«Фестиваль имени Сивухина — это колоссальная школа для юных участников»
14 ноября 2013 года, 12:44
— Эдуард Борисович, что дает молодым хористам участие во Всероссийском фестивале имени Сивухина?
— Во-первых, это огромный объем новой информации: они слышат другие коллективы и могут определить свое место в ряду других, сравнить свой уровень с уровнем других. Фестиваль — это колоссальная школа: сильные впечатления дают нам гораздо больше, чем любые рассказы и учебники. Во-вторых, очень важно привлечение внимания общественности к хоровому виду исполнительства и к участникам коллективов: к хоровому делу притягиваются те, кто не знал и не ведал ничего о нем, а, может быть, знал и любил, но редко имел возможность послушать. У нас проходит по два концерта в день, и на обоих полные залы- значит, есть тяга и есть интерес. И третье — хочется, чтобы имя Льва Сивухинане забывалось — многие уже сейчас его не знают, и это надо исправлять, чтобы знали и помнили.
— Какое место занимает хоровое искусство в современной музыкальной культуре?
— Важное место. Это самый доступный вид исполнительства и самый массовый: из него расцветают все остальные. Всегда дети начинают с того, что поют, и только потом кто-то учится играть. Взрослые также в любом возрасте могут прийти и участвовать в хоровом пении. Хоровое исполнение — это естественный ход эмоционального выплеска, это один из самых важных видов искусства.
Кроме того, он из самых древних: изхора, как из синкретичного вида искусства, вышли все остальные — и театр, и танец, и пение, а потом они разделились.
— А сейчас существуют подобные синкретичные формы хорового исполнения?
— Сейчас именно к этому все идет. Возникает жанр хоровых театров — это зрелищность и театральность хорового исполнительства, и наоборот — театры начинают все больше петь. Дело в том, что сознание слушателей и зрителей меняется, и какого-то одного аспекта для восприятия не хватает — требуется либо пение, либо инструментальное сопровождение, либо театральность.
— Можно ли в таком случае говорить о том, что нынешняя аудитория выросла по сравнению с предыдущими поколениями?
— С одной стороны выросла. Но с другой стороны, у современной аудитории сильноклиповое сознание: заметьте, ни один музыкальный номер не проходит без клипа. Клип — это совмещенное представление о песне, но там от музыки остается только одна часть, потому что в основном мы смотрим на мелькание кадров. Клиповость сознания требует особого применения и в концертной деятельности, отсюда идут и возможности визуального ряда при выступлении хоровых коллективов и даже их необходимость. В концертных инструментальных номерах мы также видим элементы этого визуального ряда. Все меняется, но меняется неоднозначно — не всегда в лучшую сторону.
— Исследователи считают, что один из наиболее популярных видов современной музыки — рок — также является примером синкретичного искусства. Вы согласны с этим?
— Да. Но я бы назвал это не рок-музыкой, а рок-искусством: я не считаю, что музыка является основой этого явления. Сейчас в роке все настолько спаяно и слито, что называть этой только музыкой не всегда целесообразно. Музыка как составляющая рока очень важна, но она не всегда доминирует.
— В таком случае уместно ли рассматривать его составные части отдельно?
— Я не вижу необходимости расчленять это искусство: оно протестное, и самое важное здесь — это социальный аспект, а не аспект собственно искусства. Рок — это просто средство выражения определенных мыслей, которые «гуляют» в обществе: мне кажется, именно это главное в рок-искусстве. Что касается средств выражения, то здесь имеет место и музыка, и театр, пантомима, и танцевальные элементы. Я считаю, что «рок-музыка» — это просто название, которое осталось от прежнего явления, а сам жанр трансформировался, и к музыке относится весьма отдаленно.
— Выходит, что если убрать социальный подтекст, то от рока ничего не останется?
— Действительно — ничего. Однако если убрать музыку, то кое-что все же останется. В этом отношении музыка имеет там меньше всего значения. Потому что чисто с музыкальной точки зрения это примитив: там даже рассматривать нечего. И это касается любого рока — как русского, так и западного. Однако есть такие направления как джаз-рок, фолк-рок — это уже ближе к музыке. На самом деле музыка гораздо интереснее, чем-то, что имеет место в направлении «рок». Я не отрицаю это направление, но главное там не музыка.
Автор: Корр. Алена Конкина