«Чиновникам пора отвыкать от бумажной почты и факса»
14 ноября 2012 года, 11:27
— Сергей Валентинович, как вы думаете, за счет чего нам удалось обойти другие регионы во внедрении электронного правительства?
— Прежде всего, за счет работы. На самом деле, любой рейтинг — относительная вещь, и все можно посчитать по-разному, многое зависит от критериев, которые используются при оценке. Рейтингов, которые оценивают уровень развития электронного правительства, тоже несколько. Этот существует уже не первый год и имеет свою определённую историю. На него, так или иначе, ориентируются специалисты данной сферы, госсектор и население. 4 квартала подряд мы были первые, потом на два квартала уступили первое место нашим столицам и сейчас вернулись обратно. Этот рейтинг оценивает качество оказания государственных и муниципальных услуг в регионе через имеющиеся региональные ресурсы — такие, как портал государственных и муниципальных услуг, сеть многофункциональных центров. Оценивается качество работы сервисов, их стабильность, удобство использования и отзывы населения. Это объективный рейтинг, и с его методикой можно легко ознакомиться, зайдя на их сайт. Наверное, самая большая ценность данной оценки для нас в том, то, что выводы делают не чиновники, а совершенно независимые структуры, которые, как мы уверены, делают их беспристрастно, и им без разницы, какой регион в лидерах. Поэтому мы считаем, что на этот рейтинг можно ориентироваться, чтобы делать какие-то выводы.
Есть рейтинги, которые составляются чиновниками, т. е. специалистами федеральных органов власти, региональных органов власти. У нас есть подобный рейтинг в ПФО, который смотрит несколько шире — в нем оценивается не только качество оказания государственных и муниципальных услуг, но и еще степень готовности инфраструктуры к использованию информационных технологий. Например, использование системы фиксаций правонарушений или количество документов, переведенных в электронный вид в архивах, или количество объектов в музейных фондах, которые оцифрованы. Это не совсем относится к оказанию госуслуг, но косвенно относится к теме электронного правительства. По этому рейтингу у нас ситуация несколько хуже. Мы уступаем некоторым регионам ПФО, но мы видим, какие у нас есть проблемы, и знаем, как их решать. Я думаю, при следующей оценке мы существенно поднимемся.
Возвращаясь к рейтингу «Госменеджмента» и говоря о критериях оценки, приведу пример: с точки зрения чиновника можно создать все технические условия и подключить к системе 100% органов власти, но люди не будут этим пользоваться, потому что это либо неудобно, либо они об этом не знают, либо сервисы работают не качественно. Поэтому стопроцентный результат с точки зрения формальной отчетности не приводит к стопроцентному результату с точки зрения оценки населением качества этой работы. В этом же рейтинге оценивается удобство, надежность самих сервисов, насколько они востребованы и т. д. Кроме того, там оценивается посещаемость портала, его эргономика, наличие и работоспособность сопутствующих сервисов, а также то, существует ли обратная связь. Практически по всем этим показателям у нас получились очень высокие цифры. Это стало возможным, в том числе, благодаря предыдущим оценкам, когда мы немного уступили в рейтинге. Мы посмотрели, где у нас слабые места, и усилили работу в этих направлениях. В этом году мы серьезно обновили портал государственных услуг и практически каждую неделю добавляем новые услуги, и добавляем мы не просто «для галочки», а эти услуги сразу же приобретают популярность у пользователей. Среднее количество пользователей портала превышает 100 тысяч в месяц. Если сравнивать эти цифры с другими регионами, то у нас очень хороший показатель.
Есть регионы, которые имеют очень высокую посещаемость своих ресурсов за счет федеральных сервисов. Ведь сегодня самыми востребованными электронными государственным услугами являются услуги, предоставляемые федеральными органами власти. Это, в первую очередь, миграционная служба, налоговая, пенсионный фонд, ГИБДД — эти услуги реализованы федеральными органами власти для всей страны, и они, в том числе, могут предоставляться через региональные порталы, но это не заслуга региональных органов власти. Рейтинг «Госменеджмента» выбрасывает эту федеральную составляющую и сравнивает регионы именно по степени их участия в этой работе. И здесь у нас оказались результаты лучшие по стране.
— Сколько сегодня услуг доступно нижегородцам на региональном портале госуслуг?
