«Мы планируем существенно продвинуться в международном рейтинге вузов»
14 декабря 2012 года, 18:41
— Александр Олегович, сможет ли ННГУ имени Лобачевского (национальный исследовательский университет) оказаться среди лучших вузов и занять достойную позицию в ведущих мировых рейтингах?
— Нижегородский университет в настоящее время находится в стадии обсуждения проекта Стратегии развития до 2020 года. В этом проекте прописано, что некой интегральной оценкой деятельности университета является его положение в международных рейтингах и ставится задача, что Нижегородский университет продвинется на более высокие позиции, чем он находится сейчас.
На данный момент мы оказались в седьмой сотне по рейтингу QS. Мы считаем, что это не отражает нашего реального положения, но эта ситуация характеризуется начальным периодом участия в таких соревнованиях. В частности она связана с качеством взаимодействия с рейтинговыми компаниями. Мы не всегда точно понимаем их критерии и запросы, поэтому, возможно, предоставляем им не полную информацию. Для решения этой задачи в октябре 2012 года в университете был создан специальный сектор по работе с международными и российскими рейтингами, перед работниками которого стоит задача более эффективного взаимодействия с международными и российскими рейтинговыми агентствами.
Кроме того, сейчас нужно посмотреть, что ценится в работе университета, и развивать соответствующие направления деятельности. Современный инновационный университет, которым, безусловно, является ННГУ имени Лобачевского (национальный исследовательский университет), базируется на концепции треугольника знаний: образование мирового уровня, наука мирового масштаба и инновационная деятельность, то есть деятельность по внедрению результатов на мировой рынок. Таким образом, одним из условий работы университета является то, что он постоянно должен функционировать в глобальном мировом образовательном и научном пространстве.
Безусловно, второй очень важной задачей для продвижения университета в рейтингах является поднятие его имиджа. Мы должны взаимодействовать с рейтинговыми агентствами и стать известными в мире. У нас должен быть хороший веб-сайт на нескольких языках, ориентированный не только на Российское пространство, но и на весь мир. Наши ученые должны максимально участвовать в международных мероприятиях, а университет в международных проектах.
Мы должны обеспечивать образование и науку мирового уровня, и признаком этого является наличие иностранных студентов в учреждении. Также мы нацелены на обеспечение инноваций мирового масштаба, о чем должны свидетельствовать иностранные патенты, работа с международными крупными компаниями и так далее.
— На чем базируется проект Стратегии развития университета до 2020 года?
— Смысл стратегии состоит в том, чтобы сконцентрироваться на тех областях, в которых мы сильны. Для этого мы сформулировали основные направления развития до 2020 года в виде платформ. Мы хотим собрать «прорывные» группы людей, которые обеспечат развитие в определенных направлениях, то есть мы не выбираем конкретный факультет или кафедру, а собираем тех, кто может внести свой вклад в развитие определенного направления.
Мы сформулировали три платформы: научную, образовательную и инновационную. Научная платформа состоит из естественных и социально-гуманитарных наук. Среди составляющих — прежде всего, информационные технологии. Мы, как национальный исследовательский университет, в качестве основного приоритета делаем упор на развитие информационных технологий — это одна из наших сильных сторон, состоящая из работы многих факультетов.
Второе — это науки о материалах, куда входят нанотехнологии. Далее следует направление в физике, на развитие которого мы получили мегагрант, — это физика волновых процессов, где у нас имеются серьезные разработки и достижения.
Кроме того, планируется развитие молекулярно-биологических, физических и биомедицинских, а также экологических основ живых систем. Для решения этой задачи в Нижегородском университете недавно был создан научно-исследовательский институт «Живых систем».
В области социально-экономических наук, в первую очередь, необходимо развивать инновационное предпринимательство. Предпринимательство — это то, что определяет передний край современного образования. Мы должны готовить не просто специалистов, а специалистов-предпринимателей, то есть инноваторов, поэтому должна развиваться соответствующая область науки. Но самые актуальные вещи — это социально-гуманитарные аспекты и Интернет — технологии, а также медиа-коммуникации.
Таким образом, мы сформулировали основные составляющие научной платформы, но это не значит, что мы не будем заниматься другими отраслями, так как наша задача развивать все науки.
Образовательная платформа включает технологии обучения, сконцентрированные на студенте, научно-исследовательские школы, инновационно-предпринимательское образование и электронное обучение.
