«Быть модным — значит, быть лучшим!»
4 декабря 2014 года, 14:47
Каждый руководитель придерживается своего, однажды выбранного кредо, управляя предприятием и коллективом. Для генерального директора регионального информационного агентства «Время Н» Елены Лебедевой таковым является фраза легендарного канадского хоккеиста Уэйна Гретцки, который, раскрывая секрет своего профессионального мастерства, всегда говорил, что «катиться надо не туда, где шайба находится сейчас, а туда, где она окажется через секунду». Применительно к бизнесу, связанному с информацией, это означает, что уже сегодня нужно делать то, что будет популярным через два-три года. Сейчас агентство занимает лидирующую позицию в своем сегменте, при этом параллельно реализуя несколько уникальных для Нижегородской области проектов. Но какой титанический труд за этим скрывается? Елена Владимировна согласилась приоткрыть завесу тайны.
— Скажите, как появилась идея создания агентства «Время Н»?
— Это произошло лет десять назад. Сначала мы сформировали информационный отдел при редакции газеты «Нижегородская правда», который затем перерос в РИА «Кремль». Как только Валерий Павлинович Шанцев в 2005 году заступил в должность губернатора нашей области, у Евгения Муравьева — нынешнего заместителя министра информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородского региона — возникла идея сделать полноценное информационное агентство. Было очень страшно, потому что было непонятно, как это осуществить. Тогда у нас работало только одно агентство подобного плана, и для меня эта идея казалась заранее утопией. Тогда мне казалось, что публиковать официальную информацию о работе правительства — это заранее подписаться под тем, что никто это вообще читать никогда не будет. Но жизнь показала, что всё не так. Мы начали работать и при этом весьма самостоятельно. Не скрою, сначала я ждала каких-то указаний, которые обязательно должны поступать: это публикуйте, то не публикуйте. Но ничего такого не было. Более того, всё время, пока работает наше агентство, я часто сама звоню в правительство и советуюсь, но мы свободны в выборе того, что мы публикуем, а что нет. Ограничения есть только в ощущениях, которые я называю внутренней редакционной политикой, и она присутствует в каждом сотруднике, характеризуя его журналистские качества.
— Это очень похоже на цензуру…
— Да, я обожаю это слово, но цензура для меня — это не когда начальник звонит и какое-то указание поступает, а когда ты находишься в курсе всех событий — не только нижегородских, но российских, — и понимаешь, что порой, не поставив непроверенную информацию, ты людям в дом или в бизнес принесешь только добро, а не напугаешь их заранее, и они не потратят свои нервы, свои силы и своё время на дополнительную проверку этой информации. Поэтому я уверена в нашем агентстве и готова подписаться под каждой буквой, потому что всё абсолютно точно и проверено. Для нас это очень важно. Я думаю, что именно поэтому мы в лидерах.
— А почему агентство называется «Время Н»?
— Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Я помню, что, когда мы еще были маленьким агентством, у нас редактор принесла 10−15 названий, мы организовали фокус-группу, и все сошлись на «Время Н». Может быть потому, что слово «время» было тогда достаточно раскрученным брендом, а у нас была задача быстро «выстрелить», чтобы нас сразу запомнили.
— Какие основные деловые принципы вы используете, руководя агентством?
— Своё утро начинаю с того, что еще дома проверяю нашу новостную ленту и все остальные. Обязательно сравниваю посещаемость и глубину просмотров материалов. Мне крайне важно, чтобы мы лидировали ежедневно, и чтоб этот отрыв был достаточно серьёзный. Я доверяю, но проверяю. Давая сотрудникам какое-то определенное задание, я уверена, что оно будет выполнено. Это главный принцип формирования нашей команды. Она не сразу получилась. В первые два года мы притирались, но сейчас у нас нет случайных людей. Если к нам приходят новые сотрудники, но они не «наши» по каким-то человеческим качествам, они долго не задерживаются, потому что работать у нас очень тяжело. Мы рано начинаем, поздно заканчиваем. У нас практически нет выходных, потому что мы всегда находимся в информационном поле. Мои сотрудники знают, что я всегда должна дозвониться до них, который бы не был час, и они сразу включаются в работу. Их профессионализм характеризуется еще и тем, что очень часто я получаю комплименты от пресс-служб, просто от людей, которые звонили им с просьбами, а они, даже не ставя меня в известность, не спрашивая какие-то вещи, понимают, что это нужно сделать и не задают глупых вопросов.
— В чем заключается ваш главный человеческий принцип?
— Его я почерпнула из замечательного фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Они поют песню со словами: «Мы должны помочь в дороге всем, кто ждет подмоги». Для меня это стало моим жизненным принципом, и не важно, кто обратился к нам за помощью, что нужно сделать, чем помочь. Если ты можешь — помоги, это возвращается сторицей. Для меня очень важно, чтобы существовали такие человеческие отношения. Везде. И на работе, и в семье, и в дружбе.
— Какие качества вы поощряете в работе своих сотрудников, а из-за чего можете расстаться без сожаления?
— Для меня все дороги. Да, я не вникаю в работу журналистов, каждого в отдельности, я читаю их материалы, могу сделать о них свое заключение. Я не могу, например, расстаться с корреспондентами, потому что не я ими управляю, для этого есть редакторский состав, но я ни с кем бы не смогла расстаться без сожаления. Что до качеств, то подлость не приемлю, лень и неисполнительность. Но, повторюсь, таких людей у нас нет. Я знаю, если кто-то что-то не сделал, значит, на то были свои причины: либо нас с кем-то перепутали, либо сроки были поставлены нереальные.
