«Нижегородскому бизнесу нужно придать уверенности для выхода на мировые рынки»
1 ноября 2012 года, 09:19
— Галина Павловна, Евро Инфо Консультационный Центр — Нижегородская область создан около полутора лет назад на базе НОУ «Центр Бизнес Практики «Лидер». Чего удалось достигнуть за этот период?
— На данный момент с нашей помощью около полусотни нижегородских предприятий ищут потенциальных партнеров в Евросоюзе. Основной инструмент поиска — размещение профиля компании в Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network). Профиль компании содержит информацию о товарах и услугах, предлагаемых компанией, конкурентных преимуществах, географии потенциальных партнеров и потребности в сотрудничестве. Наша целевая аудитория — это экспортно-ориентированный малый и средний бизнес Нижегородской области. Кроме размещения профилей, мы оказываем его представителям информационно-консультационную поддержку. На практике это выливается в организацию и проведение конференций, семинаров, деловых встреч. Мы информируем нашу целевую аудиторию через электронные рассылки и нашу электронную газету «ЕвроКонтакт». Главное — помочь предпринимателям наладить контакты с зарубежными партнерами. Думаю, в ближайшее время их количество заметно увеличится.
— Вы как-то отслеживаете заключенные при вашем участии сделки?
— Стараемся. Но времени не всегда хватает. А наши клиенты, получив контакт, просто начинают работать. Поэтому бывает так, что мы узнаем о сделках постфактум.
— Как вы оцениваете готовность нижегородских малых предприятий к экспортным и кооперационным проектам с зарубежными партнерами?
— Как достаточно низкую. Это связано, прежде всего, со страхом малых компаний выходить на мировую бизнес-арену. Предприниматели плохо представляют, что их там ждет. Им не хватанет знаний европейского законодательства, особенностей рынка Европы. Они находятся в ситуации неопределенности, и наша задача — снизить эту неопределенность, придать людям уверенность в своих силах, показать, что у многих из них есть хорошие продукты, с которыми можно выходить на европейский рынок.
Второй фактор — невысокая конкурентоспособность нашего бизнеса на мировом рынке. Малому и среднему бизнесу нужно еще многому учиться, и наши эксперты готовы ему в этом помочь.
— Какие коммуникационные особенности ведения бизнеса существуют в разных странах Европы?
— В каждой стране можно найти свои особенности. Большой интерес для сотрудничества вызывает Германия. Немцы — очень пунктуальны, любят ясность и конкретику. Они хотят, чтобы им давали проработанные бизнес-проекты с понятной перспективой. Если на свои вопросы они не получают ответы, то их интерес к сотрудничеству угасает.
— Что именно хотят от нижегородского бизнеса европейцы?
— В первую очередь они рассматривают Россию, как большой рынок сбыта. Им интересно сотрудничать с дистрибьюторами, которые преуспели в продажах. Реже запрашивают контакты для возможности создания совместных предприятий. Ну, и, разумеется, европейцев интересует сотрудничество в инновационных проектах, поэтому с удовольствием рассматривают проекты в области высоких технологий.
— Кроме Германии, которая является нашим основным европейским партнером, какие-нибудь еще страны этой части света являются территорией активного делового сотрудничества? Допустим, Италия или Греция?
— По Греции нам запросов не поступало; видимо, нестабильная экономическая ситуация в этой стране играет свою роль. А вот Италия интересна нашим бизнесменам. Нижегородские делегации периодически посещают ее. Например, очередная группа предпринимателей выезжает на выставку в Милан 5 ноября. Сформировалась бизнес-миссия из представителей отраслей металлообработки, художественных промыслов, производства отделочных материалов, здравоохранения.
Интересным плацдармом для проникновения на европейский рынок являются страны Центральной и Восточной Европы. Там гораздо легче организовать бизнес, чем в Западной Европе, и при этом ваша компания уже приобретет статус европейской, что облегчит ей выход на другие рынки Евросоюза.
К слову, в начале октября мы были с бизнес-миссией в Чехии, Австрии и Венгрии. Наши предприниматели получили ценные бизнес-контакты и весьма важную информацию, например, о финансовой поддержке экспортеров со стороны банка Volksbank, единственным акционером которого является Сбербанк. Сегодня российские компании, которые выходят на рынки Австрии и Чехии, в частности, могут надеяться на получение кредитов, которые заметно дешевле тех, что им предлагают в России. Так, по словам представителя правления Volksbank, речь можно вести о ставке от 4% годовых, при условии, что компания зарегистрирована в Австрии или Чехии. Согласитесь, это весьма заманчивое предложение.
— Можно ли после вступления в России в ВТО ожидать всплеска экспортно-импортных операций?
— В сегменте малого и среднего бизнеса всплеск вряд ли возможен. Необходима подготовительная работа, которая поможет снять существующие на сегодняшний день проблемные вопросы.
— В связи с этим, какую задачу вы ставите перед собой на ближайшую перспективу?
— Мы будем продолжать информационно-консультационную деятельность для потенциальных экспортеров, причем приглашаем всех желающих в наши программы. Параллельно с этой работой мы начнем отбирать компании, которые уже готовы выходить на рынок Европы, и помогать конкретно им. Это будут специальные консультационные проекты. Мы будем сопровождать их шаг за шагом до тех пор, пока предприниматели не найдут своих партнеров в Европе.
Автор: Корр. Александр Михайлов