«65-ая годовщина Великой Победы в Нижегородской области удалась»
12 мая 2010 года, 10:28 Тема: 65 лет Победы в Великой Отечественной войне
- Довольны ли вы проведением Дня Победы? Что запомнилось больше всего?
- День Победы — это самый любимый и одновременно самый тяжелый наш праздник. 65-ая годовщина в Нижегородской области удалась. Казалось, все силы сошлись воедино, чтобы праздник состоялся наилучшим образом: и погода и настроение самих людей. Праздник был светлым, комфортным и очень масштабным. В Дзержинске в праздновании приняли участие 50 тысяч человек, в Арзамасе — 30 тысяч. Я уже не говорю про Нижний Новгород. Особенно запомнились улыбки детей, активность школьников. Прекрасный парад, в котором впервые приняла участие тяжелая техника. Всего в параде поучаствовали более 300 ветеранов, они проехались на специальных автомобилях, сделанных на ГАЗе для этого случая. Для них были пошиты специальные костюмчики, очень симпатичные. Я считаю, что главное — это историческая память. Мы не имеем права забывать об их подвиге. В регионе насчитывается почти 2 тысячи памятных мест, к празднику все они были приведены в порядок, у каждого состоялись торжественные мероприятия. Кроме того, в регионе появились новые памятники: единственный в своем роде в нашей стране памятник Тане Савичевой, мемориальная доска Михаилу Родионову и другие. Каждый второй снаряд и каждая четвертая мина производилась у нас. В Горьковской области было выпущено свыше 5,5 млн бомб.
- Были ли зафиксированы беспорядки во время праздника?
- Нет. Это уже стало традицией: ни в предпраздничные дни, ни после беспорядков не бывает. Люди, какими бы ни были, понимают, что этот праздник одинаково важен для всех. Каждому есть, что вспомнить, потому что война не обошла ни одну семью. Также нужно отметить, что правоохранительные органы работали в усиленном режиме.
- Все ли ветераны улучшили свои жилищные условия?
- Все мероприятия по улучшению жилищных условий ветеранов, вставших в очередь на квартиру до 1 марта 2005 года, проведены. Сейчас начали работать программы по обеспечению тех, кто встал в очередь на новых условиях. Уже подано 1600 заявок, мы прогнозируем, что их будет более 2,5 тысяч.
- А как вы справляли День Победы, ведь официально масштабность этот праздник получил только в 1960 году?
- Я отношусь к детям Победы. Это те, кто появились через год после войны. Мужчины вернулись, сразу женились, а через год появились дети. Я родился в 1947 году. Как только начал соображать, помню этот праздник, мы отмечали его каждый год. Отец брал меня в Сокольники, где собирались его сослуживцы, с каждым годом ряды их редели. Я просто жил этим праздником. У наших отцов ничего более важного в биографиях не было. Помню, как они собирались, вспоминали. Кстати, вспоминали они все хорошее: дружбу, любовь, письма, песни. Боль и ужасы старались не вспоминать. Сила в них чувствовалась необыкновенная. Стремление жить, вернуться, победить — вот двигатель Победы.
- Вы часто встречаетесь с ветеранами, их осталось немного…
- Я их попросил непременно дожить до следующего юбилея, они восприняли это как приказ. Говорят, доживем. Сколько бы ни было тебе лет, а когда уходит старший, чувствуешь себя осиротевшим. Их характер, воля, психология победителей… Я им рассказываю про кризис, они смотрят на меня и улыбаются. Говорят, соберитесь, посмотрите, сколько вокруг магазинов, домов, детских садов, если у вас кризис, то что у нас было?!
- Многие нижегородцы испытывают огромные неудобства в связи с закрытием Канавинского моста. Когда его планируется открыть? И будут ли во время реконструкции работать хотя бы несколько полос?
- Мост — это муниципальная собственность. Варианта два: реконструкция и капитальный ремонт. Капитальный ремонт обойдется в сумму, превышающую 600 млн рублей, перерыв в эксплуатации составит полтора года. После него мост прослужит 25 лет. Реконструкция обойдется как минимум в 3,5 млрд рублей, мост будет закрыт на 3,5 года, зато прослужит потом 80 лет без ремонта. Мы считаем реконструкцию сейчас не целесообразной, потому что еще не сделаны обходы для коммерческого транспорта. Кроме того, я сомневаюсь, что мэрия найдет 3,5 млрд рублей. Да и проекта реконструкции пока нет. Мы разбираемся в вопросе, будем вносить свои предложения. Капитальный ремонт быстрее, и 25 лет хватит на то, чтобы достроить все объезды и перенаправить туда коммерческий транспорт, хотя это случится гораздо раньше. Оставить несколько полос для проезда не получится, так как и поперечные балки находятся в аварийном состоянии.
- Кстати об обходах. Будут ли они платными?
- В этом году мы практически не получили на эти цели финансирования из федерального бюджета, поэтому приняли решение организовать государственно-частное партнерство. Договор заключается на 20−25 лет, это время все средства с эксплуатации дороги идут инвестору. Платность будет экономически обоснована, по этим трассам будет ездить в основном коммерческий транспорт, это позволит нам разгрузить внутренние магистрали. Весь мир сегодня идет по этому пути. Станет меньше пробок, экологии не будет нанесено существенного ущерба. Плата за проезд составит где-то 200 рублей, я думаю, это не проблема для нашего бизнеса.
- После закрытия Канавинского моста основную нагрузку принял на себя метромост. Как бороться с пробками здесь?
