Адгур Кове: Нижний Новгород — это заметная веха на театральном небосклоне
17 апреля 2019 года, 14:51 Тема: Год театра
В ТЮЗе нижегородцам представили премьерный спектакль «Недоросль». Кстати, 90 лет назад именно с этой пьесы начиналась история данного театра. По мнению режиссера Адгура Кове, представленная трактовка должна освежить впечатление о классической пьесе Фонвизина. В интервью РИА «Время Н» он рассказал о внутренней актуальности классики, о нижегородском театре и современной русской прозе, а также поделился мнением о том, с чем должны уходить зрители после спектаклей.
Фото Юлии Горшковой
— Адгур Михайлович, ваши спектакли побеждали в номинациях «Лучшая режиссерская работа» на многих фестивалях. Насколько важно режиссеру получать награды — это материальная сторона, фактор признания, либо — все вместе?
— К сожалению, в России это чаще моральная оценка. Обычно это дипломы: «Лучшая актерская работа», «Лучшая режиссерская работа» и так далее. Но материальная сторона, безусловно, для молодых режиссеров важна. Например, я недавно был в Казахстане, в городе Актобе. Присутствовал в качестве члена жюри одного из драматических фестивалей. Мы оценивали работу молодых режиссеров. Выяснилось, что, помимо дипломов, там достаточно серьезные денежные вознаграждения. Это меня приятно удивило.
— В Нижнем Новгороде будет представлена история ленивого и избалованного Митрофанушки. Скажите, сегодня герои Фонвизина по-прежнему сохраняют актуальность?
— Я готовился к встрече с вами (берет в руки книгу с пьесой «Недоросль»). Актуальность? И да, и нет. Эта комедия относится к классике, а классика — это вечное. В переводе на нормальный русский язык это означает, что пьесу постоянно ставят. Но есть драматурги, которые писали во времена Фонвизина, но их уже никто не ставит. А вот именно эту пьесу — ставят. Она сохраняет внутреннюю актуальность по отношению к любому времени.
— Какие решения вы использовали при постановке «Недоросля»? Близка ли она к оригиналу в плане текста и сюжета?
— Мы постарались посмотреть на эту вещь незамутненными и чистыми глазами. Одновременно. Постарались прочесть пьесу, что называется в первый раз. Старались обращать внимание не столько на то, что говорят персонажи, сколько на их дела. На мой взгляд, у нас получился неожиданный спектакль. Это нечасто встречающаяся трактовка. Хотя мы исходили из того, что написал автор (улыбается).
Я могу рассказать весь спектакль покадрово, но что это вам даст? Театр такая вещь, которую надо смотреть. Спектакль решен в современном ключе. На мой взгляд, это довольно зрелищно. Последнее слово за зрителями.
— Всеволод Мейерхольд однажды сказал: «В школе нельзя всему научиться — нужно научиться учиться». Как вы формулируете для себя понятие мастерства?
— При всем уважении к Мейерхольду я формулирую для себя эту мысль так: чтобы научиться чему-либо — нужно начать учить. Это такой базис, понимаете? Начинаешь изучать предмет, который вроде бы знаешь. И вместе с тем, что ты учишь подрастающее поколение — сам для себя открываешь новые грани и тайные смыслы, которые раньше не бросались в глаза. Когда я преподаю, учусь сам.
— В Нижнем Новгороде есть Театр юного зрителя, Академический театр драмы имени М. Горького, театр «Комедiя», Театр оперы и балета им. А.С. Пушкина и так далее. Но насколько нижегородский театр известен в России? О нем говорят?
— Нижний Новгород заметен. Он всегда на слуху. Кроме того, из Нижегородского театрального училища вышли многие хорошие актеры. И продолжают выходить, и, надеюсь, будут продолжать выходить.
Что касается театральной ситуации, мне здесь трудно судить. Я не смотрел многих спектаклей. Время от времени я встречаю рецензии… Но Нижний Новгород — это заметная веха на театральном небосклоне. Как и у всех — со знаком плюс и со знаком минус.
— Что вы думаете о нецензурной лексике в современном театре?
— Я это не использую. И не использовал никогда. С другой стороны, я знаю ряд хороших современных пьес. Совсем недавно мне попалась пьеса, которую я бы с удовольствием поставил. К сожалению, не помню автора. Но я не понимаю, как ее ставить: там разговаривают матом. Когда ты читаешь, это может быть смешным и очаровательным. Но как это переносить на театральные подмостки, не знаю (смеется).
Как зрителя — меня шокирует. Я не привык к такому. Не приучен. Может быть, в этом мой грех.
— Что думаете о современной русской прозе?
— Сейчас, мне кажется, происходит рассвет современной русской прозы. Роман Захара Прилепина «Обитель», на мой взгляд, является шедевром. Он написан в традиции русской классической прозы. Есть много молодых поэтов. Сейчас идет настоящий ренессанс.
— А пьесы Анатолия Мариенгофа вы читали? Не так давно о нем вышла книжка Олега Демидова. Кстати, в Нижнем Новгороде, где он родился, имеется мемориальная доска Мариенгофу.
— Читал прозу и стихотворения Мариенгофа. В юности я был сильно увлечен Есениным и имажинистами. Но от всего того времени у меня остался Есенин. Мариенгоф, если честно, позабылся. Спасибо, что напомнили о его пьесах. Я с удовольствием прочитаю.
— Что для вас является самым сложным в профессии режиссера?
— На эту тему можно диссертации писать. Но если одним словом: терпение. Как и во всяком коллективном труде. Ты зависишь от множества людей, которые зависят от тебя. Чтобы договориться — необходимо терпение.
— С какими мыслями должен уйти зритель из театра, увидев вашу постановку?
— Я бы предпочел, чтобы зритель уходил не с мыслями, а с чувствами. Театр — это чувства и эмоции; предпочитаю, чтобы человек был увлечен происходящим. Дальше, когда он выходит из зала, может для себя что-либо анализировать. Но сидя в зале, человек должен быть захвачен. Актеры должны заражать эмоцией, страстью и чувством.
Автор: Дмитрий Ларионов