«ФСКН была создана в ответ на угрозы мировой наркомафии»
6 марта 2013 года, 16:13
— Михаил Сергеевич, как появился наркоконтроль? И кто занимался противодействием распространению наркотиков до этого?
— Проблемой противостояния наркоагрессии занимались в основном органы МВД, где подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков вели работу по выявлению, пресечению и расследованию наркопреступлений. Но с ростом наркотизации населения, а также в рамках международных соглашений руководством страны было принято решение о создании отдельной самостоятельной правоохранительной структуры, которая занималась бы только борьбой с наркопреступностью и координацией деятельности других правоохранительных и силовых ведомств в этой сфере. Создать такую службу было решено на базе существовавшей тогда налоговой полиции с привлечением соответствующих подразделений органов МВД.
— Каково это было: сегодня ты налоговый полицейский, а завтра — уже сотрудник наркоконтороля?
— Подписанный 11 марта 2003 года Указ об упразднении налоговой полиции и создании на её базе нового правоохранительного органа стал неожиданностью для абсолютного большинства сотрудников правоохранительных органов всех уровней. Например, я, будучи заместителем начальника Главного управления Федеральной службы налоговой полиции по Приволжскому федеральному округу, узнал о нём по окончании рабочей встречи в окружном подразделении финмониторинга (финансовой разведки), где вместе с коллегой находился для выработки совместных действий по выявлению и документированию налоговых преступлений.
В эти дни перед всеми сотрудниками налоговой полиции встал вопрос: служить в новой сфере — сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, или переходить работать по прежней линии борьбы с налоговыми преступлениями в органах МВД. И выбор этот был нелегким, так как специфика выявления и пресечений этих категорий преступлений кардинально различается.
Однако много времени на раздумья не было. Согласно постановлению правительства, с 1 июля нужно было приступить к работе в полную силу.
Я на тот момент уже определился и работал в Главном управлении наркоконтроля по ПФО, которое возглавлял Владимир Николаевич Макаров. Нижегородское управление наркоконтроля было базовым. Все проблемы, которые касались этого подразделения, мы, естественно, знали. Сразу после опубликования президентского указа была образована ликвидационная комиссия, которую возглавил начальник нижегородского управления налоговой полиции Александр Андреевич Обухов. После завершения функций комиссии он перешёл на другую работу. Пока шли согласования кандидатур на его место, было принято решение поручить начальную организацию новой структуры — областного управления по борьбе с наркопреступностью — мне.
— Вам пришлось все начинать с нуля. Что было самым трудным?
— Всё оказалось намного сложнее, чем предписывалось Указом. Хотя в нём говорилось, что новая структура образуется на материальной базе подразделений налоговой полиции, при этом не было прописано одной очень важной фразы о том, что она является преемником упразднённой. Поэтому нам пришлось заниматься всеми юридическими и практическими вопросами, начиная с регистрации юридического лица, налаживать материально-техническое обеспечения жизнедеятельности управления, формировать все подразделения, включая оперативные и следственные. И это по всем городам и районам Нижегородской области. Была проделана очень большая работа. Огромную роль в этом сыграл Владимир Николаевич Макаров. Очень важную кропотливую работу проделал правовой отдел управления, который возглавляла Ольга Ивановна Сербина.
Но самым важным и самым тяжелым было сформировать оперативные и следственные подразделения. В указе и постановлении правительства было сказано, что основной костяк оперативных подразделений должны составить сотрудники МВД, которые работали по этому направлению в УБНОН — управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Но эта же функция по борьбе с наркопреступностью была сохранена и за МВД. И тут возникли кадровые проблемы: для того, чтобы собрать сотрудников милиции с опытом работы в этой сфере, нам приходилось преодолевать определенные трудности. Здесь пришлось потрудиться назначенным в экстренном порядке заместителю начальника управления Виктору Станиславовичу Загрекову, начальнику оперативной службы Владимиру Юрьевичу Разумовскому, руководителю кадрового подразделения Александру Борисовичу Фёдорову, которые занялись подбором кадров. В Главное управление наркоконтроля по ПФО из УБНОНа ГУВД по Нижегородской области пришел Владимир Павлович Пронин, который с соратниками начал в экстренном порядке подбирать кадры. Очень важную роль в этом также сыграл нижегородский отдел собственной безопасности.
— А как же оперативная работа?
— А оперативная работа велась без перерыва. Руководством была поставлена задача не снижать ¬результативности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. То есть, даже не имея окончательно сформированных подразделений, мы предпринимали всевозможные меры для того, чтобы наркоторговцы не смогли расширить сферу своей преступной деятельности. И нам это в значительной степени удалось.
В ноябре в Нижний Новгород приехал вновь назначенный руководитель управления Валерий Петрович Сажин. Ему я и передал все дела. К тому времени переходный период уже был успешно пройден благодаря тем сотрудникам налоговой полиции, которые остались работать в новой структуре, и тем, которые пришли из МВД. А я вернулся в Главное управление по ПФО.
— Теперь, по прошествии 10 лет, как Вам кажется: действительно имело смысл создавать новую службу, которая будет заниматься только наркотиками?
— Да, безусловно, имело. В Россию хлынули потоки наркотиков из Афганистана, а наши границы, оставшиеся неприкрытыми после ликвидации Советского Союза, пропускали слишком многое… Сформировался так называемый «северный маршрут» переправки афганских опиоидов в страны Европы транзитом через Россию. Росло количество наркопотребителей, увеличивалась смертность от передозировок. Масштабы происходящего впервые стали оценивать как наркоагрессию, как угрозу национальной безопасности страны. Стало необходимо объединить всю антинаркотическую деятельность правоохранительных органов при координирующей роли новой структуры.
— Как, на Ваш взгляд, изменилась наркоситуация в стране и области за эти 10 лет?
— Статистика говорит о том, что количество наркопотребителей в течение нескольких последних лет продолжало увеличиваться. Но эта картина сложилась, в том числе, и потому, что стало больше проводиться работы по выявлению тех, кто потребляет наркотические вещества. С появлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков появились новые приоритеты, изменилась политика в этой сфере. Начали действовать антинаркотические комиссии во всех субъектах Российской Федерации, возглавляемые их первыми лицами. В них входят руководители всех органов исполнительной власти. Им поручено выявлять и фиксировать картину наркопотребления, что добавило определённый процент в статистику. Зато мы получили более ясное представление о масштабах бедствия, и это позволило более точно определять направления работы, выработать политику борьбы с этим злом, сочетая правоохранительные и профилактические методы. Развёрнута реабилитационная деятельность. Не зря же говорят, что, только выступая «всем миром против наркотиков», можно добиться положительных результатов.
Автор: Корр. Елена Жаркова