— На сегодняшний день в рейтинге СМИ, по версии издания «Деловой квартал», РИА «Время Н» занимает первое место в своем сегменте деятельности. В чем секрет успеха?
— Всё очень просто — мы пашем как лошади. Когда-то я мечтала, чтобы мы стали самыми популярными, и на самом деле то, что произошло с нашим агентством, — это удивительно. Мало того, что мы первые в сегменте, мы при этом государственное СМИ, которое занимает лидирующую позицию. Есть огромное количество информации, которую мы никогда не опубликуем не потому, что нам запрещают, а потому, что мы не имеем права. Мы ставим только проверенные сведения. На чем делается рейтинг: на слухах, сплетнях, на «желтых» каких-то новостях. У нас их нет. И, тем не менее, мы первые, не публикуя скандалов, не публикуя никакой чернухи. Возьмем государственные СМИ в других регионах. Крайне редко они, работая на определенной территории, становится первым. А чтобы этого достичь, нужно просто стараться быть модными, а модными быть очень просто. Модный — это значит лучший! Модный — это значит, когда другие используют то, что даешь ты, смотрят то, что показываешь ты. Модным агентством быть очень просто: ты должен публиковать больше всех новостей, они должны быть проверенными и появляться оперативно. У нас каждые полторы-две минуты публикуется новость на ленте. Плюс мы сейчас сделали огромный скачок вперед — в январе открыли интернет-телеканал. Я даю голову на отсечение, что через пару лет он будет тоже одним из самых популярных информационных источников, потому что у нас 24 часа в сутки в режиме нон-стоп каждые 30 минут идет информация в эфире. Нас не надо специально выискивать, чтобы смотреть, можно просто ехать в машине, включить и всё! Ты это слышишь и видишь. Мы не сможем стать популярными прямо завтра только по ряду объективных причин: это и проникновение Интернета, которое нужно учитывать, и рост пользователей, но судя по тому, какими семимильными шагами в России сейчас «мировая паутина» проникает в самые дальние уголки, я уверена, понадобится каких-то 2−3 года.
— Какие еще проекты реализует ваша команда и как возникли идеи их создать?
— Мне больше всего в жизни интересно пробовать что-то новое. И с каждым проектом у меня дела складываются как у матери с детьми. Пока «ребеночек» маленький, я его очень люблю. Дальше он вырастает, живет самостоятельной жизнью, я стараюсь его отпустить. Сейчас любимый — это телеканал. Я над ним трясусь, он маленький еще, ему годика даже нет. Мы еще только топать начинаем потихонечку.
Что до идей, то они каждый раз рождались по-разному. Например, к нам как-то пришла женщина, которая серьёзно и мощно занималась антинаркотической темой, и предложила делать телевизионный многочасовой марафон. Мы согласились, провели первый, а дальше продолжили развивать эту деятельность. В этом году у нас уже прошел юбилейный, десятый по счету марафон.
Идея может просто взять и возникнуть. Её даже можно реализовать, а вот сделать её постоянной и бесконечно развивать — вот это самое тяжелое и в работе, и в жизни. Ругаешься дома, например, с мужем или с женой, потом вы миритесь, клянешься в вечной любви, дружбе и понимании, проходит неделя и «опять двадцать пять», а так не должно быть. Работа над собой и над проектами должна быть бесконечной. Это очень тяжело, но это единственный правильный путь. Как это, например, у нас получилось с проектом «Купол». Он родился, когда нужно было сделать что-то такое, чтобы это было ах! Кто-то произнес онлайн-трансляция. Потом придумали название для проекта. И всё…
Никто нам не верил в первый раз. Я никогда не забуду, как многие в первый год работы этого проекта ждали, что у нас сейчас или здесь кабель вылетит, или там что-то сломается. Мы дрожали, не спали ночами. Ну, ничего! Сейчас я честно могу сказать, доведя проект до какого-то результата определенного, я вообще могу им не заниматься. То есть я его контролирую, но не более. Сотрудники сами всё делают.
— Хороша ли спонтанность для развития бизнеса?
— Она полезна для «мозговых штурмов», когда что-то придумываешь. Дальше у меня срабатывает «внутренняя чуйка». То есть, из десяти проектов какой-то я начинаю прямо-таки ощущать. Мне даже кажется, в этот момент кто-то говорит внутри меня: «Попробуй!» Всё, на этом спонтанность заканчивается. Дальше начинается очень трудоемкая работа по изучению рынка, по расчетам, по прогнозам, по составлению свод-анализов. У нас огромное количество бизнес-планов, в которых мы всё просчитали, потому что я не люблю ошибаться больше, чем на пять процентов ни в цифрах, ни в прогнозах. Если погрешность больше, значит что-то на подготовительном этапе не доделали.
— Чем еще может удивить конкурентов и своих читателей РИА «Время Н» в ближайшее время?
— Предсказывать не берусь, потому что никогда не знаешь, что придет в голову. Иногда жизнь заставляет тебя развивать какие-то вещи, о которых ты даже не думал. Вот как, например, возникла история интернет-канала? Мы с коллегами возвращались из командировки, болтали о том о сем, и неожиданно возникла эта тема. Стали пробовать. Обратились к министру информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергею Валентиновичу Кучину, он и его заместитель помогли оформить идею, а затем и губернатор нас поддержал. Я очень помню, как он сказал про наш интернет-канал, когда мы делали презентацию, что «проект очень вкусный». Вот эта фраза от Валерия Павлиновича возложила на нас такую ответственность, что мы невкусным его делать не можем. Вкусно — значит, всем нравится!
Текст предоставлен изданием «Деловой квартал-Нижний Новгород».