— Сегодня их насчитывается несколько сотен. Есть несколько этапов перевода услуг в электронный вид: первый этап — это размещение информации об услуге на портале, пятый, последний этап, — это уже полноценная электронная услуга — например, заполнил необходимую форму, подал заявку и потом получил непосредственно результат. Результаты могут быть разные — допустим, информация о чем-то, например, налоговые счета или же оплата штрафа ГИБДД. У нас тоже есть услуги, которые переведены на 5 этап. На 3 и 4 этап у нас переведено 49 государственных и 60 муниципальных услуг. На 5 этап у нас переведены 3 услуги органов местного самоуправления Нижегородской области и 6 услуг органов исполнительной власти. Из муниципальных переведены такие услуги, как «прием заявлений, документов и постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», т. е. человек находит нужный раздел, заполняет форму, нажимает «отправить» и ему приходит обратная информация «вы в очереди номер такой-то». Вторая услуга — «предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе, фонду редких книг». И третья услуга — «предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек и базам данных». Вроде и мелочь, но для того, чтобы это заработало, была проделана большая работа, и сейчас люди могут найти необходимую литературу в конкретных библиотеках.
Из госуслуг, переведенных на 5 этап, доступны: «прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» и «содействие граждан в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников». Сегодня много ресурсов, которые занимаются этим на коммерческой основе, хотя это, в принципе, является государственной функцией. Также доступны услуги: «прием заявлений и предоставление информации по организации проведения оплачиваемых работ», «прием заявлений и организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время», «представление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек и к оцифрованным изданиям». Количество услуг на 5 этапе пока еще не большое, но мы двигаемся вперед. Вообще, если посмотреть статистику, то во многих регионах страны на 5 этап переведено 0 услуг.
Объективности ради нужно отметить, что у нас есть и слабое звено — отсутствие работающих многофункциональных центров (МФЦ). В этой графе у нас 0 баллов. Во многих регионах такие центры уже существуют, у нас же они начнут появляться в следующем году. В соответствии с Указом Президента России от 7 мая этого года, поставлена задача обеспечить доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году не менее 90% населения. То есть время еще есть, но губернатор довольно жестко поставил задачу перед главами муниципальных образований не дожидаться 2015 года, а открывать МФЦ в самые короткие возможные сроки. Тем не менее, даже при отсутствии баллов по этому критерию нам удалось подняться на первое место в рейтинге.
— То есть, в среднем за месяц портал посещает около 100 тысяч человек?
— Среднемесячное количество посещений портала за последние три месяца — 156 тысяч человек, а в октябре 2012 года — 232 тысячи пользователей. Из них уникальных посетителей — 66 тысяч. 97% всех пользователей — из России, остальные из Украины, Казахстана, Белоруссии и Германии. Видимо, наш опыт изучают.
— Насколько безболезненно прошел переход региональных органов власти на межведомственное взаимодействие?
— Переход еще не завершился, он все еще в процессе. Тут есть две составляющие. Во-первых, есть закон, который гласит: нельзя требовать с населения лишние документы, мы должны получать их друг у друга в рамках межведомственного взаимодействия. Т. е. раньше люди сами собирали справки, сейчас это должны делать органы власти самостоятельно. Эта норма вступила в силу 1 июля, причем в ней нет слова «электронное». Для гражданина вообще не интересно как мы осуществляем это взаимодействие — можем голубями друг другу отправлять. Главное то, что он уже имеет право «требовать» с нас.
Эта норма реализуется разными способами. Когда мы переходили на межведомственное взаимодействие, мы разрабатывали так называемые технологические карты. Это некая схема, в которой оговаривается, какие структуры должны быть задействованы при оказании услуги, в каком виде и в какие сроки должен осуществляться обмен документами. Например: министерство социальной политики запрашивает информацию у министерства ЖКХ о конкретном гражданине. Дальше оговаривается формат этого взаимодействия, т. е. это может быть курьер, это может быть электронная почта, факсимильное сообщение и так далее. Большинство органов власти, как альтернативу, предусмотрели себе такие варианты взаимодействия. В принципе эта схема работала и раньше, просто объем документов увеличился.
