ПятницаПт, 31 января 23:08 16+
Сейчас  °C
USD$ 98,01 EUR 102,78 ▲0,38

«Мы создадим в Арсенале стандарт интеллектуального общения»

6 апреля 2011 года, 16:29

- Как появилась идея создания «Арсенала»?

- Идея превращения Арсенала в выставочный центр родилась в 1994 году. Как только мы осознали, что в 1996 году будет 100-летие знаменитой всероссийской торгово-промышленной выставки, мы с моей коллегой Любовью Сапрыкиной задумали сделать художественный павильон на этой юбилейной выставке, стали думать - где его сделать и увидели, что буквально пропадает здание Арсенала в Кремле. С тех пор мы стали будировать общественное мнение и, наконец, в 2003 году здание Арсенала было передано ГЦСИ.

- Расскажите об этапах реконструкции и средствах, которые были потрачены на восстановление здания Арсенала?

- Сначала приходилось решать аварийные проблемы здания, потом занялись проектированием, а в 2007 году начался капитальный ремонт Арсенала. На данный момент из средств на реконструкцию Арсенала уже освоено 350 миллионов рублей - это средства федерального бюджета, которые выделяются ГЦСИ. Чуть дороже, скорее всего, будет стоить вторая очередь реконструкции, но сейчас точно сложно сказать - этим занимаются инженеры. Уже закончены наиболее трудоемкие работы по формированию инженерных сетей здания. Дело в том, что изначально в здании не было ничего - ни канализации, ни водопровода, ни вентиляции - это был обычный склад. Сейчас нам стали понятны многие технологические решения, поэтому я надеюсь, что в дальнейшем работа пойдет быстрее.

- Когда планируется завершить второй этап реконструкции Арсенала?

- Мы надеемся, что второй этап реконструкции закончится уже через 3 года. Хотелось бы, конечно, завершить его чуть быстрее, например за 2,5 года. Тогда закончить работы над Арсеналом можно было бы как раз к 10-летию с момента его передачи ГЦСИ. Стоит отметить, что само здание таит в себе множество загадок: оно очень странное и очень сложное с инженерной точки зрения, поскольку пристроено к стене 16 века. Когда мы рисовали проект, там все было с прямыми углами, все было ровно и стройно, а когда начали строить, оказалось, что сама кремлевская стена немножко изогнута, и поэтому все здание устроено таким образом, что один ризалит выступает на целый аршин больше, чем другой. В связи с этим при реконструкции постоянно возникают какие-то дополнительные сложности.

- Насколько я знаю, Арсенал должен заработать уже в начале мая. Что появится в центре современного искусства после первого этапа реконструкции?

- Все основные функции здание Арсенала сможет выполнять уже после первой очереди реконструкции. Там будет выставочное пространство. Оно, конечно, небольшое, но при этом сформирован активный выставочный план. У нас будет работать концертный зал, предназначенный для самых разных событий - музыкальных, литературных, театральных, лекционных, дискуссионных. Появится медиатека, где мы разместим не только книги, но и электронные носители информации, они будут в свободном доступе. То есть, не покупая билет на выставку, любой желающий сможет туда придти и заниматься. Это будет первая в нашем регионе открытая библиотека, посвященная современному искусству. Еще в Арсенале откроется книжная лавка, на которую мы возлагаем большие надежды. Она станет местом продажи интеллектуальной литературы и местом ее обсуждения. Думаю, что не с первого дня, а, возможно, чуть позже, нам удастся сделать в Арсенале кофейню, в первую очередь для того, чтобы там общаться. Это, на мой взгляд, поможет создать у нас некоторый стандарт интеллектуального, но при этом легкого и удобного общения.

- Что изменится в Арсенале после завершения второй очереди строительных работ?

- Второй этап строительства существенно увеличит выставочные площади. Мы сможем принимать крупные международные выставки. У нас будет около 2000 квадратных метров выставочных площадей - это будет самый крупный профессионально оборудованный выставочный зал в городе. Также у нас появятся пространства для какой-то специальной деятельности, например детские судии - мы очень хотим развернуть программы для детей, в том числе и просветительские программы. Планируется создать студию звукозаписи для экспериментальной музыки, чтобы как-то поддержать наших музыкантов. Возможно, у нас появится свое дизайнерское, издательское оборудование, потому что мы очень хотим заниматься издательской деятельностью. Также планируется создать студию современного танца, в концертном зале показывать экспериментальное и документальное кино. Одним словом, мы хотим представить на территории Арсенала современную культуру в самом широком смысле, но с приоритетом визуального искусства.

- Как я понимаю, Арсенал будет выполнять и некую образовательную функцию?

