ЧетвергЧт, 30 января 06:21 16+
Сейчас  °C
USD$ 98,01 ▲0,04 EUR 102,40 ▲0,80

«Люди — это наша самая большая ценность»

18 июля 2013 года, 18:22

— Какие проблемы на данный момент есть у нижегородской скорой помощи?

— Самый больной вопрос на данный момент — кадровый. Причем, это проблема общероссийская. Я был на конференции в Санкт-Петербурге по теме работы Скорой помощи, там выяснилось, что по стране больше 70−80% обеспеченности кадрами от необходимого количества врачей нет нигде, самый хороший показатель — 80%.

У нас сегодня обеспеченность врачами составляет 64% - это физические лица, что касается занятых должностей, то этот показатель равняется 80,5%, что соответствует среднероссийскому. По водителям занятость — 96%.

Если говорить в абсолютных цифрах, то нам на сегодняшний день требуется 109 врачей до полной укомплектованности физическими лицами, а медакадемия в год выпускает только 110. И даже если все пойдут в Скорую помощь, то проблема решится только в 2014 году, потому что им надо еще пройти интернатуру.

Хотя мы целенаправленно работаем с медакадемией и колледжами. Я лично встречался с выпускниками. Надеемся осенью на приход 30−40 человек, что для нас принципиально. Это маленькая, но победа. За 2 последних года у нас ушли в декретные отпуска 112 человек. Конечно, мы очень рады за наших сотрудниц и ждем их скорейшего возвращения. Ожидаем, что к 2014 году они вернутся. Также 4 абитуриентам подписаны целевые направления, 2 из них наши фельдшеры, которые будут учиться и работать. Для нас важен каждый человек.

Что касается среднего медицинского персонала, то нам нужны 542 человека, и если все колледжи области отдадут именно нам фельдшеров-выпускников, то это тоже не покроет потребность. Службы Скорой помощи есть и других районах области и им тоже нужны специалисты. Возможно, проблему мог бы решить жилищный вопрос, т.к. выпускники медколледжей из Арзамаса и Богородска были бы готовы к нам переехать, но с условием предоставления жилья. Если у них есть родственники в Нижнем Новгороде, чтобы как-то жить первое время, то едут с удовольствием. Вот, если решить проблему социального найма жилья, допустим, 3 тысячи рублей за комнату, то, я уверен, ситуация резко изменится.

— Выходит, корень проблемы — в условиях труда?

— Условия труда изменятся, когда кадры придут. Сейчас очень большую играет роль нагрузка и ее оплата. У фельдшеров, как правило, зимой больше 18 вызовов за смену, летом — 10−14. Но если таких вызовов 46, а в период эпидемии гриппа было и такое, что даже пообедать некогда, то каким он приедет домой? Захочется ли после этого работать за те 30 тысяч, которые получает врач, или за 20 — фельдшер? Наверное, уже нет, особенно если отдавать часть суммы за квартиру, и не факт, что за время отдыха он сумеет восстановиться.

С другой стороны, могу сказать, что мои прогнозы по повышению оплаты труда в Скорой сбываются. Зарплаты ежемесячно контролируются в разных ракурсах. Если за 6 месяцев 2012 года средняя зарплата у врачей была 25474 рублей, фельдшера и медсестры — 17300 рублей, то сегодня врачи получают 31384 рубля, фельдшеры и медсестры — 21669 рублей.

— Это зарплата, а какие ставки?

— Здесь много составляющих. В первую очередь, большая надбавка за стаж — в здравоохранении она самая высокая. Если стаж три года, то надбавка 30%, если 5 лет — 50%, за 7 лет — 80%. При первоначальном трудоустройстве на ставку больше 13000 рублей работник не получит. Конечно, это мало, и, к сожалению, приходится констатировать, что у молодых медиков есть желание работать поменьше, а получать больше. И я их понимаю. Однако, в Скорой помощи так не работают, здесь живут и служат людям каждую минуту, каждую секунду.

— Какова обеспеченность Скорой приборами и медикаментами? Удалось решить этот вопрос?

— Если вы вспомните сентябрь прошлого года, то на всю службу приходилось порядка 15 электрокардиографов. И такой ситуации, когда в моем присутствии пытались найти хотя бы один электрокардиограф на вызов к молодому человеку по поводу болей в области сердца, больше не повторится.

На сегодняшний день у нас ежемесячно заключается договор на техническое обслуживание и ремонт оборудования. Однако, бывает и так, что ломаются сразу несколько приборов одномоментно. Тогда бригады вынуждены пользоваться имеющимися на станции. Я понимаю, что должен быть резерв. И тогда никаких проблем не будет. И мы над этим работаем. На каждой подстанции будет создан резерв порядка 10−15% нужной аппаратуры.

Когда эта проблемы решится? Аппаратура поступает вместе с автомобилями. Сейчас мы закупаем 3 автомобиля класса «С» и 28 машин класса «В», где есть электрокардиографы с возможностью передачи данных на расстоянии. Если у фельдшера на вызове возникает проблема, то он снимает электрокардиограмму и передает информацию на подстанцию, для консультации с врачом. Для этого мы уже предусмотрели создание консультативного отдела с круглосуточным дежурством. В зависимости от диагноза пациент будет либо госпитализирован, либо получит консультацию и будет направлен к лечащему врачу по месту жительства.

