«Анимация — один из самых продвинутых видов современного искусства»
18 июня 2012 года, 11:09
— Давно ли в России проводится Большой фестиваль мультфильмов и жители каких городов уже имели возможность его увидеть?
— В Москве фестиваль проходит уже 5 лет. И, буквально, с первого года мы стараемся вывозить его в разные города. Большой фестиваль мультфильма уже видели в Норильске, Красноярске, Воронеже, Липецке и теперь, наконец, в Нижнем Новгороде.
— В условиях, когда фестиваль переезжает из города в город, наверное, сложно сохранять единую программу или все-таки вы ее меняете в зависимости от места проведения?
— Конечно, в Москве программа больше — она длится неделю, в Нижнем Новгороде меньше. Мы пока пытаемся понять, любите ли вы мультфильмы, какие мультфильмы вам нравятся и сколько вы готовы их смотреть. Таким образом, мы сможем определить программу на наши будущие приезды.
— Что на этот раз увидели нижегородцы?
— У нас есть несколько основных блоков, у каждого из которых, в общем-то, своя программа. У нас есть блок «премьеры» — это российские фильмы, которые были сняты за последний год. Внутри этого блока у нас три программы: для детей, для подростков и для взрослых. Заранее хочу сказать, что ничего такого, что детям запрещено, во взрослой программе нет, хотя мультфильмы такие бывают. Просто программа для старших, младшим она будет не интересна. У нас есть другой блок, в который входят мультфильмы, снятые за последние 10 лет. Там тоже есть соответствующая градация по возрасту зрителей. Следующий блок программ — «Победители» — это зарубежные фильмы, которые победили в самых престижных иностранных фестивалях и конкурсах. А открылся фестиваль замечательной программой «Список Оскара» — это мультфильмы, номинированные в этом году на «Оскар». Также на каждом фестивале у нас присутствует программа «Имена» — ретроспектива мастеров анимации. У нас есть целый блок «Страна» — это мультипликация из одной страны, которую мы выбираем. В этот раз такой страной стала Польша.
— Изюминкой вашего фестиваля является «Фабрика мультфильмов». Что она из себя представляет?
— «Фабрика мультфильмов» у нас огромная и состоит из так называемых цехов, в каждом из которых работают молодые режиссеры. Вместе с детьми они снимают фильмы, которые потом будут выложены на нашем сайте. Есть несколько цехов: есть цех перекладки — это технология, по которой снимает, например, Норштейн; есть пластилиновая анимация: есть сыпучая анимация, в России ей владеют, пожалуй, лучше всего. Самый любимый у детей цех — это цех озвучки. Еще есть цех оптических игрушек — это наш эксклюзив, там показывают и учат делать то, с чего начиналась анимация.
— По сути, на «Фабрике мультфильмов» вы учите детей делать мультфильмы. Это увлекательно и весело. Но может ли обычный человек без специального образования заниматься мультипликацией и делать это качественно?
— Безусловно, рисовать — это талант. Хотелось бы, чтобы некоторая подготовка у аниматоров все-таки была, хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипед. Хотя многие люди изобретают и делают при этом некоторые открытия. В анимацию часто приходят художники, которые просто знакомятся с азами кино и начинают снимать. На сегодняшний день, с технической точки зрения, для того чтобы начать снимать мультфильмы, тебе нужен только фотоаппарат. Есть случаи, когда непрофессиональные мультипликаторы становятся знаменитостями. Есть такой фильм, который называется «Служанка с бензопилой» — это такая кровавая страшная расчлененка. А история очень проста: есть молодой человек, японец, студент-медик и большой фанат фильмов с расчлененкой, и он попробовал снять мультфильм из пластилина. И у него получилась удивительной энергичная, пародийная, конечно, вещь. Он послал свое творение на какой-то фестиваль, и в итоге его «Служанка с бензопилой» обошла весь мир.
Вообще, в анимации очень много общего с уличным искусством, мультипликаторов многое роднит с граффитистами. И не даром у многих зарубежных режиссеров мультфильмов нет имен, они выступают под определенными кличками, как и граффитчики, а некоторые приходят в мультипликацию из граффити. Есть даже такой жанр, когда люди рисуют на стенах, фотографируют это и постепенно у них получается удивительное кино на фоне города — это вполне классическая анимация, только гигантского размера.
— Вы привозите с собой анимационные фильмы самого разного направления, это целая индустрия. Можно ли увидеть что-нибудь из такой анимации по телевизору или фестиваль предоставляет уникальную возможность?
— Это наше горе… Такие мультфильмы увидеть по телевизору практически невозможно, именно поэтому мы и стали проводить этот фестиваль. У телеканалов есть своя политика, и она очень связана с финансовой составляющей. Как говорил покойный Татарский, «наши предпочитают покупать пакет юго-восточных сериалов по цене стоптанных чулок», потому что они были сняты в 90-е годы, свое отработали и теперь их могут продать нам за три копейки в количестве 30 сериалов по 184 серии. Хотя есть случаи, когда наши мультипликационные сериалы успешно продают за рубеж. «Смешарики», например.
— Неужели «Смешариков» смотрят в других странах?
— Да, смотрят в Китае, в Америке, они там называются не «Смешарики», а «Кикорики». Более того, их и рисовать сейчас стали в Китае. Наши режиссеры все продумывают, а в Китае уже отрисовывают. Вот такая вот китайская сборка.
— Есть такой стереотип, что мультфильмы — это только для детей или, в крайнем случае, — развлечение для взрослых. При этом мультфильмы номинируют на «Оскар» и относятся к этому вполне себе серьезно. Так анимация — это все же искусство или развлечение для детей и взрослых?
— Мы же, несмотря на то, что есть детские книги, не называем литературу «детским» видом искусства. Анимация — это искусство и не обязательно детское. Последние годы показали, что анимация — один из самых продвинутых видов современного искусства, потому что она имеет возможность использовать все, что делает изобразительное искусство, и соединяет это со всеми возможностями кино.
Автор: Корр. Алексей Болотов