Есть другой вариант — это электронное межведомственное взаимодействие, которое призвано упростить процедуру и ускорить ее. На сегодняшний день внутри Нижегородской области для электронного обмена документов в рамках межведомственного взаимодействия между региональными властями и муниципальными созданы все необходимые условия. У нас есть защищенная сеть и наш региональный программный продукт, который позволяет обмениваться необходимой информацией. По каждой услуге формируется определенный запрос, где указываются все необходимые реквизиты. Запрос получает ответственный специалист, заносит всю нужную информацию в специальную форму и отправляет ее обратно. Здесь у нас стопроцентная технологическая готовность. Доля тех, кто переходит на новую систему, постепенно растет: в каких-то органах власти она уже высокая, в каких-то — еще низкая.
В электронном взаимодействии есть еще один вариант обмена — когда информацию запрашивает машина у машины. Например, человек, которому требуется информация, заполняет форму и посылает запрос с компьютера сразу в ведомственную систему. Машина тут же обращается к базе данных и выдает ответ. Время реакции сокращается до минимума и не требует участия человека с другой стороны.
Для взаимодействия с федеральными органами власти существует государственная система межведомственного электронного взаимодействия, созданная для всей страны единым оператором — компанией «Ростелеком». Через эту систему мы обращаемся в ведомственные базы данных федеральных органов. Сейчас идет процесс разработки, тестирования и запуска в эксплуатацию специальных программ (сервисов) для организации такого электронного межведомственного взаимодействия.
— На территории региона уже несколько лет действует программа по повышению уровня компьютерной грамотности у пожилых людей. Сейчас практически каждую неделю в каком-нибудь районе области открывается новый компьютерный класс. Судя по всему, спрос у населения огромный?
— Спрос, действительно, большой. Во-первых, потому что техника и Интернет сегодня становятся более доступными, и если молодежь и школьники легко учатся работе с ними, то людям старшего поколения требуется помощь. Мы открыли довольно много курсов, и еще на очереди открытие нескольких компьютерных классов. Класс — это примерно 10 человек, срок обучения — 3 недели, и даже если 10 классов открыть, то в идеале получится 100 человек. С одной стороны, это как капля в море, но, с другой стороны, 10 человек, которые прошли курсы, понесут эту информацию своим друзьям, соседям. С нами соглашаются сотрудничать ВУЗы, и большинство площадок сегодня реализовано на их базе. Мы потратили деньги на приобретение программы обучения и на специально разработанные для нас материалы, с помощью которых учащиеся смогут не только научиться пользоваться почтой и Интернетом, но и порталом госуслуг Нижегородской области. На наш взгляд, это довольно полезная для всех схема.
— Сергей Валентинович, как Вы оцениваете сегодня уровень «интернетизации» Нижегородской области?
— Если сравнивать Нижегородскую область с Нижним Новгородом, уровень не достаточный. Если сравнить Нижегородскую область с ситуацией трехлетней давности — высокий, в целом по России наш уровень выше среднего. В Нижегородской области высокая конкуренция — у нас работают все крупные операторы связи и много мелких операторов, которые могут строить свои сети на рынке без дополнительной помощи из бюджета. Но у нас есть и малонаселенные пункты, которые сегодня отстают по уровню обеспеченности услугами связи. Рынок в больших городах уже пресыщен, существует большая конкуренция между операторами, а на периферии еще есть свободные места. Сегодня во всех районных центрах есть широкополосный Интернет, везде есть «Ростелеком» и хотя бы один крупный сотовый оператор. «Ростелеком» ставит себе задачу «закрыть» Интернетом населенные пункты с населением до тысячи человек, но ведь есть деревни, где проживает и по сто человек. Интернет к ним придет, потому что сотовая связь сегодня, по сути, есть везде, у нас осталось очень мало белых пятен.
Технологии очень быстро меняются: пять лет назад мобильный интернет был новинкой, а сейчас на подходе уже 4G. Наши операторы готовятся к этому, уже строятся новые базовые станции, идет установка нового оборудования. Каждый год уровень покрытия и скорость передачи данных увеличиваются. Темпы, которыми сегодня развивается связь в России и Нижегородской области, позволяют говорить, что мы создали все условия, чтобы люди активно этими технологиями пользовались.
— Расскажите о планах министерства на ближайшее будущее.
— У нас есть нереализованные задачи, которые мы должны выполнить. Прежде всего, запустить МФЦ (многофункциональные центры). Кроме того, с 1 января начнется распространение универсальной электронной карты. И, естественно, мы продолжим переход на оказание услуг в электронном виде, чтобы чиновники отвыкали от бумажной почты и факсов.
Автор: Корр. Елена Серова