ПятницаПт, 31 января 22:59 16+
Сейчас  °C
USD$ 98,01 EUR 102,78 ▲0,38

«Нижегородская область выходит на докризисный уровень»

5 апреля 2011 года, 14:01

- Валерий Павлинович, основной тренд 2011 года в Нижегородской области - это выход на докризисный уровень. Как вы оцениваете перспективы роста доходов? Есть ли уже прогноз по притоку инвестиционного капитала, и какие отрасли, на ваш взгляд, могут стать «точками» роста?

- В 2010 году мы реализовали целый ряд антикризисных мер и сегодня можно сделать вывод, что мы уже приступили к компенсационному росту. Достигнута определенная стабилизация. По итогам 2010 года основной показатель экономики - внутренний региональный продукт - вышел на уровень 2008 года и составляет около 600 млрд рублей. Основой нашей экономики является промышленность и обрабатывающие отрасли. Промышленность в 2010 году выросла на 13%, в то время как средний рост по России составил 8%. Мы сейчас устойчиво сохраняем свое шестое место в РФ по объему реализованной продукции по обрабатывающим отраслям и первое место в Приволжском федеральном округе. Объем производства в строительной отрасли вырос на 8%, розничный товарооборот по сравнению с 2009 годом увеличился на 6,8%. Самое главное, что экономика дала рост денежных доходов населения, реальная заработная плата выросла на 4%, возросли реальные среднедушевые доходы - с перекрытием роста инфляции.

Можно сделать вывод, что стратегические цели до 2020 года мы не подвергаем никакой корректировке и будем полностью реализовывать Стратегию развития региона. При этом до 2015 года мы будем идти запланированными темпами роста и, кроме того, по ряду отраслей обеспечивать компенсацию тех потерь, которые были во втором полугодии 2008 года и в 2009, 2010, 2011 годах. Этот рост мы обеспечим. А с 2016 года по 2020 мы будем работать в обычном режиме, который мы и запланировали на последнее пятилетие.

Восстановление будет обеспечиваться в ключевых отраслях - это черная металлургия, автомобилестроение, нефтепереработка, химия и нефтехимия. Мы рассчитываем на те инвестиции, которые сейчас уже реализуются. Прежде всего, это строительство Стан-5000 на Выксунском металлургическом заводе, это строительство завода по производству поливинилхлорида в Кстово. Уже на полную мощность работает комплекс по глубокому каталитическому крекингу нефти на кстовском нефтеперерабатывающем заводе. Одновременно с этим компания «ЛУКОЙЛ» приняла решение вложить еще 2 млрд долларов в развитие кстовской площадки на освоение новых технологий, новых продуктов.

Я думаю, что прирост инвестиций по нашим сегодняшним планам будет составлять 5-6% каждый год.

- Инвестиции в инновационное развитие сегодня называются важнейшей статьей расходов государства. Сегодня в регионе уже созданы как частные, так и государственные технопарки, претендующие на выделение федеральных средств. Кроме этого, правительство области высказывало намерение способствовать созданию промышленных парков по примеру Заволжского. Сколько таких парков планируется создать? Выбраны ли площадки?

- Первый промышленный парк появился не в Заволжье, а на борской площадке. Вторая площадка - это проект «Дзержинск-Восточный», где располагаются производства Liebherr (Швейцария), Danfoss (Дания), Lanxess (Германия), Raymond (Франция). Всем этим компаниям мы выделили территорию в 400 га. А в Заволжье решается вопрос создания промышленного парка на площадях компании Freudenberg Politex (Германия), которой в свое время удалось приобрести эти помещения в результате реструктуризации основных фондов Заволжского моторного завода.

Кроме этого, мы думаем, что серьезные мероприятия будут проходить в технопарке Сатис в Дивеевском районе и нижегородском IT-парке Анкудиновка. Министерство инвестиционной политики, министерство промышленности и инноваций сейчас работают над тем, чтобы развернуть работу и создать такой же парк вокруг нового производства поливинилхлорида. Его полуфабрикат используется в 20-ти отраслях, и было бы правильным создать там сеть малых и средних предприятий, которые бы занимались переработкой в Кстово и на близлежащих территориях. Это производство оконных блоков, линолеума, искусственной кожи, автокомпонентов, всевозможных баков и пластмассовых деталей.

