Дмитрий Коновалов: «Касатка» — изысканная и глубокая пьеса для утонченной публики
3 апреля 2019 года, 10:17 Тема: Год театра
15 марта на сцене нижегородского театра «Комедiя» состоялась премьера спектакля «Касатка» по пьесе Алексея Толстого. О том, как проходила подготовка и почему для обновления репертуара было выбрано именно это произведение, рассказал директора театра Дмитрий Коновалов.
Фото: comedy.nnov.ru
— Здравствуйте, Дмитрий Иванович! Нижегородский театр «Комедiя» порадовал зрителей очередной премьерой, на этот раз им показали «Касатку» (16+). Те, кто побывали на ней, вышли из театра довольные, но в состоянии некоторой растерянности. Ожидалось, что это будет буйство шуток, водевильных песен и плясок, а оказалось, что там есть над чем задуматься. Почему вы снова взяли жанр, который не дает людям расслабиться после тяжелого рабочего дня?
— Нет, расслабиться, безусловно, можно. Это прекрасная и глубокая пьеса. На этом спектакле можно посмеяться, но это не смех комедии положений, а смех более изысканный и утонченный. Он возникает после того, как что-то поймешь, что-то осознаешь. В общем, это классическая пьеса, которая не является комедией положений, но я считаю, что именно она должна быть в репертуаре театра «Комедiя».
— Что значит «у нас ее давно не было»? «Комедiя» уже когда-то ставила эту пьесу?
— Я имею в виду жанр. Репертуар складывается из разных составляющих: комедия положений, фарс, трагикомедия. В данном случае речь идет о тонкой, изысканной и хорошо сложенной с литературной точки зрения комедии. Она для той категории публики, которая любит утонченное искусство. Хотя на самом деле жанр «Касатки» — мелодрама, но в некоторых источниках указывается, что это все же комедия.
— Как вы выбираете из множества предложений пьесу и команду? В частности, «Касатка» была впервые поставлена еще в 1916 году, и практически 100 лет она не сходила с подмостков, пользуясь неизменным успехом. Ставить такую пьесу — с одной стороны, большая ответственность, потому что вашу постановку обязательно будут сравнивать с другими, с другой — не упрекнут ли вас в легком пути, ведь вы берете заведомо проверенную вещь?
— Тем не менее, наша постановка оригинальная. Можно, конечно, сделать некое сравнение с петербургским театром на Фонтанке, там этот спектакль идет более десяти лет, но поставлен он совсем по-другому. Например, там есть элементы клоунады, а у нас нет.
Думаю, у пьесы очень актуальный сюжет. Нынешние современные люди, наша молодежь, по-моему, излишне инфантильны и любви своей добиваться не хотят и даже не пытаются, а ведь это нужно делать. В пьесе прямо говорится — если ты любишь, то делай это, невзирая ни на что. Для меня тема любви одна из основных в жизни и в театре, поэтому пытаюсь показывать ее в разных пьесах по-разному.
— Хотелось бы подробнее вас спросить о режиссере Александре Кладько. Как вы познакомились? Кто кому сделал предложение о совместной работе? И как вам само течение этой работы, был ли найден контакт с труппой, часто ли вы спорили с режиссером?
— Знакомство было заочным по рекомендации одного из театральных критиков. Я позвонил Александру в первый раз года три тому назад. Мы познакомились и договорились о том, что когда-нибудь посотрудничаем. Потом пошел процесс согласования пьесы. Мы долго решали, что именно поставить, и это заняло у нас полтора года. Хотелось, чтобы новый режиссер поставил что-то необычное, чего еще нет у нас в театре и вообще в городе. В итоге мы сошлись на «Касатке».
— То есть при совместной работе очень важна общая интеллектуальная волна между руководителем и приглашенным режиссером?
— Да, мы обговорили основные принципы, выбрали пьесу, утвердили название, но вмешиваться в процесс репетиции я не стал, никогда так не делаю. Это дело режиссера, художника и артистов. Но обычно если на сдаче спектакля я увижу, что получилось что-то совсем не так, то я начинаю активно вмешиваться вплоть до закрытия или переноса срока премьеры. А если все идет в нужную сторону, то все выходит в срок.
— Недавно в Нижнем Новгороде подводились итоги премии «Премьеры сезона», где присутствовали два именитых российских критика. И они посетовали, что наши театры очень традиционны, просты и боятся новых форматов. Так ли это? Или вы все же осознанно не идете на какое-либо хулиганство на сцене?
— У нас нет стремления эпатировать ради эпатажа. У нас есть желание иметь разнообразный и разноплановый, но при этом понятный и доходчивый репертуар. Насчет нетрадиционности, то «Пушкин. Триптих» был поставлен у нас весьма нетрадиционно. Когда в «Повестях Белкина» актер едет на мотоцикле и фонарем светит в зрительный зал, или шредеры изображают метель, то это, на мой взгляд, далеко нетрадиционно. Но мы не можем финансово позволить себе некоторых экспериментов на сцене, например, поставить «Чайку» в бассейне с водой.
— Спасибо за ваши ответы. Мы желаем долгих сценических лет «Касатке» в театре «Комедiя».
Автор: Александр Асриян