«Модель работы со СМИ, выстроенная в Нижегородской области, одна из самых оптимальных»
12 октября 2015 года, 16:18
С 1 по 7 октября 2015 года в Дагомысе проходил XIX Международный фестиваль прессы «Вся Россия». Нижегородскую область представляла делегация, в составе которой был и министр информационных технологий, связи и СМИ региона Сергей Кучин. О том, как прошел форум и каковы перспективы развития нижегородской журналистики, он рассказал в интервью РИА «Время Н».
— Сергей Валентинович, кто принимал участие в этом форуме?
— Это уже 19-й форум, который проводит Союз журналистов России. Масштаб и состав мероприятия уже более или менее сформировался. Автор, основатель и организатор форума все эти годы — председатель Союза журналистов Всеволод Богданов. Программа была представительная — на 7 дней. Дагомыс собрал на свой площадке членов Союза журналистов России, региональных и федеральных представителей органов власти, которые занимаются медиа, руководителей субъектов РФ. Это мероприятие совпало с Инвестиционным форумом, который проходил там же, поэтому был обмен делегациями. Сам по себе форум удался, и Нижегородская область была представлена неплохо: приехала председатель нашего отделения Союза журналистов Ольга Носкова, руководители печатных изданий, электронных СМИ — всего порядка 20 человек.
— Какие темы там обсуждались?
— Говорили о том, что связано с медиарынком, развитием информационной сферы, законодательством, не обошли стороной ситуацию в экономике, кризисные явления, их влияние на сферу СМИ. Были неплохие круглые столы, где принимали участие представители высших учебных заведений, которые как раз рассказывали о состоянии экономики. Естественно, поднималась тема престижа профессии: ее обсуждают каждый год, потому что она очень дискуссионная. Есть мнения, что журналистика сильно меняется, и не все считают, что в лучшую сторону, поэтому обсуждали в том числе возможности законодательного регулирования, влияния больших профессиональных организаций на поддержку и развитие этой профессии. Очень много времени посвятили и вопросу борьбы с контрафактной продукцией, потому что это одна из государственных задач. Она, с одной стороны, лежит в плоскости правоохранительных органов, с другой — экономических санкций. Но сформировать потребительское понимание того, что контрафакт — это плохо, опасно, это ущерб бюджету и препятствие для развития нормальной конкуренции, можно только при нормальной поддержке прессы и медиасообщества.
Большая часть круглых столов проходила в формате дискуссии с вопросами и ответами, и в некоторых удалось поучаствовать. Непосредственно мой визит закончился двухчасовой встречей с нижегородскими коллегами: мы очень хорошо поговорили о наших перспективах, ситуации, которая сложилась в регионе, готовящихся изменениях, связанных с поддержкой государственных СМИ, политикой в информационном поле Нижегородской области.
— Пришли к каким-то выводам, решениям?
— В этом вопросе никогда не поставишь точку. Как минимум, мне показалось, мы точно понимаем друг друга. Само нижегородское отделение Союза журналистов нам всегда очень помогает с точки зрения экспертной оценки наших решений в выработке каких-то нормативов, подходов. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, я не почувствовал, что мы находимся по разные стороны баррикад.
— В целом из всех тем, которые там обсуждались, вы вынесли какие-то идеи для развития нижегородской журналистики?
— Форум российский, и там обсуждались общие темы, причем большинство уходило в экономику, возможности поддержки и механизмы финансирования. Поэтому мы здесь не уникальны: у нас те же проблемы. Надо смотреть, какие направления и в каком объеме государство будет поддерживать, должно и имеет ли право поддерживать, и что делать в случае сокращения или выхода государства из какой-либо сферы деятельности. Сможем ли мы найти альтернативу поддержки за счет журналистского сообщества или других экономических инструментов? Здесь есть российские примеры, и часть из них можно использовать: есть варианты, когда СМИ объединяются в холдинги или, наоборот, расходятся. Я еще раз убедился, что модель, выстроенная в регионе, одна из самых оптимальных: когда у муниципальных СМИ учредителями являются и муниципалитеты, и правительство региона. При этом финансовая поддержка оказывается только в том объеме, который требуется для заказчика — имеется в виду определенный объем информации или направление, а остальное — это поле деятельности для заработка. То есть в вопросе зависимости от учредителя все равно есть определенный баланс. Есть некоторые вопросы по поводу государственных СМИ, где будут определенные изменения в ближайшие годы. Но в целом та модель, которая у нас сложилась, исходя из имеющихся финансовых возможностей региона, на мой взгляд, близка к оптимальной.
Автор: Корр. Алена Конкина