«Я двадцать лет создаю картины из мусора»
31 января 2013 года, 16:32
Когда находишься в стенах галереи «Юрковка» создается такое впечатление, что ты где-то далеко, за пределами города, а не в его центре. Пейзажи дальних деревень, сел Нижегородской области радуют глаз своей реалистичностью и теплотой красок. О том, как создаются картины, о своих планах и о многом другом корреспонденту РИА «Время Н» рассказал нижегородский художник Александр Юрков.
— Вы обладаете профессиональным художественным образованием. Александр Николаевич, Вы с детства мечтали стать художником или выбор профессии пал на более сознательный возраст?
— Если честно, то я себя помню лет с 15, а свои детские мечты, к сожалению — нет. Но могу вам сказать со стопроцентной уверенностью — рисовал я всегда.
— Сколько времени Вы тратите на создание одной картины?
— В год у меня получается нарисовать 25−26 картин. Разные работы — разное время. Когда делаешь картины, ты должен сходить на этюды, сделать зарисовки и только потом приступать к картине. Я ассоциативный художник, у меня все работает на ассоциациях. У каждой моей работы, кроме основного плана, существует скрытый, второй, который увидеть удается не каждому, — о нем я рассказываю посетителям.
— Сколько материала уходит на одну картину?
— Это же мусор, кто же его считает? Как ни странно, но я уже 20 лет создаю картины из мусора, и этим я отличаюсь от большинства художников.
— Листья имеют большую палитру красок. Как Вы находите белый цвет, ведь его очень сложно отыскать в природе?
— Белый цвет есть, его просто нужно увидеть. Для картин подходит листва дерева явр (другое название — белый клен), многие его называют серебристым тополем. Из травяных растений — это листья мать-и-мачехи, тенерарии белой. Я просто использую обратную сторону листьев.
— Что повлияло на выбор такого необычного материала, как листья?
— На самом деле ответ на ваш вопрос очень прост — я вышел на пенсию. На нашу пенсию можно купить всего три тюбика краски. А тут мусор собрал, правильно высушил его, да и лепи — был бы художник. Цветовая палитра, конечно, более ограничена, но, на мой взгляд, она подходит для российского менталитета. Тона теплые, не раздражают глаз — нет ни зеленого, ни красного, ни синего.
— Вы являетесь создателем нового стиля написания картин — флористической мозаики. В галерее представлены работы Ваших последователей?
— Да. Для работ Владимира Анисимова я выделил целый зал. Он три раза лауреат, отличный человек, замечательный мастер и очень хороший мой друг.
— Вы рисуете в основном пейзажи. Не хотелось бы попробовать что-то новое?
— Я пробую писать портреты. Я создал свой собственный автопортрет, также запечатлел свою дочь. Просто я использую материал природный, и, как ни крути, он все же ближе к природе. Но мои пейзажи все равно разные — осенние, ранневесенние, зимние. И сюжеты тоже — у меня есть и сельская скотина, и собаки, и лошади, и кабан, и лисы.
— Где Вы черпаете вдохновение? Есть ли у Вас своя муза?
— Музы у меня никакой нет — я просто профессиональный художник. Многие говорят, что нужно сидеть и ждать вдохновения, но я к этим людям себя не отношу. Вдохновения можно прождать всю жизнь, но так и не дождаться его. Надо просто работать.
— Возможно ли быть художником без высшего образования?
— Конечно, возможно. Существует масса художников, которые, на мой взгляд, самородки. Они учатся самостоятельно, без чьей либо помощи, и я таких людей очень ценю.
— Листья — очень капризный материал, они выцветают, крошатся. Как Вам удается сохранять картины в первозданном виде, есть какой-то секрет?
— Перед тем, как использовать листья, их необходимо правильно подготовить, чтобы они не выцветали. В основном я использую прошлогоднюю листву. После зимы я собираю ее, промываю, высушиваю и только потом пускаю в дело. А чтоб картины мои не осыпались, я их проглаживаю утюгом.
— У Вас огромное количество наград. Есть среди них самая ценная для Вас?
— Да, за мою жизнь мне вручали награды, почетные грамоты, для них у меня в «Юрковке» выделено определенное место. Для меня они все равны, и выделить какую-то особую я не могу. Для меня самая большая награда — это отзывы посетителей моей галереи: каждый, кто приходит, может написать пару строк. А самый нужный подарок мне сделали недавно — мне подарили кулер. Вот это, наверное, была одна из самых приятных, а самое главное, нужных наград.
— Александр, расскажите, пожалуйста, о своих творческих планах.
— Вы правильно сказали, именно — творческих планов. Я всю свою жизнь работал на заказ и редко занимался творчеством, точнее, не было времени на него. Сейчас же я располагаю временем, я ведь на пенсии. И я планирую творить и творить, потому что раньше мне этого не хватало.
Автор: Корр. Ирина Захватова