Инновационная платформа — это развитие зоны медицинского приборостроения и высоких биомедицинских технологий. Здесь мы выиграли грант и, соответственно, наши инновации мы будем развивать и внедрять в этой отрасли, хотя это не значит, что инновации в других областях науки не будут развиваться.
Это прорывные направления, развитие которых позволят нам выйти в число лидирующих университетов мира, и, соответственно, подняться в российских и мировых рейтингах и, в частности, в QS. Обсуждение проекта Стратегии должно закончиться до 1 февраля и далее Стратегия будет утверждаться на ученом Совете.
— Насколько достоверно российский рейтинг эффективности вузов отражает ситуацию по качеству образования в высших учебных учреждениях?
— Когда осуществлялось исследование на эффективность вузов, мы не волновались, потому что уже прошли эту проверку. Это был конкурс на получении категории национального исследовательского университета, и мы одержали победу. Таким образом, в России была сформирована группа ведущих ВУЗов: 29 — национальных исследовательских, 9 федеральных университетов и 2 особых по статусу вуза — МГУ и СПБГУ. Мы состоим в ассоциации ведущих вузов России, и поэтому в российском рейтинге не стоит вопрос о нашей эффективности.
Далее идет средняя группа, в которую попали хорошие российские вузы. Министерством образования РФ был поставлен вопрос об определении группы неэффективных вузов. Я считаю, что постановка этого опроса совершенно справедливая, потому что в любом соревновании есть последние, и нужно знать, насколько эти вузы отвечают высоким требованиям мировых стандартов образования.
Для проведения российского исследования эффективности вузов, на мой взгляд, были привлечены хорошие эксперты, а сами критерии формулировались очень долго. По этим критериям вузам была поставлена довольно щадящая оценка, по результатам которой учебным учреждениям опять же поставили не приговор, а «диагноз» и наметили пути улучшения деятельности, то есть, я считаю, это была разумная процедура санации.
Глобализация происходит во всех сферах деятельности. Почему этого не должно быть в образовании? Образование — это то, что обеспечивает производство всех товаров, услуг, кадров и так далее. У нас довольно долго держался стереотип, что советское и российское образование самое лучшее в мире, но сейчас понятно, что такое мнение пора менять.
В Стратегии развития мы планируем к 2020 году занять место в топ-300 международного рейтинга QS. Может быть это умеренная оценка, но поскольку мы находимся в самом начале пути, то проявляем сдержанный оптимизм.
Кроме того, сейчас правительством планируется отобрать 15 российских вузов. Им будет поставлена задача продвижения в мировых рейтингах, для чего будут выделены дополнительные ресурсы. Если Нижегородскому университету посчастливится попасть в эту группу, то мы можем надеяться на гораздо более высокие позиции.
— Каковы основные аспекты развития инновационной и предпринимательской деятельности в современных российских условиях?
— Существует переоценка наших возможностей в области инновационной деятельности. К сожалению, к нам не приходит так много инноваторов, как хотелось бы, видимо не хватает идей и предпринимательских качеств. Инновационная инфраструктура в Нижегородской области и в нашем университете находится на неплохом уровне. В ННГУ создан инновационно-технологический центр и есть люди, готовые заниматься продвижением инновационных разработок.
Проблема состоит в том, что многие приходят с некоммерциализируемыми идеями. Эта проблема может быть решена только одним способом — с помощью образования. Наша молодежь должна получать такое образование, благодаря которому они смогут увидеть еще не решенные задачи своего времени и заполнить свободные ниши в определенных отраслях.
Кроме того, нужно уметь войти в эту нишу, а для этого необходимо образование и в области предпринимательства. Важно иметь идею высокого класса и знать, как ее реализовать. Должно быть введено массовое предпринимательское образование, которое нацелит наших специалистов в области науки на коммерческое применение их результатов.
В Стратегии развития мы отметили, что «ННГУ будет функционировать на основе концепции треугольника знаний триединой функции развития образования, науки и инноваций. Определяющим конкурентным преимуществом ННГУ- 2020 среди участников развития инновационного общества знаний станет подготовка инноваторов, высококвалифицированных специалистов — творцов, обладающих качеством предпринимателей».
Я считаю, что у нас еще не созрела критическая масса таких людей. Хотя, государство ставит задачу инновационного развития, а в регионах создается необходимая инфраструктура, но нет главного — самих людей, которые будут заниматься инновациями, и в какой-то степени, это вина высшей школы. Мы должны сконцентрироваться на этой задаче, без решения которой инновационный путь развития ННГУ не возможен.
Автор: Корр. Милена Черевко