- Да, совершенно верно, это будет одна из основных, главных функций. Я бы, однако, уточнила - не образовательная, а просветительская. Образование - это вещь более формальная, строгая. А мы стараемся просвещать, причем не только тех, кто еще учиться, но и тех, кто давно отучился, но для кого искусство может быть средством размышления о мире, о жизни. Мы хотим показать, что язык современного искусства разнообразен. И сейчас как раз думаем над просветительскими программами для разных аудиторий, от детей до пенсионеров. Мы прекрасно понимаем, что разговаривать о такой сложной и быстро меняющейся вещи, как современное искусство, с маленькими детьми, и с людьми, сформировавшимися в другую эпоху, нужно по-разному. Это отдельная работа, и она совершенно экспериментальна, потому что нет никаких учебников, прописанных методик и правил - мы будем всему этому учиться.

- В виду появления Арсенала и других событий, происходящих в стране, - правильно ли говорить о децентрализации культурного процесса?

- Я считаю, что в России начинаются новые культурные процессы, в том числе и процесс децентрализации. Возникает такая ситуация, когда каждый регион ищет свою идентичность, и культура тут главный инструмент. Это на самом деле двуликий Янус: с одной стороны, идентичность, а с другой - желание не отстать от мира. Есть программа «Культурная столица Европы»: она в свое время создавалась как раз для того, чтобы города Европы не потеряли собственное лицо и, при этом, не отстали от общего потока. И поиски идентичности в российских регионах идут точно по тому же принципу. Мы, конечно, должны достичь европейского уровня, должны иметь то, что имеет каждый приличный город, а каждый развитый город в цивилизованной стране имеет музей современного искусства.

- Современное искусство развивается во многих городах. Выставочные центры есть в Москве, Петербурге, Перми. В чем же будут заключаться особенности Арсенала?

- Есть ряд городов, в которых жизнь в плане современного искусства идет очень активно. Но у нас своеобразная концепция, мы не хотим собирать коллекцию, мы хотим показывать наиболее живой процесс, даже исторический. Дело в том, что масса музеев имеет свою коллекцию, и ее при желании можно просто попросить, не занимаясь собиранием произведений второго и третьего ряда. Мы не будем собирать коллекцию, но будем собирать информацию. В медиатеке будет информация о событиях, прошедших в Арсенале, поэтому совершенно не обязательно хранить произведения, которые выставлялись семь, десять, пятнадцать лет назад. Тем более, что большинство произведений сегодня делается с использованием медиа, поэтому их можно хранить в любом количестве копий. Выставки у нас будут идти подолгу, чтобы как можно больше жителей города могли их посмотреть. Когда-то в Нижнем Новгороде в 1896 году появилось здание театра и стало развиваться театральное дело, тогда же появился Художественный и Исторический музей, и пошло развитие музейного дела. И вот сейчас у нас появляется музей современного искусства, и это такая же историческая точка на нашем культурном древе.

- Какие проекты и выставки начнут свою работу в Арсенале в ближайшее время?

- Для первой выставки мы специально пригласили только русских художников. Может быть, они не так известны региональной публике, но за рубежом они очень известны. Выставка будет называться «Метель», среди ее авторов такие художники, как Дмитрий Гутов, Андрей Монастырский, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Сергей Шутов, Ольга Чернышева. Автором второй по счету выставки станет немецкая фотохудожница Барбара Клемм. Третью выставку мы сейчас обсуждаем, хочется посвятить ее году Италии в России. Потом будет совместный проект Приволжского филиала ГЦСИ и Государственного Политехнического музея, он будет связан с историей оптической техники.

- По законам жанра, я должен вас спросить: так что же такое Арсенал? Какова его миссия?

- Мы очень долго думали над тем, как коротко сформулировать свою миссию. И она, как мне кажется, хорошо объясняет, что такое Арсенал: «Арсенал - это пространство художественной коммуникации для развития человека и территории». Тут каждое слово несет большую смысловую нагрузку. Пространство - это само здание, и все, что около него, художественное - потому что-то, что мы показываем и о чем рассказываем, - это искусство. Мы стремимся обеспечить коммуникацию художественного продукта с человеком, который его потребляет: зритель должен не просто увидеть, но и задуматься. И чтобы это вызвало поток эмоций. Этим самым человек развивается. А развивающийся человек меняет территорию, на которой он живет.

Автор: Корр. Дмитрий Каплин

Картина дня
Рекомендуем
Спорт
Более 25 женских любительских футбольных команд создано в Нижегородской области
ИА «Время Н» познакомилось с особенностями нижегородского проекта «Футбольные мамы».
Общество
Правильные ответы и имена победителей этапа конкурса «Преобразившаяся история»
Следующее задание на конкурс будет опубликовано на сайте 4 февраля.
Эксклюзив
Специалисты работают над концепцией ревитализации квартала «Сименс и Гальске» в Нижнем Новгороде
Сейчас она находится на стадии уточнений.
Общество
«Русполимет» увеличил выпуск продукции в 2024 году
Глава компании подвел итоги года и рассказал о планах группы.