- Нужно бросить силы на оборудование и строительство подъездов к метромосту. Тогда пробка укоротится, и проблема будет решена уже на подъезде. Мэрия приняла решение организовать понтонный мост. Но здесь важно, где именно он будет располагаться. Главное, чтобы не получилось ситуации «мост ради моста», нужно правильно выбрать место. Нужно сделать ремонт Канавинского моста быстро, как мы сделали Борский.
- Вы встречались с премьер — министром, и он высоко оценил вашу работу. Как удалось получить похвалу?
- Мы начали разработку антикризисных программ в 2008 году. У каждого предприятия были на тот момент свои проблемы. Эти меры дали результат, уже в 2009 году по процентику мы начали прибавлять в каждой сфере. В 2010 году уже начался рост доходности. Промышленность сократила убытки на 16%. Рост в перерабатывающей промышленности достиг 19%. Сохраняется рост в сельском хозяйстве, товарооборот увеличился. Выросла средняя зарплата по области, теперь мы занимаем первое место в ПФО. Жилья в этом году уже сдано на 5% больше, чем в 2009. По многим показателям мы вышли на докризисный уровень, теперь будем повышать заработанную плату.
- От нижегородцев постоянно поступают вопросы, касающиеся метро. Когда появится новая станция «Горьковская»?
- Следует учитывать, что метро строится в основном на наши деньги. За три года мы планировали выделить на эти цели 10 млрд рублей. Если каждый год изыскивать 3 млрд из собственного бюджета, справимся в срок. В этом году осталось найти 1,5 млрд. До 2012 года продлится кризис, поэтому мы попросили федерацию выделять хотя бы по 2 млрд рублей в год. С помощью федерации до 2013 года удастся получить 6 млрд. Метро — очень дорогостоящий проект, но и приоритетный. В этом году начнем строить второй тоннель протяженностью больше 600 метров. Закроем «Горьковскую» и начнем работы уже внутри, чтобы наверху можно было пустить транспорт без ограничений. До 2013 года в Нижнем Новгороде должны появиться две станции: «Горьковская» и «Сенная».
- Страсти по поводу поднятия уровня Чебоксарского водохранилища никак не улягутся, когда будет принято окончательное решение?
- Я считаю нецелесообразным поднимать сейчас уровень Чебоксарского водохранилища, и говорил об этом с Путиным. Я сам уже участвовал в десятках совещаний, посвященных этой теме. Возможностей для поднятия мало, актуальность потеряна. Для чего нужно было поднятие: создание условий для водного судоходства и обеспечение теплом и электроэнергией. Эти вопросы мы решили сами. Судоходство — за счет водонапорной плотины, электроэнергия — за счет парогазовой ТЭЦ в Навашино. Так что остается только одна проблема — экология. Якобы, у нас гниют 30 кв км земель на мелководье, но это нормально, мы не вмешиваемся в природу. А с водохранилищем водой покроются 400 кв км, к тому же вода в Чебоксарском водохранилище грязная. Бороться нужно с источником загрязнения, нельзя очистить грязную воду, разбавив ее чистой. Сама Чувашия сбрасывает 93% неочищенных стоков, а мы 64% своих стоков перед сбросом очищаем. Нужно разобраться, кто кого загрязняет.
- Как решается в регионе проблема моногородов?
- Два наших моногорода вошли в сформированный Министерством регионального развития РФ перечень 27 монопрофильных поселений России. Все программы по изменению ситуации в таких городах разработаны. Более 2 тысяч мероприятий уже осуществлено, на них потрачено свыше 143 млрд рублей. Все меры направлены на то, чтобы организовать в городах альтернативные предприятия, чтобы не все зависело от одного завода. Наибольшим ударам подверглись Заволжье и Павлово. В Заволжье мы создадим технопарк, где будут развиваться производства, основанные не на машиностроении. В Павлово мы открываем две птицефабрики, это создаст дополнительные рабочие места и позволит обеспечивать птицей и соседние регионы. Также мы стараемся развивать малый бизнес. Создавая комфортные условия для предпринимателей, мы можем создать более тысячи дополнительных рабочих мест. Грант от 50 до 300 тысяч рублей уже получили около 2 тысяч жителей области, сами стали работодателями. Количество безработных снизилось на 3 тысячи. Сейчас в Нижегородской области процент безработных составляет около 2%, это один из самых низких уровней по России.
- Что ждет нижегородский аэропорт?
- Существующий аэропорт не соответствует статусу города и не удовлетворяет его потребностей. Реконструкцию мы планируем провести в три этапа. Первым делом проведем ремонт основного здания вокзала, внедрим передовые методы работы с пассажирами и багажом. Необходимо также предоставить все условия, чтобы авиабилеты всегда можно было заменить на железнодорожные прямо на вокзале. Затем нужно будет построить новое здание, еще плюс 8 тысяч кв метров, с тем, чтобы увеличить пассажиропоток. Тогда старый вокзал будет работать на внутренние перевозки, а новый — на внешние. Затем будет построен третий вокзал, плюс 20 тысяч кв метров, и в 8,7 раза увеличено количество перевозок. Единственное, что нас тревожит, — это темпы выделения средств из федерального бюджета. Федерация берет на себя реконструкцию и продление взлетной полосы, так как это ее собственность, но программа растянута. Важно, чтобы наши темпы совпали с темпами федерации.
- Как в области обстоят дела с физкультурно-оздоровительными комплексами? Будут ли строиться новые?
- Эта работа продолжается. На этой недели я проверил ход строительства ФОКов в регионе. В этом году отроются три таких комплекса: в Арзамасском районе — уже в июле, а в Сокольском и Володарском районах — в конце августа.
Автор: Корр. Катерина Ткаченко