Если говорить по ближайшему вводу, то мы считаем, что это будет ввод первой очереди производства фирмы Liebherr. Мы уже договорились с руководством, что это произойдет 23 июня 2011 года.

- В каком состоянии сейчас находится агропромышленный комплекс Нижегородской области? Готов ли он к посевной? Насколько обновлен парк сельхозтехники, достаточно ли ГСМ, семян и минеральных удобрений? Какие гарантии по кредитам получат аграрии, и смогут ли они получить банковские кредиты после потерь из-за засухи в 2010 году? Поможет ли им деньгами областной бюджет? Какие перспективы на урожай зерновых в этом году, и станут ли меньше посевные площади?

- Несмотря на то, что 2010 год для агропромышленного комплекса был очень тяжелый, в итоге мы получили лишь небольшое снижение. Так, сельскохозяйственной продукции было выпущено на сумму 39 млрд рублей, это 96,4% к показателям 2009 года, который был очень урожайным. В основном это обусловлено падением продукции растениеводства, так как засуха и прошлая бесснежная зима у нас выбила 25% посевных площадей. Что касается животноводства, то мы здесь подросли на 3,1% по сравнению с 2009 годом.

Что касается подготовки к нынешней посевной, то мы провели все переговоры, встречи и зональные совещания. Планируем получить урожай во всех категориях хозяйств выше, чем в 2010 году: так, зерна - 1 млн 350 тыс. тонн, картофеля - 730 тыс. тонн, овощей - 270 тыс. тонн, сахарной свеклы - 210 тыс. тонн. Принятые планы позволят обеспечить область продовольственным зерном - нам нужно в пределах 350 тыс. тонн, и обеспечить животноводство концентрированными кормами. Нам необходимо выйти на уровень самообеспеченности по кормам и по продовольственному зерну.

Если говорить по результатам зимовки озимых, то все наши замеры и пробы показывают, что ничего аномального по сравнению с обычными годами не происходит. Гибель озимых в пределах нормы. И мы готовы все это в яровом клине восполнить. Посевные площади у нас не уменьшились по сравнению с 2009 годом: допустим, зерновой клин увеличится на 48 тыс. га, площадь под картофель увеличится на 6 тыс. га, под овощи - на 4 тыс. га.

По семенам нет никаких проблем: озимых посеяли больше, чем до засухи, на яровой клин все семена запасены. Ведется работа, чтобы повысить их качества. Области выделено на проведение весенне-полевых работ 16 тыс. тонн дизельного топлива, 4,7 тыс. тонн бензина по льготной фиксированной цене. Готовность техники по состоянию на сегодняшний день составляет 86%, что на этот период вполне достаточно.

Если говорить по кредитам, то на сегодняшний день уже привлечено 890 млн рублей, в том числе краткосрочных кредитов - 803 млн рублей. Это деньги на приобретение минеральных удобрений, запасных частей, ГСМ. Мы предусмотрели на финансовую поддержку АПК в 2011 году 2 млрд 82 млн рублей из областного бюджета и 1 млрд 89 млн рублей - из федерального бюджета. Все необходимые кредиты пролонгированы и обеспечены залоговыми ресурсами и гарантиями. Лимиты по кредитам еще не выработаны, то есть у нас достаточно кредитных ресурсов. Банки сейчас испытывают трудность, кому дать кредит, в отличие от предыдущих периодов, когда все искали, где взять.

- Сейчас обсуждается вопрос о передаче «Нижегородпассажиравтотранса» на баланс городской администрации. Как это отразится в целом на работе городского транспорта и что продолжится ли работа по обновлению автопарка?

- В соответствии с законом 131 об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, функции транспортного обслуживания - это функция муниципальных органов власти. В свое время, учитывая, что автопарк был «добит», мы в 2006 году приняли решение его обновить, сделать его дееспособным, провести реструктуризацию. Было много площадок, где стояло малое количество разбитых автобусов, на бортах которых было написано «Нижегородцам от губернатора». Мы весь парк автобусов обновили, было закуплено более тысячи новых автобусов, в том числе низкопольных. Мы неоднократно говорили о том, что разделение функций, когда коммерческими перевозками занимается город, а все социальные перевозки лежат на плечах области, приводит к большим убыткам. Коммерческая составляющая «снимала» весь пассажиропоток и имела основную прибыль, а все социальные автобусы ездили там, где нужно возить 15-20 человек. Передача «Нижегородпассажиравтотранса» на баланс городской администрации даст возможность оптимизировать пассажирское движение, создать единые маршруты - а не отдельно коммерческие, и отдельно - социальные. Кроме того, это позволит создать единую диспетчерскую службу, чтобы были нормальные интервалы движения, чтобы на каждый маршрут было выделено оптимальное количество подвижного состава. Это сразу повысит качество обслуживания населения. Передача «Нижегородпассажиравтотранса» сейчас идет, она будет происходить до конца 2011 года.

