«Я учу людей быть свободными»
30 сентября 2010 года, 17:42
- Хасай Магомедович, Вы — автор концепции психологической безопасности России. Что это такое?
- У современных людей очень много проблем — высокая аварийность на дорогах, высокая заболеваемость, у подростков — угроза попасть в группу риска, — например, стать наркоманом. Если же найти способы решения всех этих проблем, снизилась бы смертность, повысилась бы личная эффективность людей в различных отраслях деятельности. Некий общий подход к решению этих проблем, который бы обеспечил надежные результаты, повысил здоровье населения, называется психологической безопасностью населения. Россия стоит на более низком уровне психологической защищенности населения, чем другие европейские страны. Отсюда у нас и большое число наркоманов, и секты всевозможные, которые легко вербуют сторонников… Основа психологической безопасности России — это здоровье каждого человека, которое в первую очередь зависит от стрессоустойчивости.
- Мы должны выстроить систему образования в направлении повышения стрессоустойчивости, что сейчас и начинает происходить в Нижегородской области. Меня пригласили быть профессором кафедры здоровьесбережения в образовании в Нижегородском институте развития образования. Сейчас мы начинаем обучать преподавателей, потом будем учить детей, затем — их родителей. Мы расскажем, как повысить устойчивость к стрессовым ситуациям, а значит — укрепить здоровье и повысить личную эффективность и в обучении, и в работе.
- Вы разработали метод управляемой саморегуляции «Ключ». Для кого это было сделано первоначально и как ваш метод работает с обычными людьми?
- Метод «Ключ» был разработан в первую очередь для космонавтов. Заместитель начальника центра подготовки космонавтов им. Гагарина Андриан Николаев предложил мне придумать такую методику, чтобы космонавт мог испытывать состояние невесомости в земных условиях, и, таким образом, мог быстрее адаптироваться в космическом полете. Первые опыты я провел в 1981 году: я предложил людям, которые уже испытали, что такое невесомость, расслабиться и вспомнить это состояние. И у них стали всплывать руки, а у одного при этом перестала болеть голова. Потом другой группе людей, которые никогда не были в космосе, мы предложили закрыть глаза и представить, что у них руки взлетают. И у некоторых руки тоже стали всплывать! На самом деле, это не так трудно — любой может попробовать: если человек сумеет выбросить из головы посторонние мысли, отключиться от всего, возникнет автоматическое движение рук в ответ на образ. Оказалось, что в этот момент происходит сброс лишнего напряжения, и у человека на душе становится спокойно — происходит психологическая разгрузка, возникает необыкновенная легкость.
- После того, как мы научили человека этому методу, он потом может сразу определить, находится ли он в состоянии стресса: если он вытянет руки, представит себе желаемые образ и движения, а его тело не ответит на умственное пожелание, значит, он зажат, ему нужно раскрепоститься, снять стресс. У нас есть приемы, которые помогают людям буквально за секунды снимать у себя эту зажатость. У человека, находящегося в состоянии стресса, внимание сужено, он сосредоточен на своей возможной неудаче. Им руководят страх, комплексы и стереотипы. А человек, который внутренне раскрепощен и свободен, ясно мыслит, лучше работает, легче обучается, меньше устает.
- Применима ли ваша методика для наркозависимых — тех, кто хочет вернуться в мир нормальных людей?
- Эта методика применима в первую очередь как средство профилактики. Ведь почему подростки пробуют наркотики? Потому что они неустойчивы к стрессам и легко поддаются чужому влиянию. Мы разработали специальные упражнения и вставили несколько из них в учебник по физкультуре для
9−10−11 классов. Если подросток 5 минут в день будет выполнять эти упражнения, у него появляется устойчивость к стрессам и самостоятельность мышления. Это что касается профилактики. Если же говорить о тех, кто решил отказаться от наркотиков, алкоголя или сигарет, то и им этот метод может помочь. При отвыкании от наркотиков или алкоголя и никотина у людей возникает момент напряжения, так называемой «ломки». Здесь-то они и смогут воспользоваться методикой «Ключ»: в тот момент, когда накапливается напряжение, люди смогут сбрасывать его самостоятельно. Есть простая закономерность: если человек умеет управлять собой, он свободен. Если не умеет — им управляют другие. - Летом 2010 года вы работали с людьми, пострадавшими во время страшных пожаров в Нижегородской области. Как вы оказались в оздоровительном центре «Лазурный»?
- Поработать с погорельцами меня пригласил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, с которым мы знакомы уже давно. Он меня позвал, потому что надо было немедленно помогать этим людям. «Ключ» — это способ экстренной помощи — и другому человеку, и самому себе. На встречу в «Лазурном» собрался целый зал пострадавших от пожаров. Это были взрослые люди, у которых были и приступы астмы, и высокий уровень сахара в крови, и проблемы с давлением, и сердце прихватывало. Там же были и дети. В первый день мы работали два с половиной часа — и нам действительно удалось снять лишнее напряжение. Прямо на глазах произошел позитивный наглядный перелом: через час прозвучали первые аплодисменты — люди стали хлопать в ладоши. Они вспомнили старые стереотипы, и у них появилось ощущение, что это — приятный вечер.
- Метод «Ключ» — это, в первую очередь, помощь в стрессовых ситуациях. Но если люди будут обучены навыкам борьбы со стрессом, это станет самой лучшей профилактикой и в других проблемных ситуациях, которые неизбежно возникают в нашей жизни. Самое главное, что человек, наученный управлять своим состоянием, — а мы обучаем и военных, которые отправляются в зоны боевых действий, и спасателей, — это не тот человек, который теряет голову в экстремальных условиях.
- Чему можно научить таких людей, как спасатели? У них и так, наверное, железные нервы…
- Стрессоустойчивость в процессе жизни и опыта накапливается у всех. Это естественно. Метод «Ключ» помогает сократить время наработки этих навыков в несколько раз. Зачем ждать, пока человек набьет множество шишек, если мы можем заранее научить его стрессоустойчивости? Раскрепощенный, свободный человек лучше соображает, внимание у него шире. Знаете, почему у нас так хорошо развивается вино-водочная промышленность, почему люди употребляют наркотики? Потому что человек нуждается во внутренней свободе. А алкоголь и наркотики помогают избавиться от внутренней скованности и зажатости. В этом и беда: если человек сам не может раскрепоститься, обязательно найдется кто-то, кто даст ему это искусственным путем, и он попадет в зависимость. Мы же учим людей вызывать у себя состояние внутренней свободы с помощью самых простых и доступных приемов. И если раньше мы обучали этому только космонавтов и военных, то теперь даем эту методику всем — и детям, и взрослым.
Автор: Корр. Елена Жаркова