ПятницаПт, 22 ноября 13:15 16+
Сейчас  °C
USD$ 100,68 ▲0,46 EUR 106,08 ▲0,27

Музей идеального города

25 июля 2024 года, 09:54

В 2030 году исполнится 100 лет с начала строительства Соцгорода на Автозаводе.

Музей идеального города

Фото: Музей истории ГАЗа

У Анны Марковны Гор, в каком бы статусе она ни находилась, — директор «Арсенала», заместитель директора Пушкинского музея по региональному развитию, или, как сейчас, советник директора Пушкинского музея, — всегда есть проекты, связанные с культурой Нижнего Новгорода. Один из них — создание Музея Соцгорода в Автозаводском районе.

— Эта идея появилась во время подготовки к 800-летию?

— Гораздо раньше. В 2010 году на первой Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге мы представляли проект, посвященный соцгороду Автозавода и соцгороду Свердловска. Наверное, его можно считать отправной точкой. К 800-летию Нижнего проект музея был уже облечен в некую заявку-проспект, в которой появились не только слова, но и цифры.

— Идея «выдержанная», естественно, обсуждалась в каких-то высоких кабинетах, но решение начать реализацию так и не было принято.

— Обсуждалась идея не раз и все, вроде бы, к ней хорошо относятся. Но, видимо, кто-то должен стукнуть кулаком по столу и сказать: пора делать! Причем, делать надо быстро.

— Почему?

— У нас скорость всегда зависит от нумерологии. В 2030 году 2 мая исполнится 100 лет с начала строительства ГАЗа. А Соцгород начали строить в чистом поле, вернее, в болотах, ровно через две недели — 16 мая 1930 года. До юбилея осталось всего пять лет!

— 100 лет назад в болотах под Нижним Новгородом начали создавать новый город или даже, простите за пафос, новую индустриальную цивилизацию в России.

— Заметьте, не просто город и не просто цивилизацию. Это попытка создания идеального города, о котором мечтали с времен Ренессанса и несколько раз разными способами пытались умозрительно построить.

В литературе, например, Томмазо Кампанелла. 20 лет сидел в тюрьме, где придумал и описал свой Город Солнца. Не дай бог нам в таком идеальном городе оказаться. Дело даже не во взгляде из тюрьмы, а в том, что утопия — вещь, которая подразумевает насилие: не хочешь, заставим!

Был визуальный вариант. Архитектор Филарете придумывал идеальный город Сфорцинда и рисовал его. Наш знаменитый, к сожалению, довольно рано скончавшийся урбанист Вячеслав Леонидович Глазычев перевел трактат Филарете с итальянского. Там невероятно красивые визуально вещи. Но тоже страшноватенько, когда начинаешь видеть в этом живых людей.

— Получается, что наш соцгород тоже утопия?

— Соцгорода советской России, начиная с автозаводского, — утопии реализованные. Люди не дали кем-то придуманному «порядку» взять на собой власть, они приспособили его для своей жизни, адаптировали.

Как это происходило, что думали люди, почему они так себя вели, как они жили в коммуналках, как они приспосабливались к коллективному быту? А, может, коммуналка — это калька сельского общинного бытия? Когда ты на виду, среди соседей, все открыто, все вместе.

Этот социальный процесс является страшно любопытным явлением и будущим, вообще говоря, научным стержнем для такого музея.

— Что же показывать в таком музее посетителям? Поедут ли туристы, нагулявшиеся по Кремлю, на Автозавод ради такого музея?

— Первое правило любого создателя музеев, а также организатора различных культурных событий — не думать о туристах. То, что мы делаем в культуре, мы делаем, в первую очередь, для пользователя.

Кто он: приезжий или местный, школьник или пенсионер, врач или чернорабочий? Это очень важно, но это задача следующего шага.

Первое, что нужно, — быть уверенным в том, что это нужно. В первую очередь нам, как людям, которые обладают определенной степенью экспертности, которые знают, что без этого дальше не двинутся процессы осмысления себя в пространстве.

Есть понятие «самоидентификация». Знать ответ на вопрос «кто я?» Для человека очень важно понимать, кто он по отношению к месту проживания, по отношению к работе, которую он делает, по отношению к соседям, по отношению к тому, как он понимает и выстраивает свою жизнь вообще.