Что касается обновления парков автобусов, то правительство региона и дальше будет участвовать в этом процессе на условиях софинансирования и то, что по лизинговым схемам приобретено, будем оплачивать из бюджета области.

Долги «Нижегородпассажиравтотранса» будут передаваться городу. Кто принимает систему, тот берет ее полностью. Если бы мы зарабатывали эти деньги, то правительство гасило бы долги. Теперь город будет зарабатывать на этой системе, он и будет гасить долги предприятия.

- В последние годы очень много средств было направлено на борьбу с безработицей, снижение напряженности на рынке труда. Сейчас профсоюзы оборонных предприятий заявляют, что задержка госзаказа и снижение объема госзаказа может привести к массовым сокращениям сотрудников. Известно ли вам об этой проблеме и что правительство области намерено делать в этой ситуации?

- Мы всегда активно участвуем в этом процессе. Это не новость для оборонных предприятий: обычно после того, как утверждается федеральный бюджет, расписываются деньги на все министерства. Далее уже министерства начинают их раздавать непосредственным исполнителям. Этот процесс, как правило, занимает не меньше квартала. В прошлом году заказы были получены оборонными предприятиями в апреле. В этом году уже какие-то заказы пришли, какие-то контракты уже заключены Хотя я считаю, что эта работа должна проводиться раньше. Любой директор крупного предприятия должен знать свой портфель заказов накануне года. У нас есть рабочая группа с министерством обороны, мы периодически в этом плане работаем. Ведется разговор конкретно по отдельным предприятиям.

24 марта я обратился в адрес правительства РФ и обозначил эту ситуацию, попросив ускорить процесс заключения контрактов на оборонных предприятиях. Этот вопрос рассматривает в правительстве, конкретных министерствах и мы тоже продолжаем заниматься этим вопросом.

Мы продолжаем работать отдельно по Арзамасскому приборостроительному заводу, по машиностроительному, по авиазаводу «Сокол» Эта задача для нас очень важна. Речь не идет о том, что не будет этих заказов, они уже определены, продукция запущена, предприятия взяли кредиты, они знают, что заказы будут, но вот когда это будут - 4-го, 20-го апреля? Каждый день очень важен. Нервозность определенная есть, но говорить, что госзаказа не будет - это неправильно.

Снижения объема госзаказа не будет, он уже определен у каждого предприятия. Однако оборонный заказ не может быть «резиновым», бесконечно разуваться. Если мы насытили рынок одним видом вооружения, то в следующий год уже такого насыщения не будет. Поэтому нужно думать о продукции гражданского назначения, чтобы именно она заполняла определенное количество портфеля заказов. Если говорить про 2010 год, то мы уже довели эту пропорцию до 39%. Считаем, что оптимально - 40%. Мы уже подходим к этому рубежу. Это позволит диверсифицировать экономику предприятий и не так сильно зависеть от того, что происходит задержка по оборонным контрактам. Я подчеркиваю, что в прошлом году Минобороны проработало с каждым заводом государственную программу вооружения. И все уже знают, сколько и чего они должны выпускать. А вот деньги расписываются до сего времени.

На многих предприятиях сейчас уже серьезно занимаются гражданской продукцией. Компетенция на оборонных предприятиях приличная, оснащение хорошее - они могут сделать все, что угодно. Сегодня нужно осваивать новую технику, предлагать систему сервиса.

- Как обстоят дела с загрузкой авиазавод «Сокол» до того, как на нем начнут выпускать истребитель нового поколения МиГ-35?

- Контрактом уже определено, что они будут выпускать 12 самолетов ЯК-130 в год. Плюс еще будет продолжаться модернизация МиГ-31, плюс те заказы, которые идут по контрактам на экспорт. Там все просчитано. Говорят, что пройдет еще 2-3 года до того, как начнут осваивать МиГ-35. Завод будет основной базовой площадкой по МиГу.

