ЧетвергЧт, 30 января 06:11 16+
Сейчас  °C
USD$ 98,01 ▲0,04 EUR 102,40 ▲0,80

«Далеко не все россияне знают, каким по-настоящему вкусным и полезным может быть хлеб»

3 июня 2013 года, 11:04

— Валерий Николаевич, за последний год в Нижегородской области закрылось несколько крупных хлебозаводов. С чем это связано?

— Действительно, прекратили свою деятельность такие серьезные предприятия, как Печерский, Борский хлебозаводы, «Волжский хлеб». Основная причина — очень высокая конкуренция на хлебном рынке Нижегородской области. При этом надо отметить еще ряд важных факторов, влияющих на этот процесс.

Не секрет, что в последнее время идет снижение потребления хлеба населением — это естественный процесс в нашей стране с того высокого уровня потребления 90-х годов, под который и строились производственные мощности. Люди кушают хлеб в меньших количествах, но при этом хотят, чтобы он был высокого качества. Этот момент сегодня должны учитывать хлебопеки.

Минувший год был особенно тяжелым в связи с резким ростом цен на муку: оптовая цена выросла с 8,5 рублей до 17 рублей за килограмм. Такая ситуация создалась из-за неурожая. При этом ворота на экспорт зерна никто не закрывал, и стоимость его сравнялась с зарубежной — 250−280 долларов за тонну. На этом фоне цена хлебобулочных изделий практически осталась на прежнем уровне. Присовокупив к этому безудержный рост на энергоносители, можно представить в каком положении оказались представители хлебопекарной промышленности. Не удивительно, что многие из них вынуждены были уйти с рынка.

— Тогда как смогли удержаться на плаву другие, особенно малый бизнес?

— Удержались не все. Если в 2005 году в регионе работало около 200 предприятий малого хлебопечения, то сейчас осталось лишь порядка 120, при этом многие работают на грани рентабельности.

Первое боевое крещение мы получили еще в 1998 году. В связи с дефолтом цена муку также подскочила вместе с долларом втрое. Мы не знали, что делать. Благо, правительство региона поддержало хлебопеков; мы в течение двух месяцев получали муку по средней цене между рыночной и той, которую устанавливали хлебозаводы. Это помогло многим удержаться на рынке.

В нынешней ситуации какой-то особой поддержки от властей мы не получили, но мы имели опыт 1998 года. Всех рассудил рынок.

— То есть, цена на хлеб фактически не поднималась?

— Она выросла максимум на 10−15% - несопоставимо с ростом цен на муку. Резко поднимать стоимость хлебобулочных изделий не позволяет конкуренция на рынке. Все приходится компенсировать за счет экономии на фонде оплаты труда и медленного обновления оборудования.

— Наверняка вступление России в ВТО заставит всех активизироваться в этом вопросе?

— Думаю, каждое предприятие по-разному будет строить этот процесс.

— Что нужно в первую очередь делать?

— Сейчас Минсельхоз РФ при участии Гильдии пекарей и кондитеров разрабатывает программу расширения производства полезных хлебов для населения. Дело в том, что в отличие от Европы, у нас ассортимент хлебобулочных изделий довольно узкий. Далеко не все россияне знают, каким по-настоящему вкусным и полезным может быть хлеб. Вот эту мысль и нужно донести до населения. Быть может, тогда люди перестанут регулярно питаться фаст-фудом. Замечу, что в Европе нет такого засилья Макдональдсов. Там есть национальная альтернатива — пекарни-кафе и кондитерские. Допустим, в одном только Париже их более 2500 тысяч. Здесь продают действительно здоровую и вкусную пищу.

— А у нас такой формат бизнеса есть?

— Есть. Некоторые предприниматели стали развивать пекарни-кафе, где, кроме хлебобулочных изделий, продаются также напитки и сопутствующие продукты. При этом какая-то часть продукции развозится клиентам напрямую.

— Доступны ли кредиты хлебопекам?

— Ставки высоки и делают нерентабельным бизнес. Правда, можно попасть в областную программу поддержки, и тебе государство будет компенсировать часть ставки по кредиту. Но получается это не у каждого предпринимателя. Слишком уж сложный путь надо пройти по сбору всевозможных документов.

На мой взгляд, хлебопекам выгоднее брать оборудование по лизингу. Ставки здесь еще выше, зато само оборудование является залогом и тут же начинает работать, при этом расходы списываются на себестоимость.

— Какие еще сложности существуют в бизнесе?

— Главная проблема, пожалуй, связана с недостатком квалифицированных рабочих кадров. Это мешает нам расширять ассортимент и повышать качество продукции. Примерно пять лет назад мы пытались решить эту проблему — создать в Нижнем Новгороде по швейцарскому образцу школу пекарей и кондитеров, но не смогли реализовать проект. Сейчас аналогичную школу хотят создать в Москве. Возможно, будем посылать туда на обучение своих сотрудников.

— Недавно в Нижний Новгород приезжала делегация итальянских предпринимателей. Нам есть чему поучиться у них в деле хлебопечения?

— В этой делегации не было представителей хлебопекарных предприятий. Но, разумеется, у них очень интересный ассортимент хлебобулочной продукции. Например, в Италии непопулярны ржаные хлеба, зато очень вкусны пшеничные изделия. Мы покупаем у них оборудование; оно дешевле немецкого, но обеспечивает высокое качество. Также надо отметить, что итальянцы успешно сдерживают экспансию на свой рынок хлебопечения немцев и французов.

— Российские и нижегородские хлебопеки тоже ощущают внешнюю экспансию?

— Ощущают, и эта экспансия, к сожалению, не всегда играет в пользу потребителя. Например, финская компания Fazer купила крупный хлебозавод в Санкт-Петербурге. Сегодня к нам возят хлеб длительного срока хранения и после сильной заморозки. В нем содержатся консерванты и другие хранители свежести. Внешне они похожи на хлеб, но внутри полезных качеств у них практически не осталось.

Автор: Корр. Александр Михайлов

Картина дня
Рекомендуем