Я считаю, что это шаг вперед. Вообще, Программа развития здравоохранения до 2020 года предусматривает, что эксплуатация автомобилей старше 5 лет будет невозможна. Если мы в течение этого года, как и планировали, получим 46 укомплектованных машин, то на конец 2013 года у нас в службе не останется ни одной машины старше 3 лет.

— А что касается увеличения времени ожидания, отказа от вызовов?

— Откуда появилось слово «отказ»? Скорая помощь не отказывает, в некоторых случаях достаточно консультации по телефону или просто доброжелательного общения. При мне был звонок, спросили, можно пообщаться со старшим врачом — и спрашивают, как лечить чесотку. Это вызов скорой помощи? Люди иногда просто хотят проконсультироваться. Есть пациентки, которые каждый день звонят старшему врачу и спрашивают, что им делать. Количество таких «консультаций» действительно увеличилось, но мы никому не отказали в выезде бригад. Если есть примеры, я готов разбираться.

Недавно были обнародованы данные, что только у 57% вызовов время доезда составляет 20 минут. Но в это число входят в том числе и вызовы по доставке пациентов на гемодиализ. Каждый нефрологический пациент, нуждающийся в этой процедуре, 3 раза в неделю вызывает бригаду скорой помощи для доставки в больницу и обратно домой. В момент такой просьбы о доставке пациента с гемодиализа домой могут поступить вызовы 1 и 2 категории обслуживания, в том числе ДТП, ранения, кровотечения, травмы, переломы, инфаркты, инсульты. И старший врач никогда не даст команду на доставку пациента с гемодиализа, а примет правильное тактическое решение по оказанию помощи именно этой категории вызовов. Однако, вызов с гемодиализа принят и время пошло.

— Но бывает, что опаздывают на экстренные вызовы?

— Насчет опозданий в тех случаях, когда дело касается жизни и смерти, у меня данных нет. Ежедневно готовится оперативная справка, которая содержит ряд важных показателей. Вот, например, за один из дней было зарегистрировано 1 210 вызовов: экстренное обслуживание — 594 вызова, среднее время ожидания — 16 минут, неотложная помощь — 377 вызовов, среднее время ожидания — 16, время исполнения — 41 минута, перевозки −105, ДПТ — 9. Так что нормативы в данном случае все соблюдены.

Я понимаю, бывают экстренные случаи, но тогда бригада снимается с других вызовов в экстренном случае. Задержать Скорую могут только пробки или другой форсмажор, но для больного безразлично, есть пробки или нет, и я с ним соглашусь.

— В последнее время пошли разговоры по поводу того, что Скорая плохо лечит, насколько это обосновано…

— Отвечу сразу по поводу того, что плохо лечат. Скорая не лечит, Скорая оказывает экстренную и неотложную медицинскую помощь. Наша задача — оказание помощи на месте и доставка обратившегося в больницу, если человек действительно в этом нуждается.

Другое дело, что иногда мы слышим от населения претензии, что у нас нет каких-то препаратов. Когда начинаем выяснять, получается, что нет у нас именно тех препаратов, которые использует этот пациент. Но у нас строго регламентированный набор препаратов, утвержденный на уровне федерального минздрава. И с наличием лекарств у нас проблем нет.

Бывает и так, что люди хотят, чтобы врачи Скорой ввели им препараты, имеющиеся в домашней аптечке. Никогда бригада не введет препараты, которые есть у пациента, это опасно: неизвестно, кто их произвел, какой сертификат, какая будет реакция. Безопасность пациента прежде всего.

— Как Вы могли бы прокомментировать случаи нападения на врачей?

— Действительно, за прошлый год зафиксировано 12 нападений. Меня этот вопрос очень волнует, ведь в большинстве своем наши сотрудники женщины. Самое важное при таких нападениях — не выходить из машины и не защищать транспорт: пусть бьют, люди — это наша самая большая ценность.

Мы заинтересованы в безопасности сотрудников, провели совещание в ГУ МВД РФ по Нижнему Новгороду, и сейчас наряды полиции по нашим вызовам приезжают быстрее, чем когда-либо.

Мы с нетерпением ждем федеральную программу, которая предполагает оснащение автомобилей Скорой помощи программным обеспечением системы ГЛОНАСС с возможностью экстренного вызова специальных служб, в том числе полиции и МЧС.

— Эта проблема существует зачастую еще и потому, что выезжают по одному работнику?

— Одно не связано с другим: нападения случались и на полный состав бригады. Последние случаи — это почти полный состав, за исключением санитаров. Нападающих не останавливает количество.

— Можете ли вы согласиться с таким утверждением, что кризис в Скорой помощи только усугубляется?

— Не могу. Те проблемы, о которых я сказал, на стадии завершения. Единственная проблема, повторюсь, — кадровая. Мы ищем людей. Ко мне приходили 5 человек из ближнего зарубежья, желавших трудоустроиться, но я не могу взять людей, чья квалификация не подтверждена: сертификата нет, диплом непонятно какой, не верифицирован — как взять этого человека? А если он неправильно окажет помощь? Кто подтвердит его компетенцию? Не насеет ли это ущерб всей службе? А тех, кто опорочит честь и достоинство медработников, я буду жестко увольнять по статье, и такие примеры уже есть.

— Что это за случаи?

— Одну работницу уволили на нарушение трудовой дисциплины. Она взяла на вызове деньги. Бывают еще и случаи фальсификация документов, когда пишут о помощи, которой не оказывали. Это пресекалось, пресекается и будет жестко пресекаться даже в условиях дефицита кадров.

Автор: Корр. Алена Конкина

Картина дня
Рекомендуем