- Давно уже говорится о необходимости раселения ветхого фонда. Задача это трудная и дорогостоящая. Как Нижегородская область намерена решать этот вопрос?

- Я давно ставил вопрос о ликвидации ветхого фонда в Нижнем Новгороде. Областным правительством была разработана соответствующая программа. Ее долгое время не согласовывала городская администрация. В основном мы занимались точечной застройкой: отводили площадку и строили дом, а вокруг как были аварийные дома с заколоченными окнами, так там и оставались Я слишком хорошо знаю эту проблему по Москве - так делать нельзя. Нужно зачищать целиком все то, что вокруг находится. Инвестор, который построил один дом, как правило, потом отказывается от своих обязательств. И иди доказывай потом в суде Поэтому волновое переселение - это единственный способ, который может избавить Нижний Новгород от ветхого жилья. Кстати, программа переселения из ветхого фонда по федеральным средствам предписывает сносить только те дома, которые признаны аварийными. А такого фонда у нас не много, потому что муниципалитеты боятся его таковым признавать: ведь если он сегодня признал, то завтра уже должен предоставить новую квартиру. Поэтому когда говорят, что в Нижнем Новгороде 130 тыс. кв. м аварийного жилья, надо понимать, что у нас его десятки миллионов квадратных метров.

Сейчас мы рассматриваем некоторые проекты по волновому расселению в разных районах города - на Автозаводе, например. Берутся конкретные микрорайоны, которые надо полностью расселять, дома нужно сносить. Смысл волнового переселения заключается в том, что мы отводим земельные участки, на которых строится стартовое жилье. Как правило, на это требуются небольшие бюджетные деньги и деньги, которые получаются от продажи земельного участка под коммерческое строительство жилья. Таким образом, получается, что инвестор платит нам деньги за земельный участок, мы на эти средства строим стартовое жилье, переселяем туда людей из микрорайона, признанного ветхим, и таким образом освобождаем новый участок под строительство. Часть его будет застраиваться коммерческим жильем, а часть - жильем для переселения из ветхого фонда. Таким образом Москва уже переселила 2 тысячи пятиэтажек. И мы в итоге получим разворачивающийся процесс волнового переселения. Если говорить об Автозаводском районе, то там мы должны потратиться, чтобы снести в трех микрорайонах 330 тысяч кв. м ветхого жилья и переселить оттуда людей. На месте снесенных аварийных домов мы можем построить 1 млн 800 тысяч кв. метров нового жилья. И так далее Нужно желание руководства города. И у сегодняшнего руководства Нижнего Новгорода оно есть. Тем более что другого выхода, чтобы обновить город, не существует.

- Готова ли Нижегородская область к паводку?

- К паводку мы готовы. Запасы снега в разных районах области разные: на севере меньше, на юге побольше. Тут все зависит от того, насколько быстро будет таять снег. Снег был рыхлый, и запасы влаги в пределах нормы. Кроме того, снег обильно покрыл землю, и она не сильно промерзла. Земля обезвожена из-за засухи 2010 года, поэтому она примет большинство паводка. Талая вода не поплывет куда то, она сразу будет впитываться. Мы рассчитываем, что все пройдет, возможно, в усиленном, но не в аварийном режиме. Мы готовим пункты временного размещения людей - уже готово 115 таких пунктов, подрывные команды, чтобы разбивать лед на реках. Все, что необходимо по паводку делать, мы делаем. У нас и в обычный-то паводок затапливает мосты и дороги. Мы каждый год доставляем в некоторые населенные пункты продукты. Так что план действий существует, и он отработан. Все будет зависеть от того, как пойдет паводок в этом году.

Во время паводка мы планируем привлечь около 7 тысяч человек, 1700 единиц техники, в том числе 500 плавсредств. Уже проведено несколько тренировок. Но ведь мы готовимся к одному, а природа нам может преподнести нечто совершенно другое. Будем ориентироваться по ситуации.

- Как идет реализация проекта празднования 400-летия Нижегородского народного ополчения 1612 года? Какие мероприятия намечено провести в этом году в рамках этого проекта, а также в рамках 2011 года, объявленного в Нижегородской области Годом гражданина Минина?

