он подтолкнул массу разных процессов? Это много-много-много-много миллиардов на самом деле, если учитывать процессы, которые трудно мерить в простых цифрах.
Но, конечно, кто-то должен начать.