«Каждодневная работа послужила стимулом для присвоения высокой награды»
19 декабря 2014 года, 17:09
Генеральный директор ЗАО «Хохломская роспись» Елена Краюшкина стала обладателем первой премии «Шеф года». Заслуги предприятия, которым она руководит, по достоинству оценили нижегородские предприниматели. О том, каково это стать главной бизнес-леди региона и что скрывается за этим признанием, Елена Валентиновна рассказала в интервью РИА «Время Н».
— Как вы отреагировали на то, что стали главной персоной нижегородского бизнеса в этом году?
— Это стало настолько неожиданным и сногсшибательным событием, что осмыслить присуждение премии было сложно, а сейчас, когда пришло успокоение, понимаю, что это не столько моя заслуга, сколько всего нашего коллектива и тех трудовых вложений, которые сделала я и мои коллеги. Наша команда работала в этом году очень насыщенно, ритм наших будней не заканчивался восьмичасовым рабочим днем, порой он переходил далеко за полночь. Было очень много командировок, мероприятий, и под финал года мы постарались так насытить жизнь своего предприятия, что эта вот каждодневная работа и послужила тем стимулом и той мотивацией для присвоения столь высокой награды.
— Какие события в уходящем году стали знаковыми для предприятия?
— Мы провели у себя всероссийское выездное совещание министерства промышленности и торговли России по вопросам народных художественных промыслов. Впервые «высокие» чиновники приехали и посмотрели, что такое ручной труд, потому что очень сложно говорить о проблемах своих и своего коллектива тем людям, которые не представляют, что это такое и как это производится. В результате у нас практически ежемесячно проводятся встречи в Москве, и финальным аккордом этого совещания станет то, что озвученные проблемы попадут на рассмотрение Госсовет по культуре России, который будет проводить президент страны Владимир Путин. Мы очень на это надеемся и ждем кардинальных перемен в адрес предприятий промыслов не только нижегородской области, но и всей России в целом.
Еще одним из знаковых моментов стало то, что впервые в этом году на нас обратило внимание министерство культуры Российской Федерации. Несмотря на то, что мы производим одну из составляющих нашей культуры, культурное ведомство обходило нас стороной. В этом году мы участвовали в трех мероприятиях под эгидой министерства, и, в общем-то, практически во всех трех оказались лидерами и получили благодарственные письма за организацию и участие в этих мероприятиях. В частности, мы участвовали в Годе туризма России в Италии, где в Милане у нас была большая выставка. Мы победили на форуме многонациональная Россия в Москве и победили в Сочи на мероприятиях, которые проводились в октябре. Для нас это своя очередная планка, которую мы смогли взять. Это очень важно, потому что министерство культуры располагает тем потенциалом, которого нам не достаточно в целях популяризации нашего искусства и наших изделий.
Не забыли мы и о производственных моментах, всеми силами старались увеличить объем продаж, пусть не намного, на 8−10%, но всё-таки рост есть. Также произошла небольшая модернизация производства, мы приобрели оборудование, которое позволит облегчить процесс создания продукции. Ну, и, конечно, приняли участие в конкурсах мастерства, где практически везде заняли первые места, а наша сотрудница Нелли Ушакова получила буквально на днях звание Заслуженный художник РФ — не каждый год такие радостные события бывают.
— Какие меры предпринимаете в борьбе с контрафактной продукцией?
— Проблема подделок для нас является одной из первоочередных, и увеличение объема продаж — заслуга нашей неустанной борьбы с контрафактом. Мне кажется, в этом году мы очень хорошо сработали по данному направлению. С нами стали больше сотрудничать торговые организации, появились приоритетные договоры, в рамках которых некоторые магазины работают только с нами. У нас было несколько арбитражных дел, заключено несколько мировых соглашений по поводу продажи и производства контрафактных изделий. Но, конечно, это лишь только малая толика этой большой проблемы. Ведь есть ввозной контрафакт из Китая, в первую очередь, это матрешки, и сложно даже мысленно представить объемы подделок, которые реализуются в Москве и Санкт-Петербурге.
В конце года у нас прошло очень много совещаний, в том числе и в Генеральной прокуратуре РФ, по теме контрафактной продукции художественных промыслов. Среди положительных моментов можно отметить то, что министерство промышленности и торговли РФ предложило создать комитет по борьбе с контрафактом в России. Это будет такой же действенный инструмент, как, например комитет по борьбе с наркотиками или по обеспечению безопасности страны. Сегодня та законодательная база, которая существует в России, имеет много пробелов, не позволяющих отстоять интересы правообладателей и защитить их на должном уровне, поэтому очень много обращений у нас адресовано к первым лицам страны, и я думаю, что поскольку такая грандиозная работа начата, она принесет свои плоды, и в будущем мы сможем перекрыть границы страны для контрафакта.
— Каким образом вам помогает Нижегородское правительство?
— Мы ему очень благодарны за комплексную поддержку и понимание всех наших проблем. Это и работа по программе молодых специалистов, это и поддержка Законодательного собрания области в подготовке и разработке поправок в действующую законодательную базу. Это и неустанная работа министерства поддержки малого предпринимательства по продвижению нашей продукции на различных выставках. Это и поддержка администрации города Нижнего Новгорода в участии в электронных аукционах по снабжению детских учреждений нашей мебелью с росписью. И, конечно, если бы всего этого не было, наверное, наше предприятие достаточно блекло бы выглядело.
— Какие планы у вас на следующий год?
— Как я уже сказала, это борьба с контрафактной продукцией. Затем мы заключили контракт с Китаем, и, коли вся страна делает упор на Восток, мы тоже здесь не исключение. На январь-февраль у нас назначено серьезное мероприятие в Санье, где открыт самый крупный в мире торговый центр дьюти-фри, и Россия на сегодняшний день представлена там, как бы это смешно не звучало, хохломой и водкой, и китайская сторона очень хотела бы видеть наших мастеров-художников с презентационными материалами.
Также хотим уделить внимание развитию промысла и художественности изделий. Мы постараемся, чтобы на следующий год каким-то образом выделить время нашим художникам для творческих фантазий, создания новых видов росписи и продолжения традиций.
Очень хотим работать с детскими учреждениями в сфере расписной мебели, потому что заказы есть, но они ограничены всего лишь разноцветным покрытием этой мебели, а нам очень бы хотелось ввести туда элементы ручной росписи, работать над индивидуальными заказами детских учреждений по формированию целых комплексов для детских садов. Это внесло бы пользу в развитие творческих навыков, ведь наше предприятие видит в себе не только коммерческую составляющую, но и воспитание культуры и нравственности у подрастающего поколения.
Кроме того, будем увеличивать работу с туристическими группами. У нас сейчас разрабатываются целые программы для того чтобы сделать это более удобным и доступным, чтобы было единое окно для принятия экскурсий во все музейные комплексы города Семенова. Туристический поток за этот год увеличился уже практически в два раза по сравнению с прошлым годом, а туризм — это эффективная составляющая для рекламы нашего предприятия.
Что до самых больших надежд, то хотим поднять заработную плату коллективу. Все те люди, кто у нас работает — это профессионалы своего дела, и очень бы хотелось поддержать их в финансовом плане.