СубботаСб, 1 февраля 02:51 16+
Сейчас  °C
USD$ 97,81 ▼-0,20 EUR 102,13 ▼-0,65

«Молодежь возвращается к семейным ценностям»

9 августа 2010 года, 12:12

— Алексей Львович, какова сегодня статистика по несовершеннолетним наркозависимым?

— Нельзя точно сказать, сколько сейчас в регионе детей, страдающих наркоманией, строго разделяется выделяемая и существующая заболеваемость. Причина того, что большинство наркозависимых остаются не идентифицированными долгое время — недостаточная общая культура общества, низкий интерес друг к другу, низкая настороженность людей и поздняя обращаемость.

— Можете ли Вы в общих чертах описать среднестатистического несовершеннолетнего наркозависимого?

— Единого портрета не существует, так как наркоманией страдают в основном два совершенно противоположных лагеря детей. Первые — это так называемые неблагополучные дети, то есть, те, у которых в семье не все в порядке, которые не хотят учиться, не хотят приобретать в дальнейшем профессию, не думают о будущем. Второй лагерь — это дети обеспеченных родителей, у которых просто нет времени на своих детей. В эту же субкультуру входят студенты первого звена, то есть, с первого по третий курсы. Они активно потребляют наркотики до середины учебы. А на третьем курсе начинают задумываться о будущем — это кризисный год, когда человек понимает, что нужно приниматься за ум. До этого момента, наши студенты, к сожалению, употребляют.

— А что в основном употребляют несовершеннолетние?

— Дети употребляют вещества оглушающего воздействия, а студенческая молодежь — стимуляторы. Именно в этой среде, кстати, и родилось вредное и нелепое деление на сильные и легкие наркотики. В действительности, разделение это бессмысленно, так как все абсолютно наркотики вызывают психологическую зависимость. Единственное различие: после «легких» возникает потребность заново искать смысл жизни, после чего возникает потребность перехода на более сильные вещества, а «сильные» наркотики затягивают сразу.

— Где же дети берут наркотики?

— Нет каких-то специальных дядек, которые приходят и распространяют. В наркоманию детей, как правило, вовлекают сами дети, это передается из поколения в поколение, если считать за поколение 10 лет школы. Они распространяют наркотические вещества на дискотеках. То есть, фактически сами себя втягивают. Для того чтобы человек мог сказать таким «друзьям» свое твердое «нет», и проводится первичная профилактика. Существуют групповые способы работы с классом, волонтерские движения. Важно также раскрыть способности ребенка, увлечь его чем-то, чтобы у него исчезли комплексы и другие причины для употребления наркотиков.

— То есть панацея от наркомании — гармоничное развитие личности?

— Именно. Мало сделать человека успешным в развитии, важно привить ему культурные установки на то, чтобы он отвергал алкоголь, наркотики, понимал, что делать, когда ему их навязывают, пытаются им манипулировать. Чтобы ребенок научился решать свои проблемы, не прибегая к стимуляторам и психо-активным веществам.

— А кто должен заниматься этой первичной профилактикой?

— В идеале ей должны заниматься в школе: заместитель директора по воспитательной работе, психолог и классный руководитель. Посмотрите, в скольких школах сегодня есть полный набор этих специалистов. Они должны заниматься с детьми, проводить тренинги. Вот, например, одно из эффективных упражнений: класс делится на пары, ребята садятся лицом друг к другу на расстоянии в метр (доверительное общение), один начинает уговаривать другого попробовать наркотик, тот пытается отказаться. За всем этим наблюдает психолог, записывает разные стратегии отказа. Очень быстро ребята понимают, что уговаривать гораздо проще, чем отказываться, так как сложно найти обоснование. Такие отказы как «у меня завтра экзамен», «я болею» не работают, так как они одномоментные, то есть, оставляют предложение попробовать наркотик в силе до следующего раза. По сути, единственным адекватным ответом будет заявление о своей жизненной позиции, о том, что ты не употребляешь химических веществ принципиально.

— То есть, подростку сложно отказаться, потому что эта самая жизненная позиция у него еще просто не сформирована?

— Именно, хотя есть и другие причины. Например, любовь. Вот представьте, мальчик с девочкой под действием психо-активных веществ сидят на лавочке. Ей кажется под действием наркотика, что трава зеленее, небо синее, солнце ярче. Появляется ощущение умиротворения, от которого кажется, что он ее любит. То есть, формируется иллюзорное восприятие парня на фоне легкого кайфа. Та же марихуана провоцирует ложное чувство любви.

— А насколько эффективны, например, волонтерские программы? Продолжаете ли вы следить за судьбой ребят, которые прошли через профилактику, что с ними происходит потом?

— Обычно мы прослеживаем судьбу прошедших профилактику детей от полугода до года, за это время проб зафиксировано не было. Я уверен, что программы эффективны, но были бы еще более эффективными, если бы их проводили в 5, 6, 9 и 11 классах. Также очень бы помогло включение антинаркотической пропаганды в школьные предметы, такие как история, география. Интегрированные занятия дали бы более стойкий эффект.

— Как у нас осуществляется вторичная профилактика?

— Она проводится с теми детьми, кто уже попробовал наркотики, у кого попробовали друзья и с теми, у кого наблюдаются так называемые факторы риска. Что к ним относится? Например, ребенок хорошо учился в начальной школе, а в 6 классе начал отставать, потерял мотивацию к учебе. Это серьезный фактор, родители должны сразу среагировать и заняться своим ребенком, иначе, он может уйти из школы на улицу. Есть ребята гиперактивные, нервные, легко возбудимые, они должны быть выявлены еще в начальной школе, их срочно нужно занять каким-нибудь увлечением, где бы они тратили энергию, пока не случилась беда. Всего за последний год где-то 15−20 тысяч детей и их семей получили помощь психологов, в том числе и в нашем центре. Не нужно стесняться обращаться к врачу в таких случаях. Представьте, если такой расторможенный ребенок попробует наркотик притом, что он и так психически неуравновешен, а тут еще и психо-активное вещество. На этом фоне зависимость сформируется мгновенно.

— Прослеживаются ли какие-либо тенденции среди молодежи? Что сейчас модно употреблять или, например, заниматься спортом?

— Есть хорошая тенденция: возвращается ценность семьи. Мы проводили исследования при групповых занятиях со студентами и школьниками, все без исключения заявили о том, что хотят обзавестись семьей, создать гармоничную пару, хотят быть успешными как пара с мужем или женой, поддерживать друг друга. В 90-х годах преобладали иждивенческие настроения, сейчас молодежь стала самостоятельнее. Встречаются даже спонтанно образовавшиеся общества старшеклассников в школах, которые ведут активный, здоровый образ жизни и даже пропагандируют его, совершенно без нашей помощи, это здорово.

Автор: Корр. Катерина Ткаченко

Картина дня
Рекомендуем
Спорт
Более 25 женских любительских футбольных команд создано в Нижегородской области
ИА «Время Н» познакомилось с особенностями нижегородского проекта «Футбольные мамы».
Общество
Правильные ответы и имена победителей этапа конкурса «Преобразившаяся история»
Следующее задание на конкурс будет опубликовано на сайте 4 февраля.
Эксклюзив
Специалисты работают над концепцией ревитализации квартала «Сименс и Гальске» в Нижнем Новгороде
Сейчас она находится на стадии уточнений.
Общество
«Русполимет» увеличил выпуск продукции в 2024 году
Глава компании подвел итоги года и рассказал о планах группы.