«Главная задача — лучше узнать мир»
2 октября 2012 года, 10:12
— Глеб Арсентьевич, почему вы стали именно химиком?
— Еще будучи школьником, я увлекся как химией, так и физикой, и могу сказать, что физика нравилась мне даже больше. Но химию я знал лучше, и, получив золотую медаль, поехал в МГУ на собеседование. Признаюсь, я немного струсил, выбрав именно этот предмет, но собеседование я прошел удачно, а для отличников тогда других вступительных испытаний не предполагалось.
— Как вы, учась в МГУ, попали в Горький?
— Это очень длинная история, которая связана с моим занятием музыкой… Всякие, извините за выражение, фортели случались. Однако при всем этом в зачетной книжке у меня были почти одни «пятерки». Либо я не приходил на экзамены или зачеты, либо приходил и сдавал на «отлично». В результате мне так и сказали: «Выгнать мы тебя с такими оценками просто не можем, но и оставить — тоже. Поэтому поезжай, например, в Горький».
— Каким образом вы стали учеником, а затем и преемником академика Григория Разуваева?
— Уже здесь, в Горьком, мне посоветовали обратиться к нему, так как он был единственным, кто действительно развивал органическую химию, а эта область была мне хорошо знакома. Я был готов к такому повороту событий, и в результате, начав с должности младшего научного сотрудника, стал его преемником на посту директора Института металлоорганической химии АН СССР.
— Знания в области химии пригодились вам в обычной жизни?
— Я не смотрю на мир с точки зрения химии, а главной задачей своей считаю лучше узнать мир. Поэтому я занимаюсь еще и физикой, и смежными дисциплинами; меня в этом смысле интересуют любые сумасбродные идеи, если они могут пролить свет на устройство мира.
С другой стороны, в обычной жизни мы окружены огромным количеством субстанций, состоящих из огромного количества элементов. Но мы все-таки работаем с чистыми веществами, поэтому не загружаем головы раздумьями о составах смесей, которые иначе как адскими не назовешь.
— Какие у вас планы на будущее?
— Хочется успеть сделать то, что еще не сделано, и при этом подстегнуть людей на новые действия, открытия. Заинтересовать, показать им на собственном примере, как надо работать. Ну и, конечно, держать институт на хорошем уровне и заставлять его расти. В первую очередь это касается молодежи: нельзя допустить, чтобы она потребительски смотрела на жизнь. Наша деятельность вызывает непонимание определенных кругов относительно того, чем и за какие деньги мы занимаемся. Однако молодые кадры продолжают появляться, продолжать наше дело, и, значит, жизнь продолжается, дело идет вперед.
Автор: Корр. Иван Гордеев