Без помощи каких-то культурных институций в общем-то это невозможно.

В древней маленькой деревне из уст в уста передаются какие-то сакральные для этой деревни вещи. Там можно обойтись без музея, а могут люди захотеть и, в конце концов, создать его. Мы такие примеры знаем.

— Мне кажется, что, скорее, посетитель поедет на Автозавод ради музея ГАЗа: посмотреть, пощупать, сделать селфи на фоне «Победы», «Чайки», «Волги». А что он увидит в Музее Соцгорода?

— Для такого большого, отдельного и самостоятельного города, которым, по сути, является 300-тысячный Автозаводский район, одного музея слишком мало. Музеев должно быть много и разных.

Музей Соцгорода — это инструмент самоидентификации, в первую очередь, для автозаводцев. Когда люди понимают, что они в этом районе росли и выросли, сформировались, любили и рожали детей, дождались внуков, это их место, они в это место вложились своей жизнью.

И музей может это показать в развитии, на примере их самих, или их друзей, или их семей. Если музей будет это делать, тогда посмотреть и узнать об этом придут туристы. Мы понимаем «задним умом», что нам туристы нужны, но они придут сами, если здесь будет интересно местным.

Наша задача — сделать интересно и для тех, и для других.

— Помещение для музея уже есть? Где оно?

— Есть и оно, естественно, в Соцгороде. Еще года полтора назад это было общежитие, теперь здание расселено. В нем полностью сохранена старая планировка и даже кое-какие детали интерьеров. Конечно, его нужно было законсервировать сразу после того, как оттуда выехали последние жильцы.

Нам надо сохранить один этаж, чтобы посетители увидели идеальное «жилье будущего», как оно представлялось в 30-х годах. Там есть комнаты по 6 и по 9 квадратов, в которых до последнего времени жили семьи.

— Один этаж — мемориальное жилье, а на остальных площадях что будет?

— Макет района, как он был задуман в 1930 году, подлинные документы или копии, рассказывающие о том, как это происходило, воспоминания людей и о людях, вещи 30−40-х годов.

Надо сказать, что музей де-факто уже существует. Музей под открытым небом. Но он существует сам по себе как факт городской истории, без формализации. Но жизнь в музее начинается тогда, когда есть точка, куда можно прийти, откуда можно ходить на экскурсии по всему району, что, собственно, говоря и предполагается. Кстати, в Доме ветеранов в Сером Бусыгинском после ремонта появился Клуб Музея Соцгорода, там уже проходят встречи и обсуждения.

— Появление музея будет влиять на окружающую территорию, на соседние дома, общественные площадки…

— Очень надеюсь, что да. Когда с людьми начинаешь разговаривать, они сами задумываются о своей жизни, и предлагают идеи гораздо более креативные, чем можно предложить «со стороны».

— Наверняка прикидывали сколько нужно денег?

— Музей — недешевая история, но поскольку это делается медленно и растянуто во времени, а источники финансирования, как правило, разнообразные, то трудно сказать, сколько понадобится денег в итоге.

Меня все время спрашивали, а сколько стоило восстановление Арсенала? Говорю: миллиард. Но это за 12 лет, в течение которых он реставрировался, укреплялся, создавался и примерно столько же уже работает.

А сколько за это время он принес пользы? А как он изменил имидж территории, а как он подтолкнул массу разных процессов? Это много-много-много-много миллиардов на самом деле, если учитывать процессы, которые трудно мерить в простых цифрах.

Но, конечно, кто-то должен начать.

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Культура
Нижегородский музей Добролюбова открывает свои двери для посетителей после ремонта
Работы велись там три года.
Экономика
В Нижегородской области за год осуждены две группы страховых мошенников
Одна «промышляла» на автостраховках, другая — на страховании недвижимости.
Общество
Наталья Подпругина: «Сахарным диабетом можно научиться управлять»
Эндокринолог рассказала о самой распространённой форме сахарного диабета.
Культура
Эвелина Радбиль — об участии в шоу «Голос.Дети»
Она дала интервью «Волга 24».