- Общий объем финансирования запланированных нами мероприятий составляет 243 млн рублей, из них 52 млн рублей было предусмотрено на 2010 год. Нами запланированы патриотические общественно-значимые акции, фестивали, конкурсы, чтения, круглые столы, походы, молодежные марши, спартакиады, тематические школьные уроки, спектакли, кинопоказы. Самое главное, чтобы люди почувствовали, что это - их исторические традиции. Кроме того, мы запланировали несколько рекламных туров для российских и зарубежных СМИ, чтобы они посмотрели и потом рассказали о нас.

Естественно, мы занимаемся и памятниками истории и культуры, которые связаны с ополчением. Сейчас ведется проектирование Зачатьевской башни, восстановления пролома части кремлевской стены. Дело это непростое. Думаю, что к июлю мы будем иметь полный комплект необходимой документации и определимся, в какие сроки будем строить. Если потребуется большой объем финансирования, то мы, возможно, и не будем ставить задачу восстановить Зачатьевскую башню к 4 ноября 2012 года. Лучше построить качественно, чтобы не падала потом. Главное провести инженерные изыскания, проверить грунты, разработать инженерную модель воссоздания самой стены и башни, чтобы она больше никогда не «поплыла». Кроме того, нам придется сохранить и имеющиеся обломки стены и башни-либо как музейный экспонат, накрыв их стеклянным куполом, либо использовать при строительстве самой стены, выложив ими какой-то участок.

- Нижний Новгород претендует на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году, и уже предложил ФИФА площадку под строительство стадиона на Гребном канале. В то же время, на повестке дня стоит вопрос подъема уровня Чебоксарского водохранилища, и окончательное решение еще не принято. Как уживутся два этих крупных проекта?

- Проект строительства стадиона будет осуществляться в любом случае. Но если сейчас существуют одни условия строительства, то в случае поднятия уровня Чебоксарского водохранилища они будут другими. Что ж, мы должны будем сделать насыпь или поднять стадион на тот уровень, который никогда не зальет. В любом случае стадион будет строиться, только он будет дороже. Площадка выбрана, площадка всем очень понравилась. ФИФА ее одобрила. Это не простая площадка, и инфраструктура там сложная, и транспортные потоки туда организовать не просто, но все равно - это развитие города

Проектирование стадиона для проведения этапов чемпионата мира по футболу 2018 года обойдется примерно в 150 млн рублей. Сегодня много иностранных компаний выражают желание проектировать и строить этот стадион. После того, как проект стадиона был представлен на выставке MIPIM в Каннах, нам звонят испанцы, португальцы, французы. Иностранные инвесторы заинтересовались этим проектом.

Что же касается поднятия уровня Чебоксарского водохранилища, я считаю, что того, кто реализует этот проект, проклянут. Потому что ни с каких точек зрения - ни с экономической, ни с экологической, ни с транспортной - он абсолютно не является эффективным. Делать из среднего течения Волги застойный пруд, в пять раз уменьшать скорость течения реки, в три раза увеличивать сроки водообмена, это значит погубить всю флору и фауну. И главное, какая цель? Получить 600 МВт дополнительной электроэнергии. Но каждый мегаватт будет золотой, и никто не отработает эти затраты. Сейчас мы проектируем парогазовую ТЭЦ мощностью 950 МВт. Из них 350 МВт мы готовы отдать чебоксарцам Говорят, что на Чебоксарском водохранилище плохая экология - много мелководий, они гниют. Но сейчас их 320 кв км. Если соотнести с площадью Чебоксарского водохранилища, то получается 30% мелководья. Если сделать стоячий пруд от Чебоксар до Нижнего Новгорода, то будет 490 кв км мелководья. Да, пропорция будет другая - 17%. Но гниют не пропорции, а конкретные квадратные километры.

Автор: Корр. Елена Жаркова

Картина дня
Рекомендуем
Спорт
Более 25 женских любительских футбольных команд создано в Нижегородской области
ИА «Время Н» познакомилось с особенностями нижегородского проекта «Футбольные мамы».
Общество
Правильные ответы и имена победителей этапа конкурса «Преобразившаяся история»
Следующее задание на конкурс будет опубликовано на сайте 4 февраля.
Эксклюзив
Специалисты работают над концепцией ревитализации квартала «Сименс и Гальске» в Нижнем Новгороде
Сейчас она находится на стадии уточнений.
Общество
«Русполимет» увеличил выпуск продукции в 2024 году
Глава компании подвел итоги года